Глава 2 Политический консалтинг в России.




Политический консалтинг в России появился в начале 1990-х гг., а как научная дисциплина стал изучаться и преподаваться в университетах лишь с 2000 г. Первым российским политическим консультантом принято считать Г.Сатарова, который в 1990 г. вместе с С.Станкевичем создал Центр прикладных политических исследований «Индем». Примерно в это же время начал практиковать политическое консультирование С.Кургинян, возглавлявший Экспериментальный творческий центр.

Первые результаты деятельности российских политических консультантов датируются 1993 г., когда Партия российского единства и согласия смогла получить на выборах 4,5 млн голосов, работая с консультантами фирмы «Никколо М». На этих же выборах Ассоциация политического консалтинга Нике работала с партией «Предприниматели за новую Россию», а Ассоциация политических наук помогала добиться успеха партии «Женщины России».

После кампании 1993 г. рынок политических услуг в Россипереживал депрессию из-за падения спроса. Многим политическим консультантам пришлось искать другие места работы, в частности в государственных структурах. Одни перешли в аналитические центры Государственной Думы и Совета Федерации, другие, как, например, политические консультанты М.Урнов, Л.Смирнягин, Э.Паин, согласились принять посты государственных чиновников.

В 1995 г. начался очередной бум политического консультирования. Разгорелась борьба за выгодные заказы. Случайных заказчиков не было, все жестко поделено. Каждый центр имел свою клиентуру, за которой стояли те или иные финансово-политические группировки. В середине 1990-х гг. политических консультантов опекали Мост-банк, Онексимбанк, концерн Гермес. Центру стратегического анализа и прогноза благоволили Газпром и Тверьуниверсалбанк. Ассоциацию политического консалтинга Нике субсидировали нефтегазовые экспортеры. В середине 1990-х гг. иметь своего имиджмейкера считалось так же престижно, как содержать личного парикмахера или портного. Тогда это было действительно модно, но и практично, с точки зрения политиков. Растущий спрос на политические услуги уравновешивался не менее широким предложением. Центр политического консультирования «Никколо М» так рекламировал свой конечный продукт: «Основным результатом нашей работы являются: построение и коррекция имиджа клиента, разработка стратегии публичного поведения субъекта (лидера партии, фракции)»

После выборов президента России в 1996 г. рынок политического консалтинга окончательно структурировался, определились ведущие игроки, хотя в нем еще и чувствовался определенный хаос. Одновременно с этим в российском обществе сформировался не вполне лицеприятный образ политического консультанта. Сами политические консультанты считают, что в этом виноваты случайные люди, освоившие профессию: «Эти люди создают репутацию нашей профессии. Какой сейчас у нас имидж?

Люди, которые зарабатывают огромные деньги, дурят клиентов, пользуясь их неопытностью и набором умных слов; не несут никакой ответственности ни перед кандидатом, ни перед электоратом за ту политическую ситуацию, которую так или иначе создают, используя «грязные» технологии. Пришел, нагадил и ушел - вот такой нелестный образ создают некоторые, с позволения сказать, имиджмейкеры». Однако с конца 1990-х гг. наметилась тенденция структурирования рынка политических услуг, появился определенный класс политических консультантов, для которых проведение выборов стало основной профессией. Да и сами клиенты стали опытнее и требовательнее: «Рынок стал более структурированным. Немногие компании предоставляют полный спектр существующих услуг в этой области. Хотя можно назвать те узкие направления, где пока еще спрос превышает предложение. Во-первых, политическая социология. Это специальный жанр социологии, и далеко не все удачно в нем выступают. Требуется умение работать с политическими рейтингами, картами электоральных ожиданий, которые позволяют верно строить стратегию всей кампании. Во- вторых, политические стратеги, которые разрабатывают стратегию всей кампании и держат в фокусе ее основные линии. Еще очень востребованной стала профессия менеджера политической кампании. Клиенты заметно поумнели. Они предъявляют гораздо большие требования к качеству продукта, лучше понимают происходящее. Можно только порадоваться тому, что все большее количество потенциальных клиентов будет отказываться от работы недобросовестными консультантами».

В конце 1990-х гг. по мере появления квалифицированных кадров наметилась тенденция превышения предложения политических консультантов над спросом. Молодых политических консультантов вытеснили в регионы. Там они обеспечивают себе заказы во многом и за счет демпинга.

В начале 2000-х гг. российский рынок политического консалтинга начал приобретать новую, более профессиональную форму. Из бизнеса сезонного характера, приводящего к тому, что в перерывах между выборами спрос на консультантов падал, оставляя их без работы, политический консалтинг начал постепенно превращаться в профессиональную индустрию. «…Сегодня ситуация может исправиться в связи с тем, что на рынке появляется все больше политических проектов, которые могут и не включать в себя избирательные кампании, но требуют консультантов. Это создает новые условия для формирования рынка политического консультирования, его кадровой и профессиональной стабилизации. Таким образом, мы можем надеяться, что люди, занятые в этой сфере бизнеса, смогут постоянно, а не от сезона к сезону, повышать свой профессиональный уровень. Возможно, мы придем к ситуации, когда спрос на политический консалтинг будет удовлетворен в полной мере и на соответствующем качественном уровне». Политические консультанты нового поколения в отличие от «старичков» имеют профильное профессиональное образование в коммуникационной сфере; они менее креативны, но более технологичны; для них в коммуникационной деятельности процесс зачастую важнее результата. В общем, они хорошие правильные англоговорящие современные менеджеры в отличие от менеджеров «ненормальных», определяющих рынок десятилетие назад.

Реалии рынка политического консультирования ХХI в. в России - это политическое позиционирование в пространстве жизнедеятельности партий, которое носит название «политический дизайн». «Единый политический дизайн - это такая организация политического пространства, при которой все элементы действующего в нем политического субъекта находятся в гармонии. Обладая системностью, единый политический дизайн отличается от имиджевых и брендовых стратегий. Его крупными блоковыми составляющими выступают социальная роль, основные цели политического субъекта в целом, имидж, репутация, бренд, поведение, текст, стиль. Важными структурными элементами политического дизайна как системы являются личность политического лидера и стиль его поведения, идеи, ценности, месседж, визуальный и аудиальный образ, логотип и основные цвета, стиль поведения членов партии или движения, дизайн формы и содержания текстов, офисов, полиграфии». В истории российского политического консультирования были и сложные периоды. После отмены губернаторских выборов в 2005 г. дальнейшее существование профессии политического консультанта оказалось под вопросом. Изменения в законодательстве привели к модификации масштабов и характера работы политического консультанта: «Резкий уход в индивидуальное местное самоуправление говорит о том, что надо выходить в поле и строить демократию. Это и небольшие районы, и поселки городского типа, районные администрации. Огромное количество муниципалитетов требуют технологической поддержки. Период жирных и больших проектов временно прошел, нужно кормиться в полях».

Российские ученые классифицируют виды политического консультирования и разделяют их по следующим параметрам:

1. По длительности взаимодействия консультанта с клиентом. Это может быть как разовое консультирование, так и долгосрочное консалтинговое обслуживание.

2. По числу консультируемых лиц. Политическое консультирование может быть групповым или индивидуальным.

3. По используемым методам и сфере консультирования. Это может быть психолого-педагогическое, психологическое, экономическое и правовое консультирование.

4. По способу взаимодействия с клиентом. Это может быть директивное политическое консультирование и недирективное политическое консультирование.

5. По целям консультирования. Это обучающее консультирование и консультирование по оптимизации структуры политической организации.

6. По способу организации консультации. Это экспертное и процессное консультирование.

Политический консалтинг в России как сфера профессиональной деятельности состоялся и занял одно из ведущих мест в общей системе общественных связей. Его рынок структурировался, определились ведущие игроки и основные тенденции развития. А развитие демократических процессов в нашей стране делает эту профессию еще более востребованной.

Особенностью российского консалтинга является отсутствие регламентации данного вида деятельности, т.е. на сегодняшний день нет ни одного единого федерального законодательного акта, определяющего сущность и принципы консалтинговой деятельности в России.

Основным законом в консалтинговой деятельности является Конституция РФ. Конституцией гарантируется единство экономического пространства, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности, а также предоставляется право каждому человеку на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Анализ современных структур, вовлеченных в консалтинговую деятельность в России, позволил выделить главную особенность в работе специалистов данного профиля в нашей стране. Зарождение и развитие новой отрасли проходило в условиях отсутствия сильных политических партий. К тому моменту, как стали активно работать эксперты по политической коммуникации, партийная система была крайне неустойчива, и многие консультанты воспринимали политические партии как одноразовые проекты по сбору голосов избирателей. В современной России партийные идентификации выполняют достаточно слабые функции, поскольку для их формирования требуется время, необходимое для политической социализации в условиях стабильного существования демократической политической системы. В России партии и политический консалтинг появились одновременно. Поэтому здесь не консалтинг «оттянул» у партий часть их функций (как это было на Западе), а наоборот - партии постепенно вытесняли консалтинг с позиций, завоеванных им в период первых федеральных и региональных выборов.


 

Заключение.

За последние 20 лет появилось немало ученых и практиков, участвующих в политических кампаниях в качестве специалистов по организации и управлению политической коммуникацией. Однако при таком богатом эмпирическом опыте наблюдается недостаток теоретических и концептуальных разработок, не поспевающих за постоянно меняющейся и динамичной политической средой.

Политическое консультирование привнесло рациональный компонент в организацию и проведение политических кампаний за счет внедрения технологий и традиций систематического исследования электорального поля, позволяющих эффективно использовать ресурсы, которыми располагает специалист по организации процесса политической коммуникации. Разработка и продвижение имиджа определенного политического продукта осуществляется политическим консультантом, формирующим организационно-аналитический стержень кампании ее стратегию, направленную на максимальное увеличение преимуществ политического товара. Формирование политического консультирования происходило благодаря слиянию специалистов по связям с общественностью, журналистов, маркетологов, социологов, происходившему на фоне заката влияния политических партий, увеличения бюджетов избирательных кампаний, усиления роли СМИ в процессе влияния на общественное мнение.

Наиболее очевидная тенденция развития политического консультирования - это дифференциация деятельности специалистов по выстраиванию системы коммуникации с избирателями, политическими лидерами и заинтересованными группами. В рамках политической коммуникации главная задача консультанта состоит в гармонизации интересов определенных электоральных групп и политических лидеров.

На современном этапе политконсультанты - это не просто носители редких коммуникационных технологий по обслуживанию власти, но и активные политические игроки, вовлеченные в процесс принятия политических решений, реорганизацию и ребрендинг политических партий.

Все чаще можно наблюдать закрепление за политконсультантами роли главных интерпретаторов и разработчиков политического курса развития страны.


 

Список используемых источников:

1. Берёзкина О.П Политический консалтинг: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 336 с.

2. Чумиков А.Н., Брискин А.Я. Политическое консультирование: когда вероятное неочевидно // Советник, 2000, № 7.

3. Егорова-Гантман Е.В., Минтусов И.Е. Политическое консультирование: Психологичесое пособие для политиков. – М., 2002. – 471 с.

4. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: Издательство «ИМА-пресс», 2000. – 200 с.

5. Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с.

6. Кочеткова А.И. Психологические основы управления персоналом. М. – издательство «Зерцало», 1999. – 384 с.

7. Глебова И.И. Политическая культура современной России: облики новой русской власти и социальные расколы // Полис. – 2006. – №1. – С.33-45.


[1] Кочеткова А.И. Психологические основы управления персоналом. М., 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: