Цель более углубленного анализа урока – показать его эффективность в решении психологических задач:
• 1) обучение эстетическому восприятию художественного произведения;
• 2) восприятие высших духовных чувств учащихся;
• 3) развитие мышления и речи;
• 4) развитие воображения и творческих способностей;
• 5)формирование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
• 6)усвоение новых знаний, представлений и понятий, формирование умений их приобретения.
1. Обучение эстетическому восприятию художественного произведения.
• Как была проведена подготовка к эстетическому восприятию художественного произведения?
• Как был преподнесен литературный материал учителем?
• Помогло ли воспринять художественную индивидуальность и неповторимость литературного произведения, вызвало ли непосредственный интерес к произведению у учащихся?
• Какие эмоциональные реакции, высказывания детей выражали их непосредственное впечатление и раскрывали оценочное отношение к воспринятому?
• Какие приемы обучения эстетическому восприятию художественного произведения использовались учителем?
2. Развитие высших духовных чувств школьника.
• Наблюдалось ли формирование эстетического отношения к действительности, предполагающее воспитание чувств прекрасного и возвышенного, трагического и комического?
• Было ли активизировано развитие таких моральных чувств, как чувство долга, товарищества и дружбы и стремления развивающейся личности?
• Какие приемы использовал учитель для развития высших духовных чувств личности и на сколько они эффективны?
• Каковы были особенности внешнего проявления чувств детей как показатели значимости для них произведения?
|
3. Развитие мышления и речи у учащихся.
• С помощью каких приемов и форм работы учитель добивался активности мыслительной и речевой деятельности учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, словарная работа и т.д.)?
• Какие виды мышления и речи развивались на уроке, какие мыслительные операции активизировались?
• Какие виды самостоятельной работы, направленной на развитие мышления и речи, использовались на уроке?
4. Развитие воображения и творческих способностей учащихся.
• Какие образы или приемы воображения, связаны с индивидуальной неповторимостью художественного произведения, были активизированы у учащихся?
• Какую роль в этом сыграли наглядность, анализ изобразительных средств, используемых автором?
• Какие конкретные приемы были использованы учителем для создания у учащихся того или иного образа (агглютинация, типизация, гиперболизация)?
• Какие виды творческих работ были проведены на уроке и как учитель руководил раскрытием творческих способностей учащихся, в чем они проявились?
5. Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного и беглого чтения.
• были ли соблюдены учителем общие психологические условия формирования навыков с учетом специфики навыков чтения?
• Как соблюдались гигиенические условия чтения?
• Какие виды ошибок допускали в чтении учащиеся?
• Какие приемы работы над правильностью чтения использовал учитель?
• Способствовала ли работа по предупреждению и исправлению ошибок чтения формированию навыка правильного и беглого чтения?
|
• Проводилось ли предупреждение интерференции и обучение правильному переносу усвоенных навыков чтения на новые тексты?
• Учитывалась ли специфика литературного жанра в обучении выразительному чтению?
• Каким образом учитель, формируя навык выразительного чтения, обучал раскрытию характерных особенностей образов, картин, изображенных в тексте, показу авторского отношения к событиям, поступкам героев, передаче эмоциональной тональности произведения?
6. Усвоение новых знаний, представлений и понятий и формирование умений их приобретения.
• Какие новые представления и понятия давались учащимся на уроке?
• Соблюдались ли психологические условия формирования представлений и понятий у младших школьников?
• Какие приемы использовались для формирования представлений и понятий?
• Как проводилось предупреждение и исправление ошибок при обогащении знаний?
• Формировались ли умения приобретать новые знания, какие именно?
• Как проходила работа с научно-популярным текстом и какие умения вырабатывались у учащихся?
Выводы
• Общая оценка решения всех психологических задач урока;
• Возможные пути его совершенствования.
! При анализе урока внеклассного чтения дополнительно отмечается:
• Насколько урок расширил круг чтения учащихся?
• Формировались ли их читательские интересы?
• Осуществлялось ли руководство самостоятельным чтением учащихся?
• Пробуждались ли они к творчеству, благородным поступкам?
Приложение 6