лабораторных работ и практических работ – 8




Рабочая программа

 

 

Предмет__________ Биология ____________________________________

Уровень__________ базовый _____________________________________

(базовый, расширенный, профильный, углубленный)

Класс______ 6 ___________

Составитель:__Лопаткина Л.В.____________________

учитель (предмет)__ биологии ____________________________________

категория___ высшая_ ___________

 

 

2017г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 6класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии //Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ (сост. Е. С. Савинов). - М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения)// и в соответствии с основной образовательной программой МОУ Гимназия.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253; от 21.04.2016г. №459);
  • Основная образовательная программа МОУ Гимназия (Приказ от 29.08.2014г.

№ 192/осн.)

  • Учебный план МОУ Гимназияна 2017/2018 учебный год;
  • Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана МОУ Гимназия (Приказ от 31.08.2013г. №239/осн.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сонина Н.И., Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.И.Сонин, В.И.Сонина (линейный курс) -М.: Дрофа, 2016.

В данной программе порядок изучения разделов и тем составлен на основе учебника.

Изучение биологии в 6 классах, согласно требованиям, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение следующих целей и задач:

Цели обучения:

· Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

· Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

· Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

· Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

· Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

Задачи обучения:

· Формирование целостной научной картины мира;

· Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

· Овладение научным подходом к решению различных задач;

· Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

 

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5 по 9 класс. В учебном плане МОУпредусмотрено обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования в объёме 238 ч. В том числе:

в 5 классе — 34 ч. (1 час в неделю).

в 6 классе — 34 ч. (1 час в неделю).

в 7 классе — 34 ч. (1 час в неделю).

в 8 классе — 68 ч. (2 часа в неделю).

в 9 классе — 68 ч. (2 часа в неделю).

 

В 6 классе программой предусмотрено проведение:

лабораторных работ и практических работ – 8

Контрольных работ – 2.

Тематика и количество лабораторных и практических работ соответствует количеству и тематике Федерального государственного образовательного стандарта.

Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, биологический диктант, лабораторные и практические работы, устный опрос

Типы уроков в соответствии системно – деятельностного подхода: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля, урок-практикум.

Содержание тем учебного предмета

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (9 ч)

Тема 1.1. Строение растительной и животной клеток.

КЛЕТКА —ЖИВАЯ СИСТЕМА (2 ч) Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и еѐ органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные и практические работы Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК (1 ч) Деление — важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов.

Тема 1.2. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы Ткани живых организмов.

Тема 1.3. ОРГАНЫИ СИСТЕМЫОРГАНОВ (3 ч) Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.

Лабораторные и практические работы Распознание органов у растений и животных.

 

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (25 ч)

Тема 2.1. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (З ч) Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация Действие желудочного сока на белок, слюны — на крахмал. Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. ДЫХАНИЕ (2 ч) Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Демонстрация Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 ч) Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, еѐ строение, функции. Гемолимфа, кровь и еѐ составные части (плазма, клетки крови). Демонстрация Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.

Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Тема 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 ч). Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ(2 ч). Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Демонстрация Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы Разнообразие опорных систем животных.

Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ (2 ч). Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные и практические работы Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3 ч) Жизнедеятельность организма и еѐ связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (3 ч) Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Демонстрация Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.

Лабораторные и практические работы Вегетативное размножение комнатных растений. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (3 ч) Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Демонстрация Способы распространения плодов и семян; прорастания семян.

Лабораторные и практические работы Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Тема 2.10. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (2 ч) Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого, организм — биологическая система. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — понятия и термины: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»

 

Рабочая программа составлена с учётом того, что классы состоят из обучающихся с разным уровнем учебных возможностей, поэтому содержит задания не только базового, но повышенного и творческого уровня. Для этого используются разные формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.

Технологии, используемые в работе:

  • ИКТ
  • обучение в сотрудничестве
  • исследовательские методы обучения
  • метод проектов
  • здоровьесберегающие технологии
  • игровые методы обучения

 

Учебно-тематическое планирование

№ п/п Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка учащихся, ч. Из них
Теоретическое обучение, ч. Лабораторные и практические работы, ч. Контрольная работа, ч.
  Строение и свойства живых организмов        
  Жизнедеятельность организма        
  Итого:        

 

 

Планируемые результаты освоения учебной программы

По биологии в 6 классе

В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

· Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

· Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

· формирование ответственного отношения к обучению;

· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

· развитие навыков обучения;

· формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

· формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

· осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

· осознание значения семьи в жизни человека;

· уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
  • Знать

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

Календарно – тематический план

№ п/п Наименование раздела и тем Контрольные, лабораторные, практические, самостоятельные работы Дата проведения Домашние задания
Планируемая Фактическая
  Раздел 1.Строение и свойства живых организмов
  Вводный инструктаж по ТБ. Входной контроль   1-я неделя сентября    
  Строение растительной и животной клетки.   Л\р.№1 «Строение клеток живых организмов». 2-я неделя сентября    
  Деление клетки.Митоз. Мейоз и их биологическое значение.   3-я неделя сентября    
  Ткани растений и животных        
  Ткани растений. Л\р. №2 «Ткани живых организмов» 4-я неделя сентября    
  Ткани животных   1-я неделя октября    
  Органы и системы органов.        
  Органы цветкового растения. Корень. Побег.   2-я неделя октября    
  Стебель. Передвижение веществ по стеблю. Работа по карточкам 3-я неделя октября    
  Лист. Цветок. Плоды.   4-я неделя октября 1-я неделя ноября    
  Органы и системы органов животных. Л/ р №3 «Распознавание органов у растений и животных» 2-я неделя ноября    
  Контрольная работа по разделу «строение и свойства живых организмов» Письменный индивидуальный контроль. Тестирование 3-я неделя ноября    
  Раздел 2. Жизнедеятельность организма
  Питание и пищеварение        
  Питание. Особенности питания растительного организма. Урок – презентация «Фотосинтез».   5-я неделя ноября 1-я неделя декабря    
  Особенности питания животных.   2-я неделя декабря    
  Пищеварение и его значение. Тестирование 3-я неделя декабря    
  Дыхание        
  Дыхание растений.     4-я неделя декабря    
  Дыхание животных.   5-я неделя декабря    
  Транспорт веществ в организме        
  Передвижение веществ в растительном организме.   Л\р. №4«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». 2-я неделя января    
  Передвижение органически веществ в животном организме.   3-я неделя января    
  Выделение        
  Выделение у растений, грибов и животных.   4-я неделя января    
  Обмен веществ у растений и животных Работа по карточкам 5-я неделя января 1-я неделя февраля    
  Опорные системы        
  Опорные системы животных. Л\р. №5 «Разнообразие опорных систем». 2-я неделя февраля    
  Опорные системы растений.   3-я неделя февраля    
  Движение        
  Движение. Л\р. №6 «Движение инфузории туфельки». 5-я неделя февраля 1-я неделя марта    
  Движение многоклеточных животных. Л\р. №7 «Особенности передвижения дождевого червя 2-я неделя марта    
  Координация и регуляция        
  Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость   3-я неделя марта    
  Нервная система. Рефлекс, инстинкт   4-я неделя марта    
  Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений   5-я неделя марта    
  Размножение        
  Размножение и его виды. Бесполое размножение. Л/р № 8. «Определение всхожести семян» 2-я неделя апреля    
  Половое размножение животных   3-я неделя апреля    
  Половое размножение растений.   4-я неделя апреля    
  Рост и развитие        
  Рост и развитие растений   1-я неделя мая    
  Рост и развитие животных   2-я неделя мая    
  Организм как единое целое   3-я неделя мая    
  Обобщающий урок по «Жизнедеятельность организмов» Контрольная работа по разделу «Жизнедеятельность организмов» Письменный индивидуальный контроль. Тестирование 4-я неделя мая    
  Итоговый урок   4-я неделя мая Задание на лето

 

Учебно-методическое обеспечение:

1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

- Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2016.

- Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2016.

- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

6. Электронно-образовательные ресурсы:

1) Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику Сонин Н.И., Сонина В.И. Дрофа, 2016.

2). 1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009

3) Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, https://school-collection.edu.ru

Список литературы для учителя.

1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 класс Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Москва: Дрофа, 2014.

2. Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.

3. Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2016.

4. Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2016.

5. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. Живой организм» 6 класс» - М.: Дрофа, 2012

6. И.А. Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». - М.: Дрофа, 2012.

7. В.Н. Кириленкова, Н.И. Сонин «Дидактические карточки – задания к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». - М.: Дрофа, 2012.

Список литературы для учащегося.

1. Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2016.

2. Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2016.

Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций)

1) Ботаника. Электронный атлас для школьника 6-7 «ЧеРо», «Интерактивная линия». 2004

2) Растительный мир. 5000 фотографий

3) Природа России. Межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения. 2004

4) Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий». 2006

5) Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 классы

6) Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Просвещение, Новый диск. 2001

7) Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2004

8) Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2004

 

РАССМОТРЕНО

на заседании НМС

________/ ____________
Дата________________

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по НМР

___________/Л.В. Лопаткина/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: