Роль газеты «Выбор» в профессиональном
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора. Кто или что поможет молодому человеку сделать такой выбор – от этого зависит очень многое. Одна из форм такой помощи старшеклассникам Тирасполя – газета «Выбор» муниципального образовательного учреждения «Учебно-профориентационный центр» города Тирасполя.Исходя из того, что проблема профессионального самоопределения старшеклассников чрезвычайно важна и для выпускников, и для их родителей, и для общества, и для государства, мы пришли к выводу, что наше исследование «Роль газеты «Выбор» в профессиональном самоопределении старшеклассников» будет в настоящее время для Приднестровской Молдавской Республики актуальным.
Кроме того, актуальность исследования состоит в том, что в ПМР, России, понимание важности профессионального самоопределения молодежи осознается как одно из ключевых направлений общественного развития.
|
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год) право на жизнь неразрывно связывает с другими правами – на труд, образование, на развитие.
Названные факторы определили выбор темы исследования: «Роль газеты «Выбор» в профессиональном самоопределении старшеклассников».
Цель работы – определить роль газеты «Выбор» муниципального образовательного учреждения «Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполя в профессиональном самоопределении старшеклассников Тирасполя, обучающихся в данном образовательном учреждении.В качестве дополнительных проблем, рассмотренных в исследовательской работе, следует назвать специфику юношеской периодики, ее историю и функциональные особенности, а также формирование системы газетной периодики ПМР и ее структуру.
В ходе работы мы использовали такие методы исследования, как:
- анализ социализации выпускников МОУ «Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполя;
- анализ газетной периодики и, прежде всего газеты «Выбор», а также научно-методической литературы по теме исследования, анализ законодательных и нормативных документов;
- исторический, сравнительный, описательный методы исследования;
- опрос или анкетный метод, включающий беседу, анкетирование, тестирование, интервьюирование;
- методы статистической обработки полученных результатов и обобщения независимых данных;
- метод изучения результатов деятельности.
Новизна исследования заключается в следующем:
- роль газетной периодики в профессиональном самоопределении старшеклассников – проблема малоисследованная;
- роль газеты «Выбор» в профессиональном самоопределении стар-шеклассников г. Тирасполя в исследованиях учащихся поднимается впервые;
|
- кроме того в работе представлено описание юношеской газетной периодики Приднестровья.
Практическая значимость исследования определяется двумя факторами. Прежде всего, тем, что это первое исследование проблемы. Кроме того, результаты исследования помогут совершенствовать образовательный процесс и профориентационную работу с учащимися педагогическому коллективу МОУ «Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполя.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
В первой главе мы определили понятие профессионального самоопределения человека определили сущность газетной периодики, в том числе юношеской, в целом, и особенности газеты «Выбор», в частности, рассмотрели основные периоды истории газеты «Выбор».
Во второй главе работы определено понятие социализации выпускников общеобразовательных учреждений. Главная часть как второй главы, так и всей работы – исследование социализации выпускников МОУ «Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполя и влияния на их решение газеты «Выбор».
Кроме того, на основе анализа результатов опроса старшеклассников общеобразовательных учреждений города мы предложили возможные варианты путей совершенствования профориентационной работы со старшеклассниками и развития юношеской газеты «Выбор».
В заключении подведены итоги работы, сформулированы основные выводы по результатам исследований. В списке использованной литературы и источников приведен весь используемый перечень научных, методических, научно-популярных и информационных документов, которые были изучены в ходе исследования и использованы в работе. В работе использовано 38 источников.В приложении приведены результаты социологического исследования, проведенного в общеобразовательных учреждениях Тирасполя, о влиянии на профессиональное самоопределение старшеклассников юношеской газетной периодики в целом и газеты МОУ «Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполя «Выбор» в частности.
|
Профессиональное самоопределение – это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать. Кроме того, профессиональное самоопределение, важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни.
В советской педагогической теории профессиональное самооп-ределение рассматривалось в основном как профессиональная ориентация школьников. Сегодня это понятие рассматривается как часть жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора не только профессии, но и образа жизни.
В настоящее время требования к профессиональному самоопределению старшеклассников 10-11 классов общеобразовательной школы четко определены и предполагают развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, переход на качественно новый уровень работы учебно-производственных комбинатов и учебно-профориентационных центров.
Сегодня функции УПК и УПЦ намного шире. Кроме своей основной задачи – подготовки учащихся к трудовой деятельности – они также занимаются развитием социально значимых личностных качеств старшеклассников, позитивного отношения к труду, их стремления к достижению значительных результатов в трудовой деятельности. Среди основных направлений деятельности межшкольных УПК и УПЦ нужно выделить следующие:
· профильное обучение;
· трудовое воспитание;
· развитие общих и специальных способностей;
· развитие творческого потенциала;
· профессиональная ориентация и выбор профессии;
· психолого-педагогическое сопровождение профориентации;
· специальная адаптация к профессиональной деятельности;
· развитие технического и художественного мышления;
· подготовка к семейной жизни;
· поиск своего места в жизни и своего образа жизни;
· социализация выпускников.
Все это в совокупности называется профессиональным самоопределением старшеклассников. Форм и методов такой работы более чем достаточно. Но объект нашего исследования – специфическая форма работы МОУ «Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполя. Мы имеем ввиду работу по профессиональному самоопределению старшеклассников посредством своей юношеской газеты «Выбор».
Уже 10 лет в своей работе с учащимися учебно-профориентационный центр использует «четвертую власть» – газетную периодику.
Пункт «а» статьи 2 Закона ПМР «О средствах массовой информации» гласит: «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы», что означает, что средства массовой информации в Приднестровье могут быть законно предназначены для детско-юношеской читательской аудитории [2, ст. 1531].
Именно этим правом воспользовался тогда еще Тираспольский межшкольный учебно-производственный комбинат, когда решил издавать свою собственную юношескую газету. И назвал ее символично – «Выбор ». Девизом газеты были и остаются слова: «В жизни всегда есть место профессии».
Первый номер «Выбора» увидел свет в январе 2005 года. Учредителем стало муниципальное образовательное учреждение «Тираспольский межшкольный учебно-производственный комбинат». Издание газеты в целом и ее первого номера в частности было приурочено к 30-летию учреждения.
«Выбор» задумывался как газета для старшеклассников. Цель ее открытия – профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор 15-17-летних тираспольчан. Из газеты ребята должны были узнать, какие профессии востребованы в нашей республике, через нее их знакомят с предприятиями города.
«Мы очень надеемся, что газета «Выбор» станет твоим советчиком и
помощником другом и путеводителем в выборе профессии. С её помощью ты сможешь сделать правильный выбор в своей жизни» - написала в передовице первого номера Ю.А. Шишканова, директор Тираспольского межшкольного учебно-производственного комбината [30, с. 1].
Первым редактором «Выбора» стал А.В. Юшин.
Очень скоро газета обрел свое лицо – в ней появились и стали традиционными такие рубрики, как:
- «Хроника МУПК» – своеобразная летопись образовательного учреждения;
- «Выбор профессии»;
- литературная страничка «Лира», в которой читатель мог найти «материалы» для души – стихотворения и рассказы старшеклассников;
- уголок «Модный клуб», в котором о новейших тенденциях моды рассказывала ведущая рубрики преподаватель технологии Е.И. Дьяченко;
- в разделе «В гостях у психолога» читатели без труда находили советы на все случаи жизни.
В каждом номере печатались сканворды, кроссворды, тесты. Издавались и спецвыпуски, посвященные отдельным темам или событиям.
Сегодня газета продолжает знакомить своих учащихся с профессиями и специальностями родного города, правилами приема в учебные заведения, освещает значимые события в жизни города, Республики.
«Выбор» своевременно и интересно освещает все события, которые происходят в стенах УПЦ, отвечает на вопросы, волнующие наших учеников. Через нее поступает информация о различных мероприятиях, подаются сведения, расширяющие кругозор в сфере профессионального выбора. Она способствует наиболее полному и глубокому восприятию полученной информации, следовательно, обеспечивает наибольшую эффективность в воспитательном процессе, т. к. помогает показать место и роль профессии в обществе. Основные рубрики направлены на оказание помощи в образовательном процессе. Некоторые из них стали традиционными, некоторые единовременными. Среди самых популярных и читаемых рубрик сегодняшней газеты стали можно встретить немало старожилов, однако появились и новые. Вот самые востребованные рубрики:
· «Твой выбор»,
· «Хроника УПЦ»,
· «В гостях у психолога» (ведущая Сергейко Л.Д., преподаватель психолого-педагогической подготовки),
· «Лира»,
· «Модный клуб» (ведущая Дьяченко Е.И., преподаватель групп швей),
· «Молодежная культура»,
· «Проба пера»,
· «Наш город»,
· «На перемене»,
· «Это интересно»,
· «Школьный доктор» и др.
Ответственным за выпуск сегодня является заместитель директора по учебно-воспитательной работе УПЦ А.В. Кириенко. Техническую и редакционную работу осуществляет член Союза писателей ПМР В.Ш. Ахмеров. В редакционную коллегию также входят преподаватели О.А. Хильчук, М.Ш. Киселева, Т.А. Залевская.
Редакционная политика ведется так, чтобы помочь учащимся проявить заинтересованность к миру профессий и всесторонне готовить их к сознательному и безошибочному выбору «своей единственной» профессии.
Частыми гостями газеты бывают выпускники УПЦ, которые делятся своими достижениями и опытом, приобретенным в годы учебы в центре
Газета «Выбор» оказывает педагогическому коллективу УПЦ неоценимую помощь в профессиональной и правовой ориентации учащихся, их профессиональном самоопределении. Говоря образно, «Выбор» помогает сделать выбор.
Что такое социализация? Социализация – это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. По мнению российских ученых Н.Д. Никандрова и С.Н. Гаврова, в отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить [33, с.75]. Проще говоря, социализация – это процесс становления личности, создания для этого благоприятных условий.
Процесс социализации личности возможен только через профилактическую работу и сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса, строя его на принципах эффективности и рациональности (легче предупредить болезнь, чем лечить ее). Но в этом случае остается открытым вопрос о том, как найти необходимую, эффективную методику работы со старшеклассниками. Старший школьный возраст – период, когда подросток пытается самоутвердиться, ответить на вопросы: кто Я? зачем Я? Кем Мне быть? Именно в этом возрасте его мысли и мозг готовы к восприятию социальных и жизненных познаний.
Однако наше исследование показало, что многие выпускники в процессе социализации сталкиваются с проблемами, для разрешения которых необходима помощь профконсультанта. Более четверти опрошенных старшеклассников (28%) отметили недостаток информации о способах освоения профессии, об учебных заведениях и специальностях, которые они предлагают. Еще 18% респондентов указали на нехватку знаний о существующих профессиях, их содержании и требованиях, информации о реально востребованных сегодня профессиях и вакансиях. 25% из них выразили потребность в психологической поддержке и разрешении личностных противоречий: боязнь того, что имеющиеся у школьника знания и способности не соответствуют требованиям избранной профессии, несогласие родителей с выбором школьника, многосторонние интересы и необходимость остановить свой выбор на единственной специальности.
Вместе с тем далеко не все ученики готовы обратиться к кому-либо за помощью, большинство опрошенных выпускников (52%) все проблемы профессионального самоопределения планируют решить самостоятельно. Вот только «самостоятельность выбора» здесь скорее иллюзия, являющаяся следствием юношеского максимализма и стремления к независимости. На самом же деле с расширением платного образования все больше усиливается влияние родителей – их финансовых возможностей и образовательных предпочтений – на профессиональный выбор школьников.
Учеными точно установлено, что первое место по силе влияния на самоопределение старших школьников в выборе профиля обучения занимает сфера дружеских отношений. А второе место – особо подчеркиваем этот факт – занимают средства массовой информации (газеты, журналы, кинофильмы, теле- и радиопередачи, книги). Третье место – педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы. Четвёртое место – влияние семьи. Пятое место – учебные предметы, чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение. Шестое место – внеклассная работа. Седьмое место – общественные организации. Восьмое место – общественно-полезный и производственный труд. Девятое место – внешкольная работа [36, с.75].
В МОУ «Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполя вот уже почти десять лет в процесс социализации выпускников, кроме давно всем уже приевшихся, прописных, заурядных методов, используют собственную юношескую газету «Выбор», которая, как выяснилось в ходе исследования, оказывает очень большое влияние на процесс этой самой социализации.
В чем это выражается? Давайте рассмотрим результаты социализации выпускников УПЦ за 2010-2014 годы.
Специальность, профиль | ВУЗ | ССУЗ | Работают, не определились | ||
По профилю, сопутствующие | Не по профилю | По профилю, Сопутствующие | Не по профилю | ||
Секретарь-референт | 39% | 43% | 6% | 4% | 8% |
Оператор ЭВМ | 64% | 17% | 3% | 1% | 15% |
Швея | 1% | 48% | 10% | 17% | 24% |
Младшая медсестра | 16% | 47% | 16% | 13% | 8% |
Основы бухучета | 43% | 27% | 10% | 6% | 14% |
Основы журналистики | 37% | 37% | 7% | 11% | 8% |
Водитель автомобиля | 27% | 34% | 11% | 9% | 19% |
Автослесарь | 22% | 47% | 7% | 10% | 14% |
Воспитатель ДОУ | 22% | 50% | 5% | 13% | 10% |
Психолого-пед. подготовка | 47% | 31% | 3% | 11% | 8% |
Повар | 6% | 52% | 16% | 4% | 22% |
Переплетчик | 9% | 63% | - | 22% | 6% |
Основы искусства | 40% | 46% | 6% | 8% | - |
В среднем: | 27% | 41% | 9% | 10% | 13% |
В виде диаграммы эти цифры выглядят так:
Какой напрашивается вывод? Если более четверти (а именно – 27%) выпускников МОУ «УПЦ» за последние 5 лет поступают в высшие заведения по избранному в центре профилю обучения, то это очень достойный результат. Во-первых, одна из главных задач УПК, УПЦ – не проведение нулевого (подготовительного) курса высшего учебного заведения, не подготовка к обучению в вузе, а довузовская профориентация и получение начального профессионального образования.
Связка «УПК (УПЦ) + школа», то есть среднее образование с параллельным получением первой профессии, сегодня наиболее жизнеспособна и предпочтительна для будущего выпускника. После окончания школы можно смело искать себе первое рабочее место или возможность дополнительного заработка, даже обучаясь в высшем учебном заведении. Это конкретный, реальный шанс не попасть после окончания школы в армию безработных.
В-вторых, мы провели исследования интернет результатов социализации выпускников УПК, УПЦ Российской Федерации [38, с. 31]. В общей картине социализации выпускников УПК, УПЦ – один из самых высоких результатов.
Обратите внимание, поступление в высшие учебные заведения по профилю «Журналистика» – в УПЦ г. Тирасполя одно из самых высоких и составляет 37%.
Принимая во внимание все вышесказанное, можно сказать, что деятельность Тирасполького учебно-профориентационного центра является действенным инструментом не только для решения проблем выпускников города, но и для решения как экономических, так и социальных проблем Приднестровской Молдавской Республики.
А теперь перейдем к непосредственной роли газеты «Выбор» в этом процессе. В ходе исследования мы опросили старшеклассников большинства общеобразовательных учреждений Тирасполя, прежде всего – микрорайона Октябрьский.
Целью нашего мониторинга стало, с одной стороны, выявление потребностей юных тираспольчан в детской, юношеской, молодежной прессе. А с другой – определение роли в профессиональном самоопределении старшеклассников газеты МОУ «Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполя «Выбор».
Опрос показал, что большинство респондентов (89%) однозначно считают, что средства массовой информации для несовершеннолетних в нашем городе необходимы. Вместе с тем таких средства массовой информации в Тирасполе катастрофически мало. Выходят в эфир детско-юношеские программы ТВ ПМР и Радио Приднестровья.
Выпускают свои «газеты» (условно назовем их газетами) четыре общеобразовательные учреждения Тирасполя. Это «Девятка» (СШ № 9, один раз в месяц), «Ровесник» (СШ № 10, один раз в месяц), «Большая перемена» (СШ № 12, один раз в месяц), «Школьный вестник» (ТГМГ, один раз в месяц).
Эти газеты по форме и содержанию больше походят на боевые листки, большого тиража не имеют и неизвестны даже в своих родных школах.
Уже около двух лет не издаются из-за отсутствия средств газеты «Жизнь замечательного лицея» (Теоретический лицей № 2), «Школьные окна» (СШ № 4), «Джерела» (ГОУ «РУТЛ-К»).
При этом следует отметить, Тираспольского УПЦ что газету «Выбор» знает половина (50%) опрошенных респондентов. Из них 10% читают ее регулярно, 55% – от случая к случаю и 35% – не читали никогда.
Дизайном «Выбора» удовлетворены 75% знакомых с этой газетой респондентов. Его содержанием – 66%. 34% опрошенных желают, чтобы содержание качественно улучшалось.
Особенно популярны у старшеклассников Тирасполя, читающих газету «Выбор», поэтический уголок «Лира», рубрики «Проба пера», «Хроника УПЦ», «Модный клуб», «В гостях у психолога», тестовые материалы, юмористические разделы.
По мнению опрошенных особо актуальной для нынешних выпускников школ является такая тематика, как «Правовое поле подростка», «Мода, стиль», «Высокие технологии», «Выбор профессии», «Развлекательные материалы и юмор».
В тоже время, по мнению опрошенных, газета «Выбор» не уделяетдолжного внимания такой тематике, как «Психология отношений и личные отношения», «Психология», «Искусство», «Учебная деятельность», «Развлекательные материалы с кроссвордами, сканвордами, юмористическими рисунками и анекдотами».
На вопрос «Что бы вы могли предложить для быстрого и качественного развития детско-юношеской газетной периодики?» опрошенные старшеклассники ответили, что для этого необходимо:
- издавать в Приднестровье больше юношеских газет» (91%);
- допускать к их изданию больше старшеклассников (91%);
- привлекать к их изданию больше профессионалов (87%);
- усовершенствовать систему распространения данной периодики (80%);
- обеспечить такими газетами школьные библиотеки и газетные киоски (80%);
- сделать их недорогими или бесплатными (80%);
- печатать в них, в первую очередь, материалы, интересные для старшеклассников (78%).
- поддерживать детскую газетную периодику на государственном уровне, улучшать материальную базу таких газет (65%);
- пропагандировать в детско-юношеских газетах высокие этические и нравственные принципы (47%).
Наконец, на основной вопрос нашего опроса «Помогает ли газета «Выбор» сделать вам свой выбор в жизненном и самоопределении и как вы оцениваете роль данного средства массовой информации в профессиональном самоопределении старшеклассников Тирасполя?» все 100% респондентов, читающих эту газету (подчеркиваем – читающих), ответили:
- Безусловно, помогает. И ее роль в процессе профессионального самоопределения выпускников очень важна. Она в ненавязчивой форме, с неоспоримой мотивацией, тактично и интересно помогает нам сделать свой жизненный выбор. Такая газета старшеклассникам необходима.
В заключение нашей работы подведем ее итоги и сделаем основные выводы. Исследование показало, что в Тирасполе издается юношеская периодика. Однако не в том количестве и качестве, как того желают тираспольские старшеклассники.
На этом фоне очень важен факт издания газеты «Выбор» муниципального образовательного учреждения «Тираспольский учебно-профориентационный центр»
Ее отличает современный дизайн. Тематика в основном актуальна для читательской аудитории. Старшеклассников в основном удовлетворяет тематика издания.
Особенно популярны у них, поэтический уголок «Лира», рубрики «Проба пера», «Хроника УПЦ», «Модный клуб», «В гостях у психолога», тестовые материалы, юмористические разделы.
По мнению опрошенных особо актуальной для нынешних выпускников школ является такая тематика, как «Правовое поле подростка», «Мода, стиль», «Высокие технологии», «Выбор профессии», «Развлекательные материалы и юмор».
Вместе с тем необходимо отметить, что газета «Выбор» не уделяетдолжного внимания такой тематике, как «Психология отношений и личные отношения», «Психология», «Искусство», «Учебная деятельность», «Развлекательные материалы с кроссвордами, сканвордами, юмористическими рисунками и анекдотами».
Четко обозначив необходимость издания в Приднестровской Молдавской Республике молодежной периодики, наши респонденты обозначили и пути ее развития:
- издавать в Приднестровье больше юношеских газет»;
- допускать к их изданию больше старшеклассников;
- привлекать к их изданию больше профессионалов;
- усовершенствовать систему распространения данной периодики;
- обеспечить такими газетами школьные библиотеки и газетные киоски;
- сделать их недорогими или бесплатными;
- печатать в них, в первую очередь, материалы, интересные для старшеклассников.
- поддерживать детскую газетную периодику на государственном уровне, улучшать материальную базу таких газет;
- пропагандировать в детско-юношеских газетах высокие этические и нравственные принципы.
Наконец, на основной вопрос нашего опроса «Помогает ли газета «Выбор» сделать вам свой выбор в жизненном и самоопределении и как вы оцениваете роль данного средства массовой информации в профессиональном самоопределении старшеклассников Тирасполя?» все 100% респондентов, читающих эту газету (подчеркиваем – читающих), ответили:
- Безусловно, помогает. И ее роль в процессе профессионального самоопределения выпускников очень важна. Она в ненавязчивой форме, с неоспоримой мотивацией, тактично и интересно помогает нам сделать свой жизненный выбор. Такая газета старшеклассникам необходима.
И. Гребенщиков, учащийся 10 класса МОУ «УПЦ» г. Тирасполя