Задания для самостоятельной работы по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» для студентов 2 курса специальности «Юриспруденция»
Методические рекомендации по выполнению
Письменных заданий
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом по учебной дисциплине в свободное от обязательных аудиторных занятий время.
Содержание самостоятельной работы студента по учебной дисциплине определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, задачами и указаниями преподавателя.
Самостоятельная работа обеспечивается системой учебно-методических средств, предусмотренных для изучения учебной дисциплины: учебники, учебные и методические пособия, конспекты лекций, планы семинарских занятий, и др. В процессе самостоятельной работы студент изучает научную и специальную монографическую литературу, пользуется периодическими изданиями, справочниками. Эта работа может проводиться в библиотеке университета, в учебных аудиториях, а также в домашних условиях.
Результаты данной работы студента над учебным материалом проверяются на семинарских занятиях, в процессе проведения текущего и итогового контроля знаний и умений студента.
Как показывает опыт, оправдывает себя практика конспектирования материала, который не был охвачен лекцией, по вопросам как семинарского занятия (задача для самостоятельной подготовки), так и итогового контроля знаний. Это предоставит помощь (значительно сократит время) при подготовке к экзамену
Результаты выполнения задач на практических занятиях или самостоятельной подготовки должны отображаться (привлекаться к ней) в специальной тетради-практикуме, которая предоставляется вместе с конспектами лекций на итоговый контроль для оценок качества работы студентов в аудиторное и вне аудиторное время.
В тетради-практикуме должны аккуратно высказываться результаты выполнения заданий в виде конспекта самостоятельно изученных вопросов, схем, таблиц и т.п.
Критерии оценивания самостоятельной работы
Выполнение самостоятельного домашнего задания (10 баллов)
- полное и своевременное выполнение задания (четко сформулировал своё мнение поизучаемой теме/проблеме, аргументировал его. Приведены данные отечественной и зарубежной литературы, статистические сведения, информация нормативно-правового характера. Обучающийся знает и владеет навыком самостоятельной работы по теме исследования; методами и приемами анализа теоретических и/или практических аспектов изучаемой области. (Работа оформлена правильно).
Выполнение самостоятельного домашнего задания (8 баллов)
- выполнение задания, но с некоторой неточностью (работа характеризуется смысловой цельностью,связностью и последовательностью изложения; допущено не более одной ошибки при объяснении смысла или содержания проблемы. Для аргументации приводятся данные отечественных и зарубежных авторов. Продемонстрированы исследовательские умения и навыки. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы, нет. Допущены одна-две ошибки).
Выполнение самостоятельного домашнего задания (6 баллов)
- выполнение задания несвоевременно, или не в полном объеме (обучающийся проводит самостоятельный анализ основныхэтапов и смысловых составляющих проблемы; понимает базовые основы и теоретическое обоснование выбранной темы, но допущены ошибки при рассмотрении содержания проблемы);
Выполнение самостоятельного домашнего задания (0 баллов)
- отсутствие выполнения домашнего задания
Практические задания для самостоятельной работы
Задание № 1
1. Охарактеризуйте в схеме органы власти ФРГ.
2. Раскройте сущность государства как субъекта конституционно-правовых отношений.
Задание № 2
1. Охарактеризовать современный парламент: эволюция, структура, порядок формирования.
2. Привести примеры использования методов субординации и координации в конституционном праве зарубежных стран.
Задание № 3
1. Привести примеры материальных и нематериальных видов объектов конституционно-правовых отношений зарубежных стран.
2. Приведенные нормы поделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Проанализируйте их:
- «Функции члена правительства несовместимые с парламентским мандатом» (ст. 28 Конституции Франции 1958 г.);
- «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» (ст. 19 Конституции Японии 1946 г.);
- «В заседании правительства также может принимать участие Государственный контролер» (ст. 95 Конституции Литовской Республики 1992 г.).
Задание № 4
1. Определите суть общей и специальной правосубъектности участников конституционно-правовых отношений.
2. Привести примеры применения конституционно-правовой ответственности в конституционном праве зарубежных стран.
Задание № 5
1. Расхождение между юридической и фактической конституцией возможно лишь в реакционных государствах. Какова ваша позиция по этому вопросу? Подтвердите или опровергните утверждение примерами.
2. Фердинандс Лассаль подчеркнул, что «действительная конституция страны - это фактическое соотношение сил, существующих в государстве; конституция тогда лишь крепкая и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил». Как вы понимаете это выражение? Выясните социально-политическую сущность конституции, проанализировав это выражение.
Задание № 6
1. Определите, какие социальные функции, воплощенные в положениях конституции:
- «Каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность. Свобода личности незыблема» (ч. 2 ст. 2 Конституции Германии 1949 г.);
- «Конституция является верховным законом страны и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, которые противоречат ей в целом или ее частям, не имеют законной силы» (ст. 98 Конституции Японии 1946 г.);
2. Определите особенности разработки и принятия конституции США
1787 года.
Задание № 7
1. Особенности британского права и судебной системы Великобритании.
2. Роль Верховного суда США в системе разделения властей: анализ мнений зарубежных и российских ученых.
Задание № 8
1. Применяется ли к конституциям зарубежных стран термин «фиктивная конституция»?
2. Составьте логические схемы «Место Верховного Суда США и
Федерального конституционного суда Германии в системе конституционных сдержек и противовесов», где укажите на взаимоотношения судов с главой государства, парламентом и правительством.
Задание № 9
1. Дать характеристику Конституций по способу принятия и внесения в нее изменений в указанных странах: Италии, США, Польши, Франции, Японии.
2. Определите формы организации и формы выражения конституционных норм.
Задание № 10
1. Определите юридическую природу нормативно-правовых актов Франции.
1. Составьте логические схемы «Место главы государства в системе
сдержек и противовесов в ФРГ, Великобритании», где укажите на взаимоотношения главы государства с парламентом, правительством и судами.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Задание 1.