Литература
- Вартанова Е.Л. Медиаобразование как приоритет общественного развития // Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин / под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. – М.: МедиаМир, 2010. –320 с. – С. 5–16.
- Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт на всех уровнях школьного образования предписывает создание информационно-образовательной среды, которая включает «комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ- оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде». Эта информационно-образовательная среда, согласно «Стандарту…», выполняет множество функций, среди которых актуальной становится организация «дистанционного взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования». Эта функция неслучайно возникла в «Стандарте…», так как развитие и расширение информационного пространства меняет статус человека: он становится не только пассивным потребителем готовых медиапродуктов, но и активным участником процессов их распространения и даже производства [1; с. 3]. С этой реальностью ШКОЛЕ нужно считаться, поэтому наряду с традиционными формами и приемами взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся и представителей общественности должны использоваться такие, которые могут быть организованы с привлечением различных медиа. Среди них главное место занимает интернет.
|
В современных исследованиях по формированию медиаграмотности у школьников в качестве одной из проблем отмечается отсутствие в образовательной практике систематической работы по развитию у детей таких знаний и умений, которые связаны с эффективным использованием средств и ресурсов интернета. В частности, об этом говорят результаты всероссийского исследования цифровой компетентности родителей и подростков, проведенного в 2013 году. В этой работе выделены такие проблемы, как:
- получение подростками знаний об интернете «на ощупь», вне диалога и рефлексии;
- преобладание потребительского отношения к интернет-ресурсам;
- закрытость корпоративной культуры общеобразовательных учреждений, их низкая активность по обмену коллективным опытом через сетевые сообщества, группы и так далее;
- неготовность большинства учителей к роли интернет-наставников и модераторов [2; с. 133–135].
В связи с этим актуально создание в школе такой информационно-образовательной среды, которая действительно становится открытой, включает максимальное количество участников образовательного процесса и позволяет решать различные образовательные и воспитательные задачи.
Традиционно информационная открытость школы создается посредством официального сайта в интернете. Тем не менее, как показывает практика, большинство школьных сайтов пассивны, выполняют только информационную функцию и по сути являются онлайн-хранилищем различных официальных документов, как того и требуют нормативные акты. Существующие кадровые и технические проблемы неактивности сайтов мы предлагаем разрешить путем вовлечения разных категорий участников образовательного процесса в создание информационно-образовательной среды школы посредством активного участия в деятельности школьного пресс-центра, работающего с различными медиа: печатной газетой, телевидением и собственно социальными сетями.
|
В этой модели принципиально новым для нас становится смещение деятельности пресс-центра в социальную сеть «ВКонтакте» по следующим причинам:
- эта социальная сеть популярна среди школьников;
- создание и модерирование групп, страниц («пабликов») не требует специальных знаний в области программирования и достаточно просто в обслуживании;
- есть возможность создавать мультимедийный и интерактивный контент, получать обратную связь от посетителей страницы или группы;
- можно вступать во взаимодействие с представительствами других СМИ и образовательных учреждений;
- наличие мобильной версии сайта «ВКонтакте» упрощает коммуникацию со школьниками, так как именно подростки являются наиболее активными пользователями мобильного интернета.
Технология веб 2.0, которая лежит в основе функционирования социальных сетей, предполагает активную совместную деятельность разных интернет-пользователей по созданию и отбору контента, поэтому данная особенность делает социальные сети более выигрышными по сравнению с традиционным школьным сайтом в плане формирования медиакомпетенций у обучающихся и педагогов.
|
Страница школьного пресс-центра в «ВКонтакте» аккумулирует информацию о событиях школьной и внешкольной жизни. Одна из основных установок информационной политики – создание уникального контента, а не «перепосты» с других страниц или групп: объявления о мероприятиях и акциях, новости, опросы и голосования, оповещения об итогах конкурсов и соревнований, обзоры интернет-ресурсов и прочее. В создании контента участвуют, в первую очередь, педагоги-модераторы и школьники- представители школьных СМИ, которые обладают необходимыми знаниями в области школьной журналистики и умеют работать с различными интернет-сервисами. Затем эта информация в переработанном виде отражается в газете и в новостных выпусках телевидения, и здесь на первый план выходит, во-первых, создание целостной картины школьной жизни; во-вторых, аналитика. И если основными потребителями информации СО страницы школьного пресс-центра в социальной сети являются обучающиеся, то газета, растиражированная печатным образом, адресована более широкому кругу читателей, который включает и группу неактивных пользователей интернета: обучающихся, учителей, родителей и т.п. С другой стороны, электронная версия газеты на странице в социальной сети и на сайте школы позволяет выйти пресс-центру за пределы школы. Для телевидения страница в социальной сети и на сайте школы пока оказывается единственным каналом распространения.
Несмотря на широкие возможности социальных сетей в решении вопросов медиаобразования, существуют следующие проблемы: