Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение
«Пермский педагогический колледж № 1»
Методические рекомендации к производственной практике ПП.01
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
(к пробным урокам литературного чтения) для студентов специальности
Преподавание в начальных классах
Пермь, 2016 г
Одобрено кафедрой
педагогики и методики
начального образования
Протокол № _ 1 от_1 сентября 2016 г._
Заведующий кафедрой _________________ Мартынова Т.С.
Рассмотрено на заседании методического совета
от «_15_»__декабря__2016 г.
Составители: Иноземцева Т. А., Лужбина А. А. Методические рекомендации к производственной практике ПП.01 ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования (пробные уроки литературного чтения) - Пермь, 2016.- 12 с.
Рецензенты: Ковальчук И.А., зам. директора по УВР МАОУ «СОШ № 93» г. Перми
Будалина Л.А., зам. директора по УВР 1ступени, МБОУ «СОШ № 42» г. Перми
Представленные в методических рекомендациях материалы помогут практикантам приобрести опыт педагогического наблюдения, самостоятельно организовать подготовку и проведение уроков литературного чтения в начальных классах;
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….4 стр.
Содержание практики……………………………………………..6 стр.
Приложения………………………………………………………7 стр.
Литература ………………………………………………………13 стр.
Пояснительная записка
Производственная практика ПП.01 проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и учебным планом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и входит в профессиональный модуль ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования (пробные уроки литературного чтения).
|
Цель практики: формирование филологического компонента профессиональной компетенции (организация и проведение учебно-воспитательного процесса на уроках литературного чтения);
приобретение опытапедагогического наблюдения, подготовки и проведения уроков литературного чтения в начальных классах; развитие мотивации к педагогической деятельности.
Задачи практики:
1. Освоение программ литературного чтения.
2. Формирование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом на уроке литературного чтения и анализа его результатов.
3. Овладение методикой составления конспекта урока литературного чтения, урока внеклассного чтения.
4. Выработка умения осуществлять основные формы организации учебно-воспитательной работы (урок литературного чтения, КТД, внеклассные занятия по литературному чтению и внеурочная деятельность).
5. Сбор материалов для написания курсовой работы.
После прохождения практики студент должен:
иметь практический опыт:
- педагогического наблюдения за учебно-воспитательным процессом на уроке литературного чтения и анализа его результатов;
- составления конспекта урока литературного чтения, урока внеклассного чтения;
- осуществления основных форм организации учебно-воспитательной работы (урок литературного чтения, КТД, внеклассные занятия по литературному чтению и внеурочная деятельность).
- анализа и самоанализа уроков литературного чтения, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, учителем, руководителем педагогической практики, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.
- отбора материалов для написания курсовой работы.
уметь:
|
- находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам литературного чтения;
- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроке с учетом особенностей возраста и уровня подготовленности обучающихся;
- соблюдать технику безопасности на занятиях;
- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
- оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках, выставлять отметки;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков;
- анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения, корректировать и совершенствовать их;
- каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;
- выразительно читать литературные тексты.
В результате прохождения практики формируются следующие компетенции
|
общие:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Данный вид практики способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
5.2.1. Преподавание по программам начального общего образования.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования
Содержание практики
1. Ознакомление с системой работы школы по формированию читательской компетенции младших школьников (методический фонд класса, технические средства и наглядные пособия, календарно-тематический план, план учебно-воспитательной работы учителя, план внеурочной деятельности).
2. Проведение пробных уроков литературного чтения, внеклассного занятия по литературному чтению.
3. Посещение и анализ пробных уроков литературного чтения и внеклассных занятий других практикантов.
4. Изготовление дидактического материала, ЦОР для уроков литературного чтения.
За период практики каждый студент проводит 4 урока литературного чтения.
Студент должен:
· иметь хорошую подготовку по предмету, прочно овладеть основами методики преподавания, знать новую педагогическую и специальную литературу по предмету;
· уметь планировать учебную работу (тематическое и поурочное планирование);
· тщательно и всесторонне готовиться к каждому уроку, проявлять при этом творческую самостоятельность и аккуратность;
· в ходе урока организовать самостоятельную работу учащихся, добиваться вовлечения всех детей в учебную деятельность, осуществлять педагогический контроль и правильно оценивать успехи школьников, быть справедливым и требовательным ко всем учащимся, добиваться улучшения их учебной работы;
· готовить к урокам и использовать наглядный материал, ЦОРы, проводить внеурочную работу по предмету.
Требования к подготовке и проведению урока литературного чтения
- Практикант не позже, чем за 6-7 дней до зачетного урока, берет тему у учителя, получает от него указания и готовит конспект урока.
- На первую консультацию по уроку практикант является к методисту с черновым вариантом конспекта, получает указания, делает исправления в конспекте и переписывает его.
- За два дня до урока студент заверяет у методиста подписанный учителем конспект, готовится к уроку (подбирает или готовит сам необходимые пособия).
- Наглядные пособия, аудио-, видеоматериалы должны быть готовы заранее.
- В день проведения урока практикант является в школу за 30 минут до начала учебных занятий, готовит к уроку все необходимое.
- После урока проводится анализ урока, в котором участвует подгруппа студентов. Практикант записывает замечания методиста в дневник практики.
- Методист выставляет отметку за урок в дневник практиканта
По окончании практики сдается для проверки следующая документация:
1. Дневник прохождения педагогической практики с индивидуальным планом работы, фотозаписью и анализом уроков литературного чтения других студентов-практикантов..
2. 4 конспекта уроков литературного чтения/ внеклассного занятия.
3. Наглядные пособия и дидактический материал, ЦОР, изготовленные студентами.
К итоговой конференции готовятся выступления студентов по актуальным проблемам преподавания литературного чтения в начальной школе.
Приложения
Приложение 1