Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» – один из центров образования, науки и культуры, осуществляющий на уровне ведущих современных достижений образовательную, научную и социально-культурную деятельность в целях развития и реализации кадрового, культурного, научного, производственного потенциала, удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования, обеспечения интенсивного устойчивого развития общества с рыночной экономикой, основанной на знаниях.
Для успешной реализации Миссии университет «Дубна» провозглашает Политику в области обеспечения качества образования, которая базируется на следующих приоритетах:
1. Университет «Дубна» принимает следующую концепцию качества образования: Качество образования – это:
- степень соответствия профессиональной подготовки выпускников университета «Дубна», его научной и учебно-методической продукции и услуг потребностям и ожиданиям и государства в целом, работодателей и отдельных граждан (обучаемых и сотрудников университета «Дубна»);
- поиск университетом «Дубна» лучших путей, лучших способов работать более эффективно Университет «Дубна» нацелен на удовлетворение изменяющихся потребностей и ожиданий общества и всех заинтересованных сторон на создание достойных условий работы и жизни студентам и сотрудникам.
2. При оказании образовательных услуг университет «Дубна» стремится улучшать качество на основе построения системы качества (СК) и изучение «лучших практик» ведущих университетов России и мира.
|
Руководству университета «Дубна» отводится лидирующая роль в организации работ по повышению результативности СК.
3. Мы рассматриваем современное образование как процесс, объединивший обучение, воспитание, исследования и инновации, обеспечивая это инновационным стилем руководства – управление знаниями сотрудников и обучаемых, способных к инновациям и поиску наиболее эффективных путей решения поставленных задач.
4. Руководство университета «Дубна» несет ответственность за распространение культуры качества на все направления образовательной деятельности, на каждый учебный процесс.
5. Университет «Дубна» признает, что в обществе, основанном на знаниях, необходимость обучения в течение всей жизни превращается в реальность и нацелен:
- активно внедрять систему многоуровневой и непрерывной подготовки кадров;
- развиваться как интегрированное образовательное учреждение, реализующее программы различных уровней, в том числе исследовательские (магистерские), обеспечивающие каждому обучаемому возможность формирования индивидуальной образовательной траектории;
- осуществлять послевузовское сопровождение своих выпускников (помощь в трудоустройстве, повышение квалификации, профессиональная подготовка, обучение в аспирантуре и докторантуре), способствующее их карьерному росту.
6. Для достижения намеченных целей университет «Дубна» намерен добиваться вовлечения персонала и обучаемых в построение и постоянное улучшение системы качества. Мы приветствуем взаимодействие сотрудников и обучаемых с руководителями любого уровня и обмен идеями по вопросам повышения качества научно–образовательной деятельности университета «Дубна». Качество становится делом каждого. Объявляя доктрину персональной ответственности, руководство университета «Дубна» берет на себя обязанность по организации обучения сотрудников в области качества и мотивации каждого к постоянному улучшению результатов своей работы.
|
7. Университет «Дубна» намерен развивать международные программы профессиональной подготовки и участвовать в совместных научных исследованиях, учитывая тенденции в формировании и развитии единого образовательного пространства и тем самым обеспечить своим студентам, аспирантам и преподавателям возможности для поиска собственной сферы превосходства.
8. С целью реализации подхода к принятию решений, основанных на фактах, университет «Дубна» считает необходимым осуществление мониторинга и оценки результативности СК, проведения самооценки и внутренних аудитов основных и вспомогательных процессов, а также информирование общественности о достигнутых результатах в области качества образования.
9. Университет «Дубна» намерен демонстрировать высокую социальную ответственность перед обществом и способствовать формированию личности специалиста, гармонично сочетающей в себе высокопрофессиональный уровень, активную гражданскую позицию, приверженность культурным ценностям, здоровому образу жизни и стремление к физическому совершенству.
|
Мы ожидаем, что к 2012 году будет завершено претворение в жизнь основных идей политики университета «Дубна» в области качества образования. В частности, мы ожидаем прогресса:
- В повышении удовлетворенности всех заинтересованных сторон результатами научно-образовательной деятельности университета «Дубна» и его филиалов на основе внедрения и непрерывного совершенствования общеуниверситетской системы обеспечения качества образования;
- В создании единого образовательного пространства для университета «Дубна», включая филиалы, с целью оперативного обмена новациями в учебном процесс и результатами научно-исследовательской деятельности;
- Во внедрении инновационных программ, новых информационных технологий и результатов НИР в учебном процессе;
Руководство университета «Дубна» одобрило изложенную выше Политику и берет на себя ответственность за её реализацию и создание условий, необходимых для достижения целей, внедрение принципов настоящей Политики и её доведение до сотрудников на всех уровнях.
Выполнение настоящей Политики является обязанностью и делом чести каждого сотрудника университета «Дубна».
В условиях постоянно изменяющихся внешних факторов политика может подвергаться анализу и корректировке.
Стратегическими направлениями деятельности университета «Дубна» являются:
развитие фундаментальных и прикладных научных исследований;
формирование и развитие научно-педагогических школ;
активное взаимодействие с ведущими научными, образовательными и производственными центрами;
стимулирование студентов, преподавателей и сотрудников к интеграции традиционных академических ценностей и предпринимательских идей;
формирование гармонично развитой личности и подготовка специалиста, способного быть лидером, работать в команде, действовать и побеждать в условиях конкурентной среды;
сопровождение выпускников образованием через всю жизнь и содействие их успешной деловой карьере.
Реализация нашей миссии направлена на то, чтобы университет «Дубна» стал международно-признанным центром подготовки специалистов мирового уровня и инноваций в области высшего образования
5.3.3 Политику в области качества формирует, утверждает и организует ее проведение ректор университета. При разработке Политики в области качества учитываются:
- стратегические приоритеты развития университета;
- характер будущих улучшений, необходимых для успешной деятельности университета «Дубна»;
- текущие результаты анализа удовлетворенности потребителей и заинтересованных
- сторон университета «Дубна»;
- стандарты и директивы ENQA;
- информация о результатах функционирования СК университета «Дубна» за предыдущие периоды;
- ресурсы, необходимые для реализации Политики в области качества.
5.3.4 При формировании Политики в области качества высшее руководство основывается на реальных фактах и информации, запрашиваемой у руководителей структурных подразделений, посредством ежегодных отчетов.
5.3.5 Для реализации Политики в области качества, высшее руководство университета:
- обеспечивает общее руководство качеством образовательных услуг;
- четко определяет ответственность, полномочия и взаимодействие структурных подразделений университета и их руководителей в реализации функций управления качеством и решении задач по ним;
- доводит Политику в области качества до всего персонала так, чтобы любой работник понимал ее значение;
- обеспечивает выполнение требований Политики в области качества всеми работниками университета;
- принимает меры к работникам, допускающим действия, противоречащие принципам, заложенным в Политике в области качества.
5.3.6 Все работники университета ознакомлены с Политикой в области качества. Вновь принимаемые на работу знакомятся с Политикой в области качества в отделе кадров университета «Дубна». Ответственность за ознакомление персонала с Политикой в области качества на уровне структурных подразделений университета возложена на руководителя структурного подразделения.
5.3.7 Политика в области качества находится во всех структурных подразделениях университета, а также размещена на информационных стендах и официальном веб-сайте университета «Дубна».
5.3.8 Политика в области качества подлежит регулярному (раз в несколько лет) пересмотру ректором университета (п.5.6), о чем делается запись в ОКОИО. При внесении изменений в Политику в области качества, ответственность за ее актуализацию возложена на начальника ОКОИО и ответственных исполнителей в структурных подразделениях.
5.3.9 Политика в области качества относится к контролируемым документам и на нее распространяется действие обязательной ДП «Управление документацией СК».
5.4.Планирование
5.4.1 Цели в области качества
5.4.1.1 Высшее руководство университета «Дубна» сформулировало в Политике в области качества главную цель университета, которая определяет основные стратегические направления развития университета, формулируемые и реализуемые в порядке, установленном в ДП «Стратегическое развитие университета «Дубна».
5.4.1.2 На основании главной цели и анализа фактических и прогнозируемых требований потребителей, Минобрнауки РФ высшим руководством для процессов СК университета «Дубна» определены:
- измеримые цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения лицензионных и аккредитационных требований;
- уровни их действия: структурные подразделения (управления, службы, отделы, факультеты, кафедры, центры и др.), а также персонал.
5.4.1.3 Цели в области качества для процессов СК, структурных подразделений и персонала пересматриваются по мере актуализации Политики в области качества.
5.4.1.4 Ответственность за актуализацию целей в области качества и доведение их до структурных подразделений и персонала, задействованного в процессах СК вуза, возлагается на ПРК. Ответственность за доведение целей в области качества до персонала возлагается на руководителей структурных подразделений и процессов СК университета.
5.4.1.5 Информация о показателях целей в области качества содержится в информационных картах процессов.
5.4.2 Планирование СК
5.4.2.1 Под планированием СК понимается разработка, внедрение и улучшение СК, ориентированной на потребителя и другие заинтересованные стороны.
5.4.2.2 Высшее руководство университета обеспечивает создание и развитие внутривузовской СК для выполнения требований, приведенных в п. 4.1 настоящего РК, путем:
- разработки планов создания, внедрения и развития СК;
- актуализации документации СК для поддержания ее в рабочем состоянии;
- постоянного улучшения результативности СК на основе систематической проверки
качества предоставляемых научно-образовательных услуг, периодического контроля и анализа функционирования СК, обратной связи с заинтересованными сторонами.
5.4.2.3 Ректор университета «Дубна» отвечает также за поддержание работоспособности СК по мере внесения в нее изменений. Ответственность за работоспособность СК возложена на назначенного ректором ПРК.
5.4.3 Планирование процессов СК университета «Дубна».
5.4.3.1 Университет спланировал и разработал процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла основной и вспомогательной продукции. Планирование процессов жизненного цикла продукции согласовано с требованиями к другим процессам СК (п. 4.1 настоящего РК).
5.4.3.2 При планировании жизненного цикла продукции университет установил:
- цели в области качества и требования к продукции;
- потребность в разработке процессов и документов;
- необходимую деятельность по верификации и валидации, мониторингу, контролю и испытаниям продукции;
- записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и произведенная продукция соответствуют требованиям (п. 4.4.3 настоящего РК).
5.4.3.3 Результат этого планирования представляется в виде соответствующих документов. Планирование производственных процессов документируется в виде:
- планов работы Ученого Совета и Советов факультетов, Учебно-методического совета;
- планов приема и выпуска специалистов;
- планов работы и развития отдельных подразделений и университета в целом;
- тематических планов научных исследований и т.д.
5.4.3.4 Выделяются пять основных категорий процессов, непосредственно относящихся к процессам жизненного цикла продукции:
- процессы, связанные с потребителями (Маркетинг образовательных услуг, содействие в трудоустройстве);
- проектирование и разработка образовательных программ;
- закупки (довузовская подготовка, прием студентов);
- управление устройствами для мониторинга и измерений (управление инфраструктурой и производственной средой (оборудование, аудитории);
- производство и обслуживание (реализация основных образовательных программ, управление образовательной средой, информационно-техническое обеспечение).
5.5.Ответственность, полномочия и информирование
5.5.1 Распределение прав, ответственности и обязанностей
5.5.1.1 Ответственность и полномочия персонала
5.5.1.1.1 Для обеспечения эффективного управления качеством определены ответственность и полномочия на всех уровнях управления университетом.
5.5.1.1.2 Ректор университета обеспечивает понимание и неуклонное проведение Политики в области качества на всех уровнях, несет ответственность за общее руководство качеством, планирование, определяет стратегию и устанавливает приоритеты в решении проблем качества, выделяет соответствующие ресурсы для эффективного функционирования СК и достижения основных целей университета.
5.5.1.1.3 Руководители структурных подразделений и процессов университета проводят свою работу в соответствии с Политикой в области качества, требованиями настоящего РК, Уставом и другими нормативными документами СК университета.
5.5.1.1.4 Руководители структурных подразделений и процессов университета несут ответственность за достижение целей в области качества, эффективное планирование, управление, обеспечение и улучшение качества в рамках своих функциональных направлений.
5.5.1.1.5 Каждый член трудового коллектива университета несет ответственность за реализацию Политики и целей в области качества и выполнение требований СК в рамках своих должностных обязанностей.
5.5.1.1.6 Обязанности, права, ответственность и порядок взаимодействия персонала, который руководит, выполняет и проверяет работы, влияющие на качество, определены и установлены в нормативных документах СК, Уставе, положениях о структурных подразделениях, ДИ, персональных инструкциях руководителей и сотрудников.
5.5.1.2 Представитель руководства по качеству
5.5.1.2.1 Ректор университета назначил приказом по университету представителя руководства по качеству, ответственного за СК Университета «Дубна».
5.5.1.2.2 Функциональными обязанностями ПРК Университета «Дубна» являются:
- взаимодействие с высшим руководством при выполнении требований ГОСТ Р ИСО
9001-2008 по вопросам разработки Политики и целей в области качества, системы показателей результативности СК;
- обеспечение планирования, разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии СК Университета «Дубна» в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9001-2008,
- стандартов и директив ENQA;
- участие в заседаниях Совета по качеству в качестве председателя, деятельность которого определяется Положением о Совете по качеству Университета «Дубна»;
- утверждение кандидатур ответственных исполнителей в структурных подразделениях университета и координация их работы в области выполнения целей СК в подразделениях университета;
- контроль проведения внутренних аудитов (проверок) (утверждение годовых планов, программ проведения и результатов внутренних аудитов (проверок));
- координация работы по мониторингу СК, контроль результативности процессов СК, деятельность по анализу полученных данных для высшего руководства университета;
координация и контроль деятельности по мониторингу и измерению продукции: анализу данных для улучшения, анализу и устранению несоответствий на уровне университета;
- контроль работоспособности СК по мере внесения в нее изменений;
- координация составления отчетов о функционировании СК и доведение данных до высшего руководства университета;
- при взаимодействии с высшим руководством университета осуществляет разработку
КД и ПД, управляет разработкой проектов по улучшению деятельности СК.
5.5.1.3 Руководители процессов СК Университета «Дубна»
5.5.1.3.1 Ректор Университета «Дубна» приказом по университету назначил руководителей (владельцев) процессов, которые уполномочены:
- определять требования к входным данным своих процессов и их показатели;
- проводить КД и ПД для управления процессом, а также планируемые мероприятия
для его улучшения;
- запрашивать ресурсы для обеспечения процесса, проведения КД/ПД, а также для мероприятий по улучшению процесса;
- разрабатывать и вносить изменения в управляющую документацию процесса.
5.5.1.3.2 Руководитель процесса несет ответственность за менеджмент процесса во всех его аспектах — планирование, управление, обеспечение, улучшение и оценка процесса.
5.5.1.4 Внутреннее информирование
5.5.1.4.1 Высшее руководство Университета обеспечивает обмен информацией в университете с верхних уровней управления на нижние путем:
- организационно-распределительной документации (приказов, распоряжений, нормативных документов) и др. видов документации;
- заседаний УС, Ректората, Совета по качеству и других совещательных органов по направлениям деятельности;
- университетских печатных органов;
- совещаний и заседаний на всех уровнях управления;
- собраний и конференций трудового коллектива университета «Дубна»;
- электронную базу документооборота университета «Дубна», локальную сеть университета.
5.5.1.4.2 Ответственность за обмен информацией, исходящей с верхних уровней управления университетом, возложена на ректора университета «Дубна».
5.5.1.4.3. На уровне факультетов (кафедр) обмен информацией с верхних уровней управления на нижние осуществляется через:
- распоряжения по факультету (кафедре);
- заседания Совета факультета;
- собрания коллектива факультета (кафедры);
- информационные стенды, локальную сеть университета «Дубна».
5.5.1.4.4 Ответственность за обмен информацией на уровне факультетов (кафедр) возлагается на деканов факультетов (заведующими кафедрами).
5.5.1.4.5 Высшее руководство обеспечивает обмен информацией по вопросам результативности СК университета «Дубна» через:
- заседания УС, включая ежегодное расширенное заседание по итогам года;
- заседания Ректората и других совещательных органов по направлениям деятельности;
- проведение обучающих семинаров в области менеджмента качества; совещания с ОИ в структурных подразделениях;
- информационные стенды, печатные издания университета, наглядные информационные материалы, научно-методические издания, статьи в центральной и местной печати.
- локальную сеть университета.
5.5.1.4.6 Ответственность за обмен информацией по вопросам результативности СК возложена на ПРК университета «Дубна».
5.5.1.4.7 Высшее руководство обеспечивает обмен информацией с нижних уровней управления – на верхние путем:
- собраний и конференций трудовых коллективов университета, факультетов, кафедр, отделов, управлений, центров;
- приема по личным и служебным вопросам;
- деловой переписки (докладные, служебные и аналитические записки, заявления);
- публикаций в печатных изданиях университета.
5.5.1.4.8 Ответственность за данный обмен информацией, исходящей с нижних уровней управления, возлагается на ректора (проректоров по направлениям деятельности), деканов факультетов, заведующих кафедрами и руководителей отделов, управления, центров, лабораторий.
5.5.1.4.9 Обмен информацией по горизонтальным уровням управления в университете осуществляется через:
- заседания Ректората, заседания деканов факультетов, заседаний др. совещательных органов университета по направлениям деятельности;
- совещания заведующих кафедрами;
- собрания трудовых коллективов вуза, факультетов, кафедр, отделов, управлений, центров, лабораторий.
5.5.1.4.10 Ответственность за обмен информацией по горизонтальным уровням управления возлагается на руководителей структурных подразделений.
5.5.1.4.11 Особенно важным направлением организации внутреннего обмена информацией о функционировании СК является институт ОИ в структурных подразделениях.
5.6.Анализ СК со стороны руководства
5.6.1 Общие положения
5.6.1.1 Руководство университета на заседаниях УС один раз в год рассматривает результаты деятельности университета в области качества с целью обеспечения постоянной пригодности СК университета «Дубна», ее адекватности и результативности.
5.6.1.2 Для анализа со стороны руководства начальник ОКОИО проводит анализ данных и формирует материалы для доклада по итогам деятельности Университета «Дубна» в области качества, которые согласуются с ПРК. В анализ входит оценка возможностей улучшения и потребности в изменениях в СК университета, в том числе в Политике и целях в области качества.
5.6.1.3 ПРК Университета «Дубна» готовит итоговый доклад, который зачитывается и обсуждается на расширенном заседании УС. На основе анализа эффективности предыдущих запланированных мероприятий вносится предложение по корректировке планов действий, направленных на совершенствование СК и улучшение качества образовательных услуг Университета «Дубна». В плане мероприятий указываются необходимые ресурсы.
5.6.1.4 Записями анализа СК со стороны руководства являются стенограммы и решения УС, которые утверждаются ректором университета. Решения УС доводятся до сведения персонала через заседание советов факультетов и кафедр, а также (по мере необходимости) до прямых потребителей и заинтересованных сторон. Ответственность за управление записями анализа СК со стороны руководства возлагается на ученого секретаря ученого совета университета «Дубна».
5.6.2 Входные данные анализа
5.6.2.1 Входные данные для анализа СК со стороны руководства:
- отчеты по результатам комплексной проверки университета экспертами в сфере образования Рособрнадзора при лицензировании и аккредитации;
- отчеты о внутренних аудитах (проверках) СК университета;
- отчеты по результатам внешних аудитов (проверок), инспекционных проверок Органом по сертификации СК;
- отчета по результатам самообследования по критериям конкурса «Системы обеспечения качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» Рособрнадзора;
- отчетов экспертов по итогам конкурса Рособрнадзора;
- обратная связь с потребителями (результаты опросов студентов, и предприятий-работодателей);
- рейтинговая оценка университета (сведения Минобрнауки РФ);
- отчеты начальника отдела анализа рынка труда и планирования профессиональной карьеры о результатах трудоустройства и адаптации выпускников вуза к условиям рынка труда;
- аналитические записки начальника ОКОИО и доклады ПРК Университета «Дубна» о повышении результативности деятельности СК;
- анализ исполнения процессов СК и соответствия образовательных услуг требованиям ФГОС;
- акты сдачи-приемки научно-исследовательской продукции, прокламации на несоответствующую продукцию;
- отчеты о предпринятых ПД и КД;
- отчет о выполнении решений, принятых по результатам предыдущего анализа;
- показатели деятельности кафедр и факультетов (рейтинговая оценка);
- предложения сотрудников и студентов;
- сведения об изменении в законодательстве и документах Минобрнауки РФ, способных повлиять на деятельность университета и другие.
5.6.3 Выходные данные анализа
5.6.3.1 Выходными данными анализа СК со стороны руководства являются:
- предложения по улучшению СК и образовательных услуг в соответствии с требованиями потребителей и заинтересованных сторон;
- программы внутренних аудитов (проверок) процессов, оценки качества предоставляемых образовательных услуг;
- потребность в необходимых ресурсах и др.
6. Менеджмент основных процессов СК университета «Дубна»
6.1.Планирование основных процессов системы качества университета «Дубна»
Планирование процессов, необходимых для СК осуществляется исходя из стратегии и политики в области качества с учетом требований заинтересованных сторон (см. п. 4.2, 4.3, 5.2, 5.3 настоящего руководства).
Планирование процессов включает:
- определение процессов, непосредственно влияющих на качество образовательной, научной и иных видов деятельности и конкурентоспособность университета «Дубна»;
- установление требований к процессам (см. п.6.2);
- наличие соответствующей документации на процессы;
- назначение ответственности за процесс;
- обеспечение процессов необходимыми ресурсами (см. п. 7.1).
Непосредственное планирование основных образовательных программ описано в разделе 6.2.2.7
6.2.Процессы, связанные с потребителями (ГОСТ Р ИСО 9001:2008, п. 7.2)
6.2.1 Процесс 2.1. «Маркетинг образовательных услуг»
В университете «Дубна» проводится работа по определению и анализу требований потребителей и заинтересованных сторон, предъявляемых к качеству образовательных услуг Университета «Дубна», а также поддержанию обратной связи с потребителями.
6.2.1.1 Определение требований потребителей, относящихся к продукции
6.2.1.2 Потребителями образовательных услуг университета «Дубна» являются:
-абитуриенты (родители, попечители);
- студенты;
- предприятия (организации) – работодатели.
6.2.1.3 Кроме требований потребителей, университет учитывает требования заинтересованных сторон: Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, администрации г. Дубна, Министерство образования и науки Московской области и др.
6.2.1.4 Требования абитуриентов определяются на основании данных о конкурсе по отдельным специальностям и направлениям подготовки. На основании анкетирования при приеме заявлений, а также при устном опросе абитуриентов и их родителей.
6.2.1.5 Требования предприятий-работодателей определяются на основании заявок на трудоустройство молодых специалистов, бакалавров, магистров, договоров на обучение, сведений служб занятости г. Дубны и МО, количества нетрудоустроенных выпускников университета по отдельным направлениям и др.
6.2.1.6 В Университете «Дубна» ответственность за определение требований потребителей образовательных услуг возложена на отдел анализа рынка труда и планирования профессиональной карьеры, которым проводятся маркетинговые исследования рынка труда: рыночный прогноз востребованности и развития каждого направления, оценка конкурентоспособности выпускников, университетские деловые (партнерские) связи с постоянными и долговременными потребителями выпускников университета.
6.2.1.7 Обязательные требования Минобрнауки РФ к образовательным услугам, изложены в нормативной документации Минобрнауки РФ, а именно: во ФГОС ВПО по направлениям подготовки, лицензионных и аккредитационных показателях для университетов.
6.2.1.8 Результатом процесса является информация о требованиях потребителей к образовательным услугам университета, которая документируется в соответствующих записях. Эта информация используется при совершенствовании учебных планов направлений, основных образовательных программ, а также методик преподавания отдельных учебных дисциплин, направлений подготовки и специальностей, планов научно-исследовательской и инновационной деятельности.
6.2.1.9 Анализ требований, относящихся к продукции (ГОСТ Р ИСО 9001:2008, п. 7.2.2)
Потребность в анализе требований потребителей, относящихся к образовательным услугам университета, возникает в случае их предоставления на договорной основе с условием полного или частичного возмещения затрат.
6.2.1.10 Договоры на предоставление образовательной услуги могут быть заключены:
- между университетом и студентом (попечителем);
- между университетом, студентом (попечителем) и предприятием;
- университетом и субъектом Федерации.
6.2.1.3.3 Договоры на предоставление образовательной услуги заключаются в соответствии с требованиями ФГОС.
6.2.1.3.4 Способность университета к предоставлению образовательной услуги в соответствии с требованиями ФГОС подтверждается бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования и свидетельством о государственной аккредитации.
6.2.1.3.5 Дополнительные требования, возникающие при заключении договоров на обучение с полным возмещением затрат, могут быть реализованы в процессе дополнительного профессионального образования в соответствии со специально разработанными учебными планами и программами учебных дисциплин.
6.2.1.3.6 Дополнительные требования, возникающие при заключении договоров на обучение с полным возмещением затрат, реализуются в соответствии с Положением о платных образовательных услугах.
6.2.1.3.7 Если требования к образовательной услуге в договоре изменены, на проректора по учебной работе и декана факультета возлагается ответственность за обеспечение действий, чтобы соответствующие документы (например, учебные планы) были исправлены, а заинтересованный персонал был поставлен в известность об изменившихся требованиях.
6.2.1.3.8 В университете ведутся записи об анализе договоров (соглашений, контрактов) и последующих действий.
6.2.1.4 Связь с потребителями (ГОСТ Р ИСО 9001:2008. п. 7.2.3).
6.2.1.4.1 В университете «Дубна» определены процессы, осуществляющие связь с потребителями, касающиеся информации обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей и рекламации.
6.2.1.4.2 Постоянная связь с потребителями, касающаяся информации об образовательных услугах, реализуется в процессе профориентационной работы. Профориентационная работа проводится в виде бесед о направлениях подготовки университета на предприятиях, в организациях, школах, колледжах, лицеях и др. общеобразовательных учебных заведениях; работы отдела анализа рынка труда и планирования профессиональной карьеры и центра подготовки кадров для особой экономической зоны; агитационной работы с абитуриентами в период приема документов, проведения «Дней открытых дверей» Университета «Дубна» и др.
6.2.1.4.3 Университет осуществляет обратную связь с потребителями (студентами, их родителями, выпускниками, предприятиями и др. заинтересованными сторонами) с целью определения соответствия образовательной услуги их требованиям. Для этого используется социологический метод, например, анкета студента, анкета выпускника, анкета работодателя, оценивающая качество выпускников. Ежегодно проводится оценка каждого направления университета Минобрнауки РФ. В университете (на кафедрах, в ОКОИО) собираются также отзывы, письма, статьи и др. материалы для использования в качестве рекламных материалов и свидетельств его успешной деятельности.
6.2.1.4.4 В целях постоянного мониторинга информации о востребованных направлениях научно-исследовательской деятельности, требований заказчиков в университете «Дубна» создана ассоциация Молодых ученых. Для поддержки малых инновационных предприятий создаваемых на базе университета в рамках 217 ФЗ, создан бизнес-инкубатор, а также отдел по инновационной деятельности, оказывающий методическую помощь и поддержку научно-исследовательских молодых коллективов Университета «Дубна».
6.2.1.4.5 Процессы, связанные с потребителями, являются ключевыми процессами. Они связаны с внешними сторонами университета и оказывают решающее воздействие на достижение главных целей университета. Результатом процессов, связанных с потребителями, является установление требований к качеству образовательных услуг и информация об их соответствии.
6.2.2 Управление Основной образовательной программой и квалификациями (ГОСТ Р ИСО 9001:2008 п. 7.3)
Процесс 2.2. «Проектирование и разработка образовательных программ»;
6.2.2.1 Цель процесса 2.2. «Проектирование и разработка образовательных программ» состоит в создании комплекса учебно-методических материалов, обеспечивающих подготовку бакалавров, магистров (специалистов) по определенным направлениям подготовки (специальностям).
6.2.2.2 Описание процесса 2.2 «Проектирование и разработка образовательных программ», информация о его потребителях и поставщиках, установленные требования к входам и выходам процесса, а также документированный порядок деятельности в рамках процесса приведены в Методических рекомендациях к разработке ООП при переходе на ФГОС.
6.2.2.3 Планирование проектирования и разработки ООП (ГОСТ Р ИСО 9001:2008, п.7.3.1)
6.2.2.4 Процесс проектирования образовательных программ инициируется:
- необходимостью открытия нового направления;
- изменением требований ФГОС ВПО;
- внесением предложений по улучшению ООП.
6.2.2.5 Ответственными за процесс проектирования и разработки ООП являются заведующие выпускающими кафедрами, осуществляющими выпуск специалистов (или ответственные разработчики из числа наиболее опытных преподавателей, назначаемые приказом ректора). Они работают во взаимодействии с деканами факультетов, проректором по учебной работе.
6.2.2.6 Процесс 2.2 «Проектирование и разработка образовательных программ» состоит из микропроцессов следующего уровня:
1) открытие направления подготовки;
2) разработка и улучшение ООП.
6.2.2.7 Основанием для принятия решения об открытии нового направления подготовки служат результаты анализа потребностей рынка образовательных услуг в Московской области и регионах центральной России. Результатом процесса открытия направления является лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере ВПО (приложение к лицензии).