ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении регионального этапа Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция - 2019»
Общие положения
1.1. Региональный этап Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция - 2019» (далее – Конкурс) проводится в рамках Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества «Хоровод традиций - 2019» и в соответствии с Планом областных конкурсных и иных мероприятий Министерства образования и науки Мурманской области на 2019 год, направленных на творческое, духовно-нравственное, интеллектуальное развитие обучающихся и студентов образовательных организаций Мурманской области.
1.2. Настоящее Положение регулирует условия, механизм организации, место проведения и порядок участия в Конкурсе.
Цель и задачи Конкурса
2.1. Цель конкурса – формирование эстетического вкуса и воспитание уважения у подрастающего поколения к народным традициям стран России и ближнего зарубежья.
2.2. Задачи конкурса:
- выявление одаренных юных исполнителей;
- приобщение юных исполнителей к лучшим образцам отечественной культуры и искусства, включение их в диалог культур России;
- развитие творческого потенциала участников, обеспечивающего становление основ гражданской идентичности, успешную социализацию, самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа России;
- изучения и обобщения лучшего педагогического опыта в области художественного творчества.
Организаторы мероприятия
3.1. Организаторами Конкурса являются Министерство образования и науки Мурманской области и Государственное автономное учреждение дополнительного образования Мурманской области «Мурманский областной центр дополнительного образования «Лапландия» (далее – ГАУДО МО «МОЦДО «Лапландия»).
|
Сроки и порядок проведения
4.1. Конкурс проводится с 04 февраля по 31 марта 2019 года (в заочном формате):
с 04 февраля по 15 марта 2019 года – приём заявок и конкурсных материалов;
с 16 марта по 27 марта 2019 – работа Жюри, подведение итогов;
с 28 марта по 31 марта 2019 – направление в Оргкомитет Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества «Хоровод традиций – 2019» на электронный адрес incait2014@mail.ru следующих материалов:
- заявка (Приложение № 5)
- копию протокола Конкурса;
- конкурсный материал победителей и призеров Конкурса.
4.2. По итогам экспертной оценки конкурсных работ на федеральном (заочном) этапе Всероссийского конкурса детских хореографических коллективов «Живая традиция» определяются участники, которым высылается приглашение для участия (очно) в финале Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция - 2019» (май-август 2019 года.)
Условия участия
5.1. К участию в Конкурсе приглашаются учащиеся образовательных организаций Мурманской области основного общего, среднего общего образования, профессиональных образовательных организаций и дополнительного образования, победители муниципального этапа конкурса (победители и призеры значимых конкурсов, смотров муниципального уровня соответствующего жанра, проведенные в 2018-2019 учебном году).
5.2. Конкурс проводится в трех возрастных группах:
1-я группа – 10-13 лет;
2-я группа – 14-16 лет;
3-я группа – 17-18 лет.
5.3. Для участия в Конкурсе необходимо отправить в срок до 15 марта 2019 года в ГАУДО МО «МОЦДО «Лапландия» по адресу электронной почты ost@laplandiya.org с пометкой «Живая традиция - 2019»: следующие материалы:
|
- заявку (Приложение № 1);
- согласие на обработку персональных данных педагогических работников (Приложение № 2);
- согласие на обработку персональных данных обучающегося (Приложение № 3);
- конкурсные материалы (видео, фото материал).
5.4. Лауреаты (1 место) и призёры (2 и 3 место) Конкурса «Живая традиция - 2018», творческие коллективы, имеющие звание «Образцовый детский коллектив», могут подать заявку на федеральный (заочный) этап без участия в региональном этапе, предоставив ксерокопию диплома Конкурса Фестиваля или ксерокопию свидетельства о присвоении звания «Образцовый детский коллектив».
Условия проведения
6.1 Конкурс проводится по номинациям:
Солисты (индивидуальные исполнители):
- вокалисты – народное пение (частушки, страдания, припевки, куплеты, песни литературного происхождения, песни периода различных исторических эпох и событий, самодеятельные песни, колыбельные песни и т.п.)
- сказители (исполнители сказок, былин, пословиц, поговорок, загадок, потешек, афоризмов и пр.)
- исследователи народной культуры (авторы исследовательских работ в области этнографии, краеведения);
- юные мастера декоративно – прикладного творчества (традиционные народные игрушки, авторские и сюжетные игрушки);
- инструменталисты – исполнители на музыкальных инструментах народов России;
- солисты – танцоры.
Солисты (индивидуальные исполнители) вокалисты, сказители, исследователи народной культуры, инструменталисты, танцоры) представляют программу продолжительностью до 10-15 минут, включающую разнохарактерные произведения (песенные, игровые, устный, театральный фольклор и др.), основанные на региональном, традиционном, стилизованном, современном материале.
|
Юные мастера декоративно – прикладного творчества представляют работы в двух частях:
- практическая часть конкурсной работы – участник представляет 2-3 изделия (традиционные народные игрушки, авторские и сюжетные игрушки, изделия народных промыслов России);
- теоретическая часть конкурсной работы должна содержать информацию об изготовлении изделия, об истории происхождения и практической значимости конкурсной игрушки; включать: титульный лист, краткую аннотацию – описание работы (цель, задачи, ожидаемый результат, практическая значимость изделия, историческая справка, выводы, используемая литература) и должна быть выполнена на листах формата А4 в печатном виде, шрифт 14, интервал одинарный. Теоретическая часть работы не должна превышать 5 печатных страниц; приложение – не более 5 страниц.
Материал может быть представлен в виде: исследовательской работы, проекта, презентации или видеофильма, на основе театрализации или художественного рассказа об истории, традициях в изготовлении игрушек. На титульном листе указываются: название работы, полностью фамилия, имя автора, регион, область, полное название образовательной организации, класс, фамилия, имя, отчество педагога.
На заочный этап Конкурса участники присылают фотографии творческих работ.
Коллективы:
- фольклорные коллективы (календарные обряды, массовые песни, народные игры, ряженье, сценки и интермедии, народная драма, раек, кукольный театр, вертеп);
- ансамбли народной (оркестровой) музыки;
- ансамбли народного танца.
Фольклорные коллективы, ансамбли народной (оркестровой) музыки, ансамбли народного танцапредставляют программу продолжительностью до 20 минут, состоящую из образцов старинного и современного песенного, игрового и танцевального фольклора.
6.2 Работы, присланные на Конкурс, не рецензируются и не возвращаются.
Критерии оценки.
7.1. В номинации «Солисты» (индивидуальные исполнители) вокалисты, сказители, исследователи народной культуры, инструменталисты, танцоры):
- соответствие репертуара тематике Конкурса, возрасту и вокальным возможностям участника;
- умение создать яркий исполнительский образ в произведениях конкурсной программы;
- чистота интонирования и выразительность исполнения (музыкального, устного фольклора);
- умение раскрыть глубину содержания и жизненного назначения разнообразных в жанровом отношении образцов песенного фольклора;
- знание и воспроизведение диалектных, музыкально-стилевых особенностей, традиций народной культуры избранного региона;
- эстетическая культура представления конкурсной работы;
- культура костюма и сценического поведения исполнителя;
- умение представить конкурсную работу и защитить её перед жюри.
7.2. В номинации «фольклорные коллективы, ансамбли народной (оркестровой) музыки, ансамбли народного танца»:
- представление песенно-танцевальных традиций конкретного региона в исторически достоверном воплощении с учетом диалектных и стилевых особенностей, либо с учетом современной стилизации;
- знание культурного контекста представляемого материала (ситуация, атрибутика, жизненное предназначение) и умение воссоздать естественные формы и живую атмосферу обрядово-праздничного действа;
- владение навыками импровизации в воссоздании явлений традиционной культуры;
- комплексный подход к представлению различных жанров народной культуры (знание разнообразия обычаев и обрядов, форм и жанров народной культуры; наличие опыта общения с носителями фольклорных традиций; соответствие костюмов и предметов быта традициям избранного региона, возрасту исполнителей);
- культура костюма и сценического поведения исполнителей;
- творческое участие коллективов в досуговых формах общения детей и подростков, умение организовать традиционные игры, совместное пение, танцы.