Введение
Пожары были известны человечеству с давних времен. В истории есть много случаев когда один пожар уничтожал целый город, унося с собой многие жизни и нанося непоправимый урон населению.
В новое время появилось пожарное дело, профессия пожарного. Изобреталась и совершенствовалась пожарная техника. В 21 веке противопожарная безопасность включает в себя широчайшую систему мер и действий для предупреждения и ликвидации пожаров. Но, тем не менее, пожары все так же врываются в нашу жизнь, снося все на своем пути.
Пожары в учебных заведениях, к сожалению, не являются исключением и уже давно перестали быть редкостью. Так за период с 1998 по 2003 год в системе образования случилось 11 тысяч пожаров. В огне погибли 177 человек. В 2003 году было зарегистрировано 134, 2006 году - 73, 2007 - 69. За последние годы, как показывает статистика, количество пожаров снижается, однако люди продолжают погибать в огне и получать различные травмы. Материальный ущерб остается по-прежнему высоким.
В печальном перечне высших учебных заведениях, где пожар унес человеческие жизни, числятся:
1993 г | Пензинское училище культуры и искусств | 9 человек |
1995 г | Общежитие РУДН | 4 человека |
1998 г | Московский институт нефти и газа | 4 человека |
1999 г | Московский государственный университет | 12 человек |
2001 г | МИСИ | 10 человек |
2003 г | Общежитие РУДН | 38 человек |
2004 г | Красноярская академия цветных металлов и золота | 1 человек |
2007 г | Новосибирская государственная медицинская академия | 1 человек |
2007 г | Московский институт государственного и корпоративного управления | 10 человек |
Благодаря профессионализму пожарных и проведенной своевременно эвакуации удалось обойтись без жертв в Ивановской государственной медицинской академии (здание было полностью уничтожено огнем, 1996 г.), в Московском государственном строительном университете имени Куйбышева 10 человек пострадали (2001 г.), в Московской государственной консерватории ни кто не пострадал (2002 г.), в новосибирской медицинской академии 2 человека получили ожоги, в Дальневосточном государственном университете и Омском химико-механическом институте обошлось без пострадавших (2003 г.).
|
В высших учебных заведениях за 2005 год при семи зарегистрированных пожарах ущерб понесли только материальные ценности следующие ВУЗы:
Российская академия музыки имени Гнесинных в Москве
Новосибирский государственный технический университет
Российский химико-технологический университет им.
Менделеева в Москве
Калининградский военно-морской институт им. Ф. Ушакова
Московская академия труда и социальных отношений
Саратовский торгово-экономический институт
Красноярский государственный технический институт
Восемь пожаров 2006 года:
Уральский государственный экономический университет в
Екатеринбурге
Государственная морская академия им. Адмирала С.О. Маркова в Санкт-Петербурге
Московский государственный университет леса
Технологический университет в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербургский государственный университет
Московский государственный университет
Саратовская архитектурно-строительная академия
Алтайский государственный университет в Барнауле
В 2007 году крупные пожары зарегистрированы в военно-медицинской академии, технологическом университете и государственном университете города Санкт-Петербурга
|
Сильнейший пожар в Московском авиационном институте в 2009 уничтожил полностью 4-х этажный административный и 2-х этажный лабораторный корпуса, общая площадь пожара составила 4 тысячи м2.
Согласно проведенному анализу причиной половины возгораний в высших учебных заведениях являлось неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении. Поджоги стали причиной лишь 9 процентов пожаров.
Среди других причин возникновения пожаров в вузах нарушение правил эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов, нарушение правил безопасности при проведении газосварочных и огневых работ, изношенность электропроводки.
Пути достижения безопасности учебных учреждений - это прежде всего правильные конструктивно-планировочные решения их зданий, обеспечение путями эвакуации, широкое внедрение автоматических систем сигнализации и пожаротушения, запрещение использования легкогорючих материалов для отделки путей эвакуации и учебных аудиторий, повышение ответственности администрации за состояние пожарной безопасности, а следовательно, за жизнь и здоровье людей.
Особое место в этом перечне занимают вопросы тушения пожаров в учебных заведениях. Пожарные, прибывшие для борьбы с огнем, являются последней надеждой тех, кто попал в огненную беду. Им порой ценой своей жизни приходится исправлять ошибки проектировщиков, халатность строителей, бездействие администрации, некомпетентность надзорных органов.
Именно вопросы тактики тушения возможных пожаров в высших учебных заведениях являются предметом дипломного проекта.
Оперативно-тактическая характеристика Волгоградского государственного университета
1.1 Объемно-планировочные решения Волгоградского государственного университета