Понятие личного сыска
Личный сыск — форма реализации совокупности (комплекса) диктуемых конкретными обстоятельствами ОРМ и методов ОРД, осуществляемых как гласно так и негласно лично оперативниками в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников и решения других задач ОРД. Вместе с тем, отметим, что различные определения понятия «личный сыск» лишены единства.
В специальной литературе личный сыск рассматривается также как метод ОРД (универсальный метод ОРД, либо комплексный метод). При этом отдельные элементы объединены единым термином — «метод», под которым понимается и способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи и совокупность приемов или операций.
Личный сыск в определенной мере рассматривается и как стадия оперативно-розыскного процесса (одним из последовательного ряда сменяющих друг друга фаз, подчиненных интересам раскрытия преступления).
В качестве отправной точки определения сущности личного сыска может быть использовано его понятийное образование. Слово «личный» можно рассматривать как синоним слов «индивидуальный», «самостоятельный»; оно относится к субъекту осуществления действия или действий, связанных с содержанием второго понятийного образования — «сыск», которое правомерно рассматривать как «выявление», «поиск», «розыск». Таким образом личный сыск можно охарактеризовать как обнаружение, выявление, поиск, розыск, осуществляемый лично или индивидуально субъектом этих действий.
Еще в дореволюционной России термин «сыск» получил распространение и вполне определенное значение. Им обозначались специальные мероприятия не процессуального характера по установлению и обнаружению неизвестных или скрывшихся преступников, т.е. значение сыска стало отождествляться с действиями уполномоченных лиц или полиции, причем эти действия непроцедурного, свободного характера имели, тем не менее, строго определенную направленность на раскрытие преступления и задержание преступника. В этом аспекте целесообразно рассматривать и современное значение личного сыска.
|
В связи с тем, что личный сыск является составной частью ОРД он может осуществляться только для достижения целей и решения задач, предусмотренных ФЗ об ОРД. Из этого следует, что должностные лица ОРО имеют право осуществлять личный сыск, ориентируясь на такие объекты, как лица, представляющие оперативный интерес; криминальные факты в виде преступлений и сведения о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес; данные, касающиеся обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу; предметы и документы, могущие служить вещественными доказательствами; имущество, подлежащее изъятию в возмещение причиненного ущерба.
Вместе с тем, не исключается проведение ОРМ личным сыском и для решения частных задач ОРД, преследующих конечные цели этой деятельности.
Следует отметить, что ФЗ об ОРД предписывает решение задач ОРД путем личного участия должностных лиц в организации и проведении ОРМ. Вместе с тем было бы неоправданным отождествлять личный сыск лишь с осуществлением оперативником ОРМ. В противном случае любое личное участие в проведении ОРМ следует признать личным сыском, а любая совокупность ОРМ может образовать понятие «личный сыск».
|
Личный сыск представляет собой не разовое (отдельное) мероприятие, а их совокупность, определенный процесс, при котором осуществляется комплекс целенаправленных ОРМ, выбор и сочетание которых диктуются конкретными обстоятельствами и решаемыми задачами ОРД. Исходя из этого, например, опрос, наведение справок или наблюдение не могут отождествляться с личным сыском, а рассматриваются лишь как его элементы, составные части.
В процессе личного сыска реализуются различные ОРМ в любой последовательности и совокупности, диктуемой конкретно складывающейся ситуацией. Фактические основания для проведения конкретных ОРМ предопределяются результатом одного или совокупности предшествующих действий, на основании которых оперативником, осуществляющим личный сыск, делается выбор последующего ОРМ, определяется его вид и тактика.
Субъект, осуществляющий ОРМ личным сыском, может сообразно обстановке действовать как гласно, так и негласно, опрашивать и проводить наблюдение, осматривать помещение, участок местности где он находится, наблюдать за объектом ОРМ, наводить справки в отношении конкретного лица, устанавливать и отождествлять его личность и др. Проведение отдельных ОРМ может корректироваться им в процессе личного сыска с учетом полученных новых данных. Это позволят определить тактику осуществления конкретного ОРМ, совокупность и последовательность тактических приемов, очередность проведения ОРМ, выбрать наиболее целесообразный метод, будь то наблюдение, опрос, наведение справок и т.д., конкретизировать их цели и пути достижения желаемого результата.
|
Поскольку объекты ОРМ не афишируют свою противоправную деятельность, а, наоборот, путем различных ухищрений стремятся сохранить в тайне их подготовку и совершение, скрыть следы и ввести в заблуждение правоохранительные органы, то и методы деятельности оперативников при реализации ОРМ личным сыском имеют разведывательно-поисковый характер, причем осуществляются они как гласно, так и негласно.
Применительно к различным видам ОРМ многолетней практикой выработаны соответствующие приемы и правила конспирации по скрытому либо зашифрованному проведению ОРМ, направленных на добывание и использование необходимой информации. При осуществлении личного сыска на лицо, его осуществляющее, возлагается обязанность по соблюдению конспирации, которая обусловлена необходимостью сохранения в тайне факта и цели проведения ОРМ, а также принадлежность субъекта личного сыска к ОРО. Такая зашифровка используется преимущественно, а ее осуществление предполагает предварительную подготовку. Для ее осуществления, как правило, избираются наиболее доступные способы, например использование оперативного гардероба, поведение сообразное обстановке и др. ФЗ об ОРД в этих целях представляется право использовать документы, зашифровывающие личность, ведомственную принадлежность или принадлежность к ОРО. Как представляется, при личном сыске допустимо и целесообразно проведение таких ОРМ, как опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Целесообразность их использования при личном сыске подтверждена многолетней практикой ОРО, а возможность осуществления прямо и косвенно закреплена в ведомственных нормативных правовых актах.
Перечисленные ОРМ применяются в комплексе. Их перечень не является случайным, поскольку ФЗ об ОРД прямо ограничивает возможность проведения ряда ОРМ не только индивидуально оперативником, но и неспециализированным оперативным подразделением. Например, ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, ПТП с подключением к стационар-1 ной аппаратуре, со снятием информации с технических каналов связи проводятся специализированными подразделениями ОРО. Это связано с тем, что эти ОРМ связаны с ограничением конституционных прав граждан и имеют особо установленный законом порядок их проведения. Более того, при их осуществлении необходима и тщательная подготовка, конспирация, специальные познания и навыки, что в конечном счете и предопределяет специализацию и ограничение проведения таких ОРМ в индивидуальном порядке или неспециалистами.
Имеются ограничения и относительно проведения в процессе личного сыска отдельных ОРМ, которые при различных обстоятельствах ограничивают конституционные права либо связаны с повышенным риском. Это касается, например, негласного обследования помещений, проверочной закупки предметов или веществ, изъятых из гражданского оборота. Повышенный риск этих и отмеченных выше ОРМ связан как с обеспечением физической безопасности лиц, их осуществляющих, так и с угрозой уголовной ответственности за нарушение установленного законом порядка их осуществления, а также с опасностью обнаружения и соответственно дискредитации деятельности ОРО в целом в случае, если станет известно об их осуществлении, например, при нарушении первичной обстановки на обследуемом объекте.
Следует максимально ограничить в процессе личного сыска самостоятельное осуществление столь острого с позиции права и безопасности ОРМ, как оперативное внедрение, даже если оно носит краткосрочный характер. Это тем более оправдано, что целью оперативного внедрения при осуществлении личного сыска должны быть либо получение оперативной информации, либо задержание подозреваемого с поличным, пресечение совершаемого им преступления.
Наиболее часто в процессе личного сыска применяется опрос. Это не случайно, поскольку опрос как универсальная форма межличностного общения широко используется в сфере борьбы с преступностью. С учетом содержания и значения добываемых фактических данных, представляющих оперативный интерес, при опросе могут применяться различные тактические приемы, что делает его гибким, эффективным и поэтому востребованным мероприятием ОРД. Его использование в личном сыске позволяет решать ряд оперативно-розыскных задач, в том числе документирования преступных действий объектов ОРМ: выявление свидетелей, установление предметов и документов, которые могут быть доказательствами, проверка достоверности полученной информации.
При проведении опроса определяется круг лиц, представляющих оперативный интерес. Опрос может проводиться и в случаях, когда эти лица известны, и когда таких лиц необходимо выявить. В каждом конкретном случае это решается с учетом обстоятельств совершенного или особенностей подготавливаемого преступления, а также содержания и объема имеющейся у оперативника и необходимой дополнительной информации. Так, при раскрытии преступлений по горячим следам, прежде всего, устанавливаются приметы преступников и определяется направление, в котором они скрылись. Для этого опрашиваются лица, которые в момент совершения преступления находились на месте происшествия или вблизи него. Сведения о лице (лицах), известном оперативнику, могут быть получены при проведении опроса по месту жительства, работы, учебы, отдыха, досуга. С учетом индивидуальных интересов, увлечений, навыков, круга знакомых проверяемого (разрабатываемого) число опрашиваемых может быть достаточно обширным.
Для предотвращения угрозы возможной мести со стороны преступников или иного оказания давления на свидетелей, а также проведения опроса в более безопасных условиях, располагающих к откровенности и обеспечивающих тайну ОРМ, в личном сыске может применяться опрос, исключающий разглашение перед посторонними лицами, как его содержания, так и самого факта его проведения. В процессе личного сыска возможны выявление лиц, представляющих оперативный интерес, установление события преступления, обнаружение похищенного имущества и иных предметов и явлений, указывающих на признаки приготовления или совершения преступления, на основе установления сходства или тождества по заранее известным свойствам и признакам.
Выявление лиц, представляющих оперативный интерес, может быть основано как на их индивидуальных признаках, так и на признаках поведения. Эти данные выявляются и подтверждаются в процессе проведения опросов, осмотров, осуществления наблюдения. В тех случаях, когда известны приметы лиц, причастных к подготовке или совершению преступления, их можно распознать по признакам внешности. Успех таких действий во многом зависит от того, насколько эти признаки характерны и как точно они описаны. Собрав и оценив информацию о признаках, по которым возможно отождествление, необходимо выделить наиболее существенные — индивидуальные признаки внешности, наиболее характерные признаки предметов и орудий преступления, например шрамы, порезы, пигментные пятна, татуировки, дефекты речи, определенное строение тела, телодвижения, нервный тик, употребление излюбленных фраз или конкретных «слов-паразитов» и др.
Еще одной важной составляющей определения содержания анализируемого понятия личного сыска является обозначение субъекта этого действия. Из ФЗ об ОРД и ведомственных нормативных правовых актов усматривается, что субъектами ОРМ являются должностные лица ОРО: все ОРМ, предусмотренные ст. 6 ФЗ об ОРД, организуются и проводятся при их личном участии. Что касается должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан, то в ФЗ об ОРД идет речь лишь об использовании их помощи. Поэтому субъектами личного сыска не рассматриваются конфиденты и иные лица, оказывающие содействие ОРО, которые хотя и используют отдельные элементы личного сыска, тем не менее, могут являться лишь его участниками.
Разведывательно-поисковые мероприятия в рамках этого комплекса ОРМ могут непосредственно осуществляться как одним субъектом, так и группой. В частности, в ОВД для решения ряда задач выделены специализированные подразделения по выявлению и раскрытию отдельных видов преступлений в основном личным сыском (карманных краж, мошенничества).
Личный сыск ориентирован и предопределен нормами ФЗ об ОРД, УК, УПК, ведомственных нормативных правовых актов, которые составляют его правовую основу. Эти нормы как содержат прямые указания на его осуществление, так и создают правовые предпосылки, основания, порядок и направленность его осуществления. Осуществление личного сыска предполагает нормативно установленный порядок оформления и использования его результатов.
Характерной чертой личного сыска является и то, что в процессе реализации ОРМ его субъекты руководствуются не только положениями норм ФЗ об ОРД, но и законодательными актами, определяющими их полномочия. В частности, Закон «О
милиции» (п.18 ст. 11) предоставляет право сотрудникам милиции входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление. Соответственно должностное лицо, осуществляющее личный сыск и преследуя преступника, вправе войти в жилое помещение, при раскрытии преступления «по горячим следам» может не только реализовывать ОРМ, но и на основе их результатов и в зависимости от складывающейся обстановки выполнять действия и незамедлительно принимать решения, выходящие за рамки ОРД, но вытекающие из его полномочий.