Примерная памятка для самоанализа урока учителем
(по Поташнику М.М.).
¡ Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
¡ Какие задачи решались на уроке;
l образовательные,
l воспитательные,
l задачи развития?
l Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
¡ Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока?
¡ На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
¡ Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
¡ Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
¡ Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
¡ Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
¡ За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
¡ За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
|
¡ Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
¡ Запасные методические “ходы” на случай непредвиденной ситуации.
¡ Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
¡ Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?
Приложение 7
Самоанализ урока (по Шамовой Т.И.).
¡ Дать краткую характеристику класса, выделить группу учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.
¡ Охарактеризовать тему урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.
¡ Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.
¡ Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.
¡ Показать, как другие этапы работали на главный этап.
¡ Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата).
¡ Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.
Приложение 8
Самоанализ урока (по Куриленко Т.М.).
¡ Была ли достигнута цель урока?
¡ Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?
¡ Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?
|
¡ Как использовалось время на урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?
¡ Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?
¡ Какие были недостатки в ходе урока и почему?
¡ Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?
Рекомендуемая литература
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е изд. - Казань: Центр иннновационных технологий. 2000.
2. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2001, № 3, с. 115-117.
3. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока. Завуч, № 6, 2000, с. 130-131.
4. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч, № 1, 2000, с. 96 - 100.
5. Кульневич С.В. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во "Учитель", 2002. – 224с.
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ урока в начальной школе: Практич. пособие для учителей начальных классов, методистов и руководителей учебных заведений, студентов пед. вузов и колледжей (специальность 031200 ПиМНО), слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. - 256 с.
7. Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока. Составитель Малаховская Т.Н. – Мн.: учебно-методическое учреждение «Минский государственный областной учебно-методический кабинет», 2004.
8. Общие вопросы анализа урока. Самоанализ урока. Опыт ГУО "Политехническая гимназия №6 г.Минска" - https://gymn6.minsk.edu.by/main.aspx?uid=136643
9. Романова О.Г. Урок: самоанализ и анализ. https://festival.1september.ru/articles/515969/