Группы людей, как и отдельные индивиды, попадая в экстремальные ситуации, подвергаются серьезным испытаниям и реагируют на них. Происходит групповая адаптация к новым условиям и требованиям, в процессе, которой одни группы повышают единство, сплоченность, организованность, умножают свои силы, другие – утрачивают остатки единства, дезорганизуются, начинают конфликтовать, теряют способность действовать сообща.
Реакция носит групповой, целостный характер и не сводится к отдельным индивидуально-психологическим изменениям у ее членов или сумме некоторого их числа. Это связано с принципиальным отличием психологии групп от психологии отдельных людей. Она – интегральный продукт совместной жизни, взаимодействия и общения людей, система индивидуально-психологических систем. Это психологический феномен более высокого системного уровня, чем психология отдельных людей. В нем сливаются взгляды, устремления и усилия всех членов группы, и это придает ему особую силу, влияние и свойства. Психология группы может умножать силы членов группы, повышать продуктивность их деятельности, и это происходит, если в ней задействованы исключительные силы сплочения и положительного влияния. Вместе с тем, негативные характеристики психологии группы (мнения, настроения, интересы и др.) оказывают отрицательное влияние на ее членов.
Общая тенденция поведения людей в экстремальных ситуациях — не быть в одиночестве, находиться вместе, действовать сообща, так как при этом подсознательно или осознанно они чувствуют себя в большей безопасности. Установлено, что один из важнейших путей снижения тревожности индивида – социальная поддержка его со стороны ближайшего окружения, одобрение, подбадривание, уважение (некоторые называют их антистрессом).
|
Хорошо подготовленные и обладающие потенциалом экстремальной устойчивости группы с честью выдерживают нагрузки экстремальных ситуаций. Для них характерны положительные проявления группового поведения и групповой психологической динамики.
В практике известен факт взаимозаменяемости членов коллектива. В организованных группах, специально готовящихся к экстремальным ситуациям, обычно предусматривается распределение обязанностей (кто и что делает). Но сплошь и рядом оказывается так, что, когда такая ситуация внезапно возникает, кого-то не оказывается на месте, либо один или несколько человек сразу получают ранения, а то и гибнут. В таких случаях кто-то из коллектива нередко берет на себя выполнение обязанностей других, совмещая их со своими. Особенно важна такая взаимозаменяемость, когда не оказывается на месте или выбывает руководитель (начальник, командир). Во многих специально предназначенных для действий в экстремальных ситуациях группах профессионалов такая взаимозаменяемость предусматривается и заранее отрабатывается на учебных занятиях: для каждого готовится не менее одного боевого заместителя, а для руководителя – двух.
Жизнь людей содержит достаточно примеров того, что экстремальные ситуации оказываются непосильными не только для отдельных людей, но и изменения целых групп. У недостаточно организованных групп наиболее типичными нарушениями групповой психологии и адаптации деятельности к новым условиям и требованиям бывают:
|
• обнаженное, более демонстративное и частое, чем в обычных условиях, проявление недостатков, свойственных уровню их социально- психологического развития («все плохое всплывает на поверхность»);
• общее ухудшение морально-психологического состояния, появление негативных настроений, обостренных недовольств, нездоровых групповых мнений и оценок по вопросам, связанным с возникшей ситуацией;
• ухудшение взаимоотношений между членами группы и его структурными подразделениями, снижение уровня взаимного уважения, товарищества, коллективизма, солидарности, вежливости, культуры общения, возникновение и обострение существующих конфликтов, распространение конфликтных отношений с первоначального предмета конфликта на другие вопросы жизни и деятельности коллектива (генерализация конфликта);
• усиление и умножение противоречий в группе, появление и увеличение числа противостоящих друг другу микрогрупп, преследующих разные цели;
• генерализация противоречий, проявляющаяся во все большей поляризации мнений и целей, вовлечении в конфронтацию большинства коллектива, объединение всех конфликтующих в две большие подгруппы, противостоящие друг другу;
• постепенная замена изначально деловой цели конфликтов целью «победы» над инакомыслящим любой ценой, включая использование аморальных, демагогических, недобросовестных средств;
• провоцирующее поведение некоторой части членов группы, подталкивание ими других к неприемлемым морально и профессионально, а порой и противоправным действиям;
|
• ослабление управляемости группы, распространение непослушания руководству, попытки некоторых членов группы дискредитировать его, превратить в «козла отпущения», появление требований заменить его;
• ослабление общей целеустремленности деятельности, ухудшение совместной деятельности, усиление ориентации структурных подразделений и отдельных членов группы на «собственные» цели и интересы:
• снижение организационного порядка, дисциплины, распространение неисполнительности, появление прямых отказов от выполнения обязанностей и распоряжений руководства;
• ухудшение качества срывы в работе;
• организационные перестройки группы: замена официальной структуры на неофициальную, насаждаемую не в деловых, а в личных интересах ее апологетов, выдвижение новых лидеров, борьба их за влияние в группе с использованием аморальных и неправомерных средств;
• изменение управления группой, его централизация, появление авторитарного стиля управления, прекращение деятельности демократических институтов группы;
• самостоятельный выход части членов из группы (увеличение «текучести кадров»);
• полный распад группы на несколько самостоятельных мелких групп.
В «синдроме стресса» могут присутствовать негативные компоненты, возникающие у части членов группы и способствующие ее дезорганизации:
• возникновение у людей склонности к конфронтации с лидерством и его носителем – лидером, руководителем;
• появление неприязни к психологическим нагрузкам, связанным с ответственностью за других людей или перед другими людьми;
• отчуждение от интересов группы, субъективное снижение значимости общих целей и дел;
• появление мыслей о большей эффективности индивидуальных путей выхода из стрессовой ситуации, а не коллективных;
• возникновение агрессивного поведения, насилия в отношении других людей.