Мифология и врачевание вавилонян и ассирийцев




Развитие врачевания в Шумере

Первые данные о развитии медицинских знаний у шумеров были получены в конце 19 века. В 1889г. в Ираке при археологических раскопках древнейшего шумерского города – Ниппура среди многочисленных табличек была найдена клинописная табличка с медицинским текстом, которая датируется концом 3-го тыс. до н.э. В ней на шумерском языке даны прописи 15 рецептов. Они разбиты на 3 раздела: припарки, внутренние и наружные лекарственные средства. Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.д.

В Шумере выработались строгие гигиенические правила:

1) не пить воды из грязной посуды;

2) не простирать к богам немытые руки;

3) ограничивать себя в определенного рода пище и т.д.

Врачевание в Вавилоне и Ассирии

История Вавилонского царства начинается во II тысячелетии до н.э., после возвышения г.Вавилона в Нижней Месопотамии. Оно существовало в течение 15 веков - до завоевания персами в 539г. до н.э.

Вавилонское царство достигло наивысшего расцвета во времена царя Хаммурапи (18 век до н.э.), который создал могущественное государство, объединив всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопотамии.

Мифология и врачевание вавилонян и ассирийцев

В целом врачевание вавилонян и ассирийцев носило религиозный и обрядово-магический характер. По их представлениям, во главе мира стояла верховная триада богов: бог неба Áну, владыка земли и воздуха Энлиль и бог Мирового океана Эа.

Помимо верховной триады богов существовали:

Иштар - богиня Утренней звезды. В народе верили, что изображение Иштар приносит исцеление от болезней.

Эрешкигаль - владычица подземного мира - страны, из которой нет возврата.

Гула - богиня врачевания и исцеления (в переводе с шумерского “великая”).

Нингишзида - “владыка дерева жизни”, покровитель врачевания. Эмблемой Нингишзиды был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший одной из эмблем медицины.

Представления о причинах болезней в древней Месопотамии делятся на 3 категории:

1) Возмездие за нарушение предписанных обычаев, обрядов и норм морали Например: “... он приблизился к замужней женщине” или “... он приблизился к жрице своего бога, в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить”.

2) Естественные, связанные с явлениями природы и образом жизни. Например, употребление нездоровой пищи, купание в грязной реке, соприкосновение с нечистотами, бытовые условия.

3) Сверхъестественные. Например, “рука бога”, “дуновение злого духа”, “объятия Ламашту - страшной старухи, которая бродит ночами по городу и бросается на детей, распространяя детскую лихорадку” и т.д.

В середине II тысячелетия до н.э. в древней Месопотамии сформировались 2 основных направления врачевания: асуту и ашипуту

1. Асуту (в переводе с аккадского - “искусство врачевать”), которым занимались асу - (в переводе с аккадского - “знающий воду”). Асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Прогнозы асу чаще всего были благоприятными. Например: “он выздоровеет”, “его нужно лечить”. Прогноз “он умрет” встречается редко.

2. Ашипуту (в переводе с аккадского - “искусство заклинательства”), им занимались ашипу (в переводе с акадского - “заклинающий”). Они связывали болезни со сверхъестественными силами, рукой конкретного бога, демона или злыми чарами, но допускали, что болезни могут возникать и без их участия.

 

Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали, (о вскрытии тел умерших в текстах не упоминается). Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке.

Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т. е. кесаревым сечением) спасти живого младенца.

Ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминания о том, что мы называем оперативным лечением; нет свидетельств об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения или трепанации черепа, столь распространенной в других регионах земного шара. Однако в юридических текстах и сборниках законов говорится о вознаграждении врачевателю за успешное лечение травм или удачно выполненный им «надрез бронзовым ножом».

Во времена Хаммурапи на один сикль серебра (ок. 8,4 г) можно было купить 300 л зерна. По нормам потребления того времени мужчине требовалось в год около 550 л зерна (ячмень) из расчета 1,5 л в день (мясо ели только во время обрядов жертвоприношения). Для женщин и детей нормы зерна были в два раза меньше. Таким образом, пять ёиклёй серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.При общей суровости Законов Хаммурапи столь высокая плата врачевателю за лечение была связана с большим риском его профессии из-за обычая «талиона» (воздаяние равным за равное: око за око, зуб за зуб). В случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию.

В Месопотамии издавна существовали гигиенические традиции. Самые строгие правила предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться начисто выбритым с головы до ног, тщательно вымытым и без одежды. Позднее жрецы стали одевать тонкие белые льняные одежды, очень дорогие в то время.

Древний Египет

Основными источниками по истории и врачеванию древнего Египта являются: описания историков (Мане-фон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий) археологические исследования (включая изучение египетских мумий); записи и изображения на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах, тексты папирусных свитков.

Значительное место в верованиях древних египтян занимал культ животных. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное хивотное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т. д. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах. Убийство священного животного каралось смертной казнью.

Боги врачевания это покровительница врачевателей могучая Сохмет, или Сах-мет (егип. Могущественная) —богиня войны, супруга верховного бога г Мемфис Птаха (она почиталась в образе львицы или львиноголовой женщины) и покровительница женщин и рожениц богиня Тауэрт (ее изображали в виде самки гиппопотама). Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.

Культ умерших: Древние египтяне полагали, что загробная субстанция человека проявляется в 2-х формах:

одна из них - душа (егип. ба) – изображалась в виде птицы с головой человека, существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься в небо к богам;

другая форма – “двойник человека” (егип. ка), который сопровождает человека всю его жизнь, а после смерти и погребения сольется с богом Осирисом в одно целое и будет царить в загробном мире. По представлению египтян «Ка» после смерти человека может посещать гробницу и пользоваться всем, что там оставлено. Поэтому каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и собирал все необходимое для загробной жизни.

Согласно религиозным представлениям древних египтян, каждый умерший представал перед загробным судом, возглавляемым богом загробного мира Осирисом. В качестве обвинителя выступал бог знаний Тот. Бог бальзамирования Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов.

Представления о том, что после смерти человека его загробные субстанции связаны с местом погребения, вызвало стремление сохранить тело от разрушения, т. е. набальзамировать его.

Мумификацией в древнем Египте занимались тарихевтами. Их секрет бальзамирования навеки утерян, однако трупы умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Понятно, что возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие. Народ Египта, начиная с додинастического периода, хоронил умерших в песке соседних с долиной Нила пустынь. 'Завернутые в циновки (без гроба и му-мификации) тела умерших в течение долгого времени оставались почти без изменения: песок высушивал их, предохраняя от дальнейшего разрушения.

Первые представления о строении человеческого тела (анатомия) египтяне получали из практики бальзамирования, которая также свидетельствовала и о достижениях в области химии.

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно высокими.Уже в середине II тысячелетия до н. э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т. д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с влиянием догматов религии.

Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела (например, паралич конечностей), и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

 

Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса.

Папирус содержит около 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных.

Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т. д. Прием подобных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия.

В древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные' заболевания. Об этом свидетельствуют описания историков, оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II, палочка чумы, обнаруженная при обследовании мумий, и другие бесспорные доказательства.

Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний - мочеполового и кишечного шистосомбзов.. Древние тексты сообщают, что характерными признаками заболевания ааа были наличие червей в организме, появление крови в моче («египетская гематурия»), поражение прямой кишки и понос

В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении (хирургии) — хирургический папирус Эдвина Смита.

Врачебная этика Египта требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз:

1) «это болезнь, которую я могу вылечить»;

2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»

3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой.

Однако В целом дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э. Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов.

В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов— «он, который заботится о зубах».Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царств. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который - растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов.

В Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней. Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище: «Египтяне... пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно... Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают себя ради чистоты, предпочитая быть опрятными нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса... Моются они два раза в день и два раза в ночь» (Геродот).

Передача медицинских знаний в древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в специальных школах писцов при храмах и высших школах писцов — «домах жизни». Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству — от отца к сыну.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: