ХОЧЕШЬ МИРА — ГОТОВЬСЯ К ВОЙНЕ 6 глава




Второй вид мудрости — это природные способности и таланты человека, проявляющиеся в различных областях творчества — от музыки и до изобретения новых видов техники.

Третий вид — «мудрость сердца», умение не просто различать добро и зло, но и делать выбор в пользу добра, идти «путями Бога».

Четвертый вид — «Божественная мудрость», то есть способность постигать сокровенный, скрытый смысл заповедей Всевышнего и Его деяний; законы, по которым Он управляет мирозданием; все то, что обычно определяется как эзотерические знания.

По мнению раввинистических авторитетов, все эти четыре вида мудрости были в равной степени присущи царю Соломону, что, впрочем, как мы увидим дальше, не мешало ему порой и ошибаться.

Что же касается того, как относиться к истории о посетившем Соломона во сне Откровении, то это и в самом деле вопрос веры. Закоренелый атеист, разумеется, заявит, что Соломон попросту придумал этот сон, чтобы внушить легковерным подданным мысль о своей необычайной мудрости и особых отношениях с Богом. Рационалист, не верящий в Бога, но убежденный, что в основе любого мифа лежит некое реальное событие, может предположить, что Соломон так жаждал Божественного Откровения, что в итоге после пережитого им во время жертвоприношения религиозного экстаза это желание воплотилось во сне, в реальность которого он тут же сам свято поверил.

С точки зрения классической еврейской теологии, если речь идет о подлинном явлении Бога во сне тому или иному человеку, то это настолько яркое и сильное переживание, что его невозможно спутать ни с каким другим. У человека, действительно говорившего с Всевышним, попросту не остается никаких сомнений по этому поводу, притом (и это тоже важно!) что ни у кого из окружающих нет никаких сомнений в его психическом здоровье. Таким образом, слова «и вот это было сновидение», по мнению комментаторов, следует понимать, что Соломон проснулся с ясным ощущением, что это было больше, чем сновидение, и всё, что Господь обещал ему во сне, непременно сбудется. Поэтому-то совершенно счастливый, чувствуя себя осененным Духом Божьим, царь возвращается в Иерусалим, где спешит с благодарственной молитвой к Ковчегу Завета, снова совершает жертвоприношения и устраивает пир. «И пришел Соломон с высоты, что в Гаваоне, от скинии собрания, в Иерусалим, и царствовал над Израилем» (2 Пар. 1:13), — говорит Вторая книга Паралипоменон, и комментаторы поясняют: то есть именно с этого момента Соломон действительно стал подлинным царем Израиля.

Стоит также вспомнить, что, согласно теории сновидений Фрейда, наши сны являются не чем иным, как осуществлением наших желаний[42]. С этой точки зрения Соломон получает во сне то, что он так страстно желал: Божественное Откровение и мудрость.

Таким образом, вопреки сарказму Таксиля, привиделся ли Соломону разговор с Богом или был на самом деле, не так уж и важно. Сам этот сон подчеркивает, что на первом месте для Соломона были жажда знаний и желание стать подлинно справедливым правителем своего народа. Что отнюдь не отменяет и его стремления к таким благам, как богатство, слава и долголетие — и Соломон во сне получает два первых и обещание третьего при условии твердого следования заповедям Творца.

 

***

 

Фольклор, как обычно, расцвечивает рассказ о тех дарах, которыми Всевышний наделил во сне Соломона, необычайно яркими красками. В еврейских и арабских сказках Бог даровал Соломону не только неземную мудрость, но и власть над всеми обитателями созданного Им мира — рыбами, птицами, животными, а также всевозможными духами, демонами и ангелами, или, говоря в понятиях арабской мифологии, джиннами.

Очнувшись от своего сна, рассказывается в еврейских сказках, Соломон увидел на своем пальце кольцо с печатью, на которой было выбито сокровенное 72-буквенное имя Бога («Шем хамефораш»), что внушало ужас и покорность самым могущественным демонам[43].

Открыв окно, Соломон увидел сидящих на ветке двух птиц, которые не просто щебетали, а разговаривали друг с другом — так он понял, что теперь ему дано понимать язык зверей и птиц.

— Слышала ли ты, — говорила одна птица другой, — что сегодня ночью на Небесах провозгласили, что царь Соломон будет отныне править и нами, птицами небесными? Ой, погляди, он смотрит на нас, а я еще не знаю, как себя с ним вести! Может, наше пение ему неприятно?! Давай-ка поскорее улетим отсюда!

— Что за глупости?! — отвечала ей вторая птица. — Как может человек, который никогда не сможет подняться над нами, нами править?! Лишь Орел, что летает выше всех птиц на свете, имеет право быть нашем царем!

И тогда велел Соломон собраться перед ним всем окрестным птицам. Когда же слетелись к его окну тысячи и тысячи птиц, сказал Соломон:

— Это верно, Господь наделил меня властью над вами, но не желаю я, чтобы вы меня боялись и чурались, а хочу, чтобы вы продолжали петь для меня, ибо пение ваше мне приятно.

Затем позвал Соломон к себе в покои ту птицу, которая отрицала его власть, и велел ей лететь к царю птиц Орлу и вручить ему записку с приказанием явиться к нему, царю Соломону, на поклон.

Прошло пять дней, и вдруг небо в Иерусалиме словно закрылось тучами, а затем на площадь перед дворцом опустился гигантский белый Орел, повелитель птиц, и почтительно склонил голову перед Соломоном.

Соломон сел на Орла и велел ему нести себя в царство демонов, в пустыню Тадмор (в других источниках — Тармуд). И хотя было до этой пустыни шесть дней пути, царь птиц доставил туда Соломона за час.

Направился Соломон к окружающим Тадмор Горам Тьмы, к жилищам демонов, и когда те увидели на его руке кольцо со священным именем Всевышнего, то признали его своим повелителем. И Соломон беседовал с демонами, и открыли они ему многие тайны, сокрытые от обычных людей.

После разговора с демонами Соломон велел Орлу отнести себя за Горы Тьмы, к бездонной пропасти, где были прикованы к скале мятежные ангелы Уза и Узаэль[44]. И с ними тоже говорил Соломон, предварительно показав им свой перстень, и открыли они ему такие тайны мироздания, которые сокрыты даже от демонов, а ведомы лишь ангелам, приближенным к Творцу. Когда же закончил Соломон беседовать с ангелами, Орел в течение часа домчал его до дома. Именно от этих ангелов, согласно мистической книге «Зоар», и получал Соломон свою мудрость.

С тех пор, продолжает легенда, один раз в месяц прилетал царь птиц к Соломону, тот садился ему на спину и вместе они летели в самые разные концы планеты и всюду, где только было можно, учились мудрости. И все птицы видели, что Соломон, сидя на спине Орла, возносится даже выше его, и признавали над собой его власть.

 

***

 

Другая сказка повествует, что был у Соломона и ковер-самолет, причем такой большой, что при желании на нем можно было поместить целую армию. Любил Соломон путешествовать на этом ковре вместе с четырьмя своими друзьями и подданными — человеком по имени Асаф, сыном Брахии, демоном Рамиратом, царем птиц Орлом и царем зверей Львом.

Садились они вчетвером на ковер-самолет, на него же усаживалась стража царя, и Соломон велел ветру нести ковер туда, куда ему хотелось. Как-то раз приземлился ковер возле какой-то речки, и вдруг услышал Соломон в траве чей-то голос: «Ну-ка спешите укрыться в доме, пока эти люди вас не растоптали!»

Спустился Соломон с ковра и приказал тому муравью, который призвал своих собратьев скорее спрятаться, предстать перед ним. И оказалось, что это сама царица муравьев.

— Почему ты велела муравьям бежать от меня? — спросил Соломон.

— Я боялась, что твои солдаты раздавят моих подданных и помешают нашей молитве Всевышнему. А кто, как не царь должен заботиться о жизни каждого своего подданного?! — ответила царица.

— Тогда я хочу тебя кое-что спросить… — сказал Соломон.

— Уж очень ты высок. Возьми меня на ладонь и подними вверх — так мне будет легче с тобой разговаривать! — предложила царица муравьев.

Взял Соломон ее на ладонь и спросил:

— Скажи, есть ли в мире кто-либо более великий, чем я?

— Конечно! — ответила муравьиха.

— И кто же это?

— Я! Если бы я не была более великой, чем ты, Бог не послал бы тебя сюда, чтобы ты взял меня на руку и вознес на высоту, в сотни раз превышающую мой рост!

Рассердился Соломон и сбросил царицу муравьев на землю.

— Я всегда знала, что нет больше греха, чем гордыня! — с иронией заметила муравьиха. — И хотя ты великий царь, тебе стоило бы помнить, что из праха ты создан и в прах возвратишься.

И понял Соломон, что права царица муравьев, и дал себе зарок обуздать гордыню.

 

***

 

После этого, продолжает легенда, сел Соломон вместе со всей своей свитой на ковер-самолет и полетели они дальше. Летели они десять дней и ночей и вдруг увидели вдали огромный прекрасный замок. Стал Соломон спрашивать у своих спутников, знает ли кто-нибудь из них, кому принадлежит этот замок, но никто из них не мог дать ему ответа.

Когда приблизились они к замку, то стало ясно, что он поистине прекрасен, и, может быть, во всем мире нет более красивого строения. Сошли Соломон и Асаф, сын Брахии, на землю, чтобы осмотреть чудесный дворец поближе. Вблизи здание поразило их еще больше своей чудесной резьбой по камню, мозаикой, украшавшей стены, и другими красотами.

Захотелось Соломону войти внутрь дворца, но тут они с Асафом обнаружили, что в него нет входа. Сколько ни ходили царь и его вельможа вокруг замка, а дверей так найти и не смогли.

Но так хотелось царю знать, что же находится внутри дворца, что призвал он к себе владыку демонов Реемию и спросил, может ли тот проникнуть в замок.

По указанию Реемии взмыли демоны вверх, через какое-то время вернулись и сказали:

— Нет во дворце никого, кроме орла, который свил себе жилье на его шпиле.

Велел Соломон царю птиц Орлу призвать к нему этого своего собрата для беседы.

Слетел орел со шпиля и склонил голову перед Соломоном.

— Скажи, сколько тебе лет? — спросил Соломон.

— Вот уже семь столетий, как живу я на этом свете, — ответил орел.

— Тогда, может быть, ты знаешь, где вход в этот дворец и кто построил его?

— Нет, Ваше величество, это мне не известно. Но, может, это знает мой брат, который старше меня на 200 лет.

Но и второй орел ничего не знал о строителях дворца и о входе в него, а посоветовал обратиться к своему брату, который был старше его на 400 лет.

И предстал перед Соломоном гигантский орел, такой старый, что не было у него уже сил летать так же высоко, как прежде.

— Может, хоть ты знаешь, что находится внутри этого дворца, где в него вход и кто и для чего его построил? — спросил Соломон.

— Нет, царь, — ответил этот орел, — о том, что внутри этого дворца, мне неведомо. Слышал я от отца, что вход в него находится с запада, но сам отец его тоже никогда не видел. Может, если ты повелишь ветру развеять песок у подножия дворца, ты увидишь, где вход.

Послушался Соломон совета старого орла, приказал ветру развеять песок у его стен, и вот открылась на западной стороне замка высокая железная дверь, на которой была выбита надпись:

«Знайте, сыны человеческие, что много лет мы жили в этом замке в счастье и довольстве, но вот пришел страшный голод, и ели мы наш жемчуг вместо пшеницы, и не устояли мы, и ушли, и оставили дом этот орлам поднебесным».

А внизу была еще одна надпись:

«Да не войдет в эти двери никто, кроме царя или пророка».

Сгорая от любопытства, подошел царь к двери, взял из висящей на косяке стеклянной шкатулки золотой ключ и отпер ее. За этой дверью была другая, а за ней еще одна, и все они были из чистого золота.

И вошел Соломон в огромные залы дворца, стены которого были украшены драгоценными камнями и чудесной мозаикой, и долго бродил он по дворцу, пока не вошел в залу, где стоял огромный трон, сделанный из чистого золота и серебра. А в другой зале увидел Соломон сделанную из золота скульптуру человека, и поразился он искусству ее скульптора.

Однако как только дотронулся царь до этой скульптуры, вдруг откуда ни возьмись раздался страшный шум, и стали во дворец слетаться откуда-то демоны и иные создания, о существовании которых не подозревал до тех пор даже многомудрый Соломон.

Стали они окружать Соломона, но он поднял руку и прокричал:

— Разве вы не знаете, кто перед вами?! Я — царь Соломон, которому Бог дал власть над всеми Его творениями, и если я захочу, то покараю вас страшными казнями!

Тут же демоны в страхе улетели, и все смолкло.

Подошел Соломон к статуе и снял с ее груди табличку с какими-то письменами, но не смог их сразу прочесть, ибо давно уже никто на Земле не пользовался этим языком. Но наконец Соломон все же разгадал смысл надписи: «Здесь, в этом дворце жил царь, который правил тысячами царей и победил многих богатырей, но дни его кончились».

И понял Соломон, что и его может постигнуть судьба этого царя — как бы ни был он велик сейчас во славе своей, настанет день — он уйдет из мира, память о многих его деяниях сотрется, и люди будут спорить, жил ли он вообще когда-нибудь на свете…[45]

 

***

 

Ряд сказок и преданий о Соломоне призваны подчеркнуть, что он обладал не только книжной, но и обычной житейской мудростью, имеющей не меньшую ценность, чем теоретические знания.

Такова знаменитая сказка о трех братьях, решивших отправиться служить ко двору Соломона, чтобы научиться у него мудрости.

Прожили они при царском дворе 13 лет, но Соломон ничему их не учил, и сами они ничему не научились. Пожалели братья о потерянном зря времени и пришли к царю с просьбой разрешить им вернуться домой.

— Хочу я вас наградить за верную службу, но награду вы вольны выбрать сами, — сказал Соломон. — Хотите — возьмите по сто золотых монет, а хотите — выслушайте три мудрых совета из моих уст.

Братья посоветовались друг с другом, решили взять деньги и с набитыми кошелями отправились домой. Но как только отъехали они от Иерусалима, сказал младший из братьев:

— Как же так?! Мы же ехали научиться у Соломона мудрости, а в итоге от нее отказались! Давайте вернемся и послушаем, какие советы хотел он нам дать.

— Если тебе так хочется вернуть царю деньги, возвращайся, а мы поедем дальше! — ответили старшие братья.

Вернулся младший брат в Иерусалим, предстал перед царем, отдал ему сто золотых монет и сказал, что хочет услышать из его уст три мудрых совета.

— Что ж, — сказал царь, — вот тебе первый совет: если ты захочешь переночевать в пути, всегда готовься к ночевке засветло, а в путь отправляйся на рассвете. Второй совет: если ты подъедешь к реке, вышедшей из берегов, как бы ты ни торопился, дождись времени, когда спадет вода, и только тогда пересекай реку. И третий совет: не рассказывай об этих двух советах и о том, что они тебе принесут, никому. Даже жене.

Поблагодарил юноша, вышел от него и в течение двух часов нагнал братьев.

— Ну, — спросили те, — чему ты научился у нашего премудрого царя?

— Чему научился, тому научился! — ответил он и поехал дальше.

Тем временем солнце стало клониться к закату.

— Стойте, братья! — сказал младший брат. — Давайте остановимся здесь и переночуем. Смотрите — здесь можно разбить шатер, разжечь костер и здесь есть вода для наших коней!

— Вот еще! — ответили братья. — Кони совсем не устали, могут скакать еще несколько часов, и за это время мы проделаем большую дорогу. Зачем же терять время и отсрочивать час возвращения домой?!

Сказали — и поскакали дальше.

А младший брат остановился. Собрал хворост, разжег костер, соорудил палатку, отпустил коня пастись, а сам поел и заснул крепким сном.

Тем временем два его старших брата оказались ночью посреди пустой дороги, в кромешной темноте. Не смогли они найти хвороста для костра и легли спать прямо на земле, возле своих лошадей, жалея, что не послушались совета младшего.

Ночь выдалась морозная, пошел снег, и наутро братья уже не проснулись.

В то же утро проснулся младший брат, тронулся в путь и через пару часов нашел тела своих замерзших братьев. Погоревал он, снял с них кошельки с золотыми монетами и похоронил честь по чести.

К полудню прибыл младший брат к полноводной реке. Хотел было уже переходить ее — да вспомнил второй совет царя Соломона и остановился. Вскоре прибыл к реке какой-то царский вельможа и с ним — его слуги, несущие ящик с золотом.

— Почему ты не переходишь реку? — спросил вельможа.

— Да вот жду, когда вода спадет! — ответил юноша. — Да и вам до этого переходить не советую.

Но не послушались вельможа и его слуги этого совета, вошли в реку с золотом и конями, а на середине реки попали в водоворот и утонули.

Через день вода спала, юноша перешел реку, увидел, что на берег вынесло сундук с золотом, погрузил его на коня и поехал домой.

Дома стали его жены братьев спрашивать, где их мужья, и уже хотел было младший брат рассказать им, как было дело, но вспомнил третий совет Соломона и ответил, что они разошлись в пути и что стало с братьями, ему неведомо. Со временем построил он себе на привезенные деньги красивый дом, купил большое поле, женился и стал жить припеваючи. Однажды жена спросила его, откуда у него такое богатство, но младший брат, следуя совету Соломона, не стал отвечать на этот вопрос.

Между тем жены братьев заподозрили своего шурина в том, что он убил их мужей и взял их деньги, и с этим подозрением направились они на суд к царю Соломону[46].

Велел Соломон привести к нему подозреваемого в братоубийстве и спросил, откуда у него такое богатство. Когда же младший брат отказался ответить на вопросы царя, тот приговорил его к смертной казни.

И вот тогда младший брат сказал, что хочет что-то поведать царю наедине.

Когда они остались одни, он сказал: «Великий царь! Я — один из трех братьев, которые служили тебе тринадцать лет. Мои братья взяли деньги, но я решил получить в качестве платы за службу три совета. И вот следуя твоим советам, я и разбогател», — и дальше рассказал, как было дело.

«Воистину, тот, кто приобрел мудрость — приобрел все!»[47]— сказал Соломон и велел отпустить младшего брата домой.

 

Глава шестая

«МУДРЕЕ ВСЕХ ЛЮДЕЙ»

 

Третья книга Царств сообщает о мудрости Соломона следующее:

«И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум[48], как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей и песен его было тысяча и пять; и говорил он о деревах: от кедра, что Ливане до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3 Цар. 4:29–34).

Разумеется, древнему читателю эти слова были куда более понятны, чем современному. Хотя бы потому, что он знал, что под «мудростью Востока» подразумевается астрология, в которой были особенно сведущи народы Междуречья, а вот «мудрость Египетская» — это искусство врачевания, магии и чародейства, в которых, как считалось в ту эпоху, не было равных египетским жрецам. Знали они и то, что Ефан Езрахитянин, он же Эйтан Эзрахи, он же Эйтан бен Зерах бен Иегуда — это один из великих поэтов эпохи Давида и Соломона, автор замечательного 89-го псалма; Еман, он же Эйман Эзрахи — родной брат Ефана, тоже левит и тоже поэт, автор 88-го псалма. О том, кто такие Халкол (Калкол) и Дарда, сыновья Махола, мы сегодня можем только догадываться, но очевидно, что и они славились среди соплеменников своими мудростью или некими талантами.

Слова «…и говорил он о деревах: от кедра, что Ливане до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах…» всеми комментаторами трактуются как описание обширных познаний Соломона в естественных науках — в ботанике, агрономии, зоологии, животноводстве, а также в медицине. Судя по всему, эти области знания на протяжении всей жизни вызывали у него огромный интерес. Это отчетливо чувствуется и по тому, что Соломон (если, конечно, это был именно он, в чем многие библеисты сомневаются) включил в свою антологию «Притчи» и изречения идумейского мудреца Агура:

«Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи — народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши[49]— народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает она вся стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; конь и козел, и царь среди народа своего» (Прит. 30:24–31).

Кроме того, и из легенд, и из текста Библии отчетливо видно, что Соломон необычайно любил живую природу и получал удовольствие от наблюдения за повадками различных животных. Он просил купцов доставлять к его двору диковинных зверей и птиц и, судя по всему, устроил при дворце настоящий зоопарк, в котором, помимо водящихся в Израильском царстве барсов, медведей, львов и других хищников, были и всевозможные виды обезьян, павлины, попугаи и т. д. Кроме того, в дворцовом саду Соломона высаживались саженцы растений из Африки и глубинных стран Азии, никак не характерных для Ближнего Востока.

Существует и немало легенд о великих познаниях Соломона в медицине. Одна из них утверждает, что Соломон был автором книги, содержащей в себе верные средства исцеления от всех возможных человеческих болезней. Книга эта, согласно легенде, была уничтожена, «так как если бы люди обладали ею, они перестали бы молить Господа об исцелении».

Судя по всему, любимым времяпрепровождением Соломона были пиры, участники которых вели между собой философские споры, наслаждались поэзией и музыкой, состязались в изречении притчей и загадывании загадок.

Все это быстро создало Соломону славу просвещенного монарха, ко двору которого со всего региона устремлялись философы, астрологи, поэты. Иные, возможно, и в самом деле приходили сюда, чтобы помериться с Соломоном мудростью, сразиться с ним в искусстве сочинения притч и загадывания загадок, но большинство просто искало покровительства при дворе царя Израиля и, как правило, находило его, пополняя огромное число придворных и приживалов.

Сам Соломон тоже явно обладал поэтическим даром, и помимо «Песни песней», «Екклесиаста» и «Притчей», некоторые еврейские и христианские теологи приписывают ему также авторство 71-го и 126-го псалмов, однако большинство комментаторов настаивают, что эти псалмы были написаны Давидом с посвящением Соломону. Не исключено, что время от времени визиты с целью просто получить удовольствие от беседы с умным человеком наносили Соломону владыки и вельможи соседних государств. Таким образом, они утоляли свою жажду новых впечатлений, которых в ту эпоху, прямо скажем, было немного.

Талмудический трактат «Таргум шени» говорит о мудрости царя Соломона с характерными для более позднего периода восторженностью, преувеличениями и идеализацией его личности:

«…Он был мудрее всех людей.

Над всеми царями был страх его.

Народы и племена становились его данниками, враги и ненавистники — друзьями его.

Богат и могуч, владелец бесчисленных угодий, серебра и золота в количествах несметных — он притчи разъяснял, давал постигать сокровенное, поведывал тайны глубины беспредельной.

Имя его гремело среди властелинов, среди мудрых — подвиги его.

Цари приходили на лицо его глядеть, слова мудрости жадно слушать из уст его.

К нему, праведному и чистому, ведающему таинства небесные, посылали вельможи в слуги и служанки сыновей и дочерей своих.

Рыбы морские, птицы небесные, животные и звери полевые сами приходили на бойни, чтобы быть закланными для стола Соломона.

Ему был дан великий ключ над всеми вратами мудрости и разума сердечного.

Он разумел язык птиц и животных и зверей полевых.

Олени и газели были его скороходами, львы и барсы — оруженосцами его…»[50]

 

***

 

И все же прежде всего под «мудростью Соломона» еврейская традиция понимает его величайшие познания в Торе на всех четырех уровнях понимания ее текста — от прямого смысла до тайного. Талмуд утверждает, что Соломон был непревзойденным мастером религиозной проповеди и всенепременно выступал с такой проповедью перед всем народом в дни праздника Суккот[51], когда в Иерусалим стекались не только евреи, но и представители многих других народов, а в Храме приносились жертвы Богу от имени всего человечества. Таким образом, говорят комментаторы, Соломон, подобно праотцу еврейского народа Аврааму, способствовал распространению «Славы Бога» среди других народов, знакомя их с мировоззрением монотеизма и гуманистическим моральным кодексом.

При этом, если верить устному преданию, хотя время от времени Соломоном и овладевал грех гордыни, он умел смирять ее в присутствии других мудрецов — знатоков Закона и, когда приглашал их для совета, всегда молча и с уважением выслушивал их мнение, прежде чем высказать свое. Таким образом, его мудрость проявлялась и в повседневном поведении, и это была не только мудрость рассудка, но подлинная «мудрость сердца», умение приводить в лад ум и чувства.

Великий средневековый мыслитель Рамбам[52]был убежден, что когда Библия говорит о «мудрости Соломона», имеется в виду, что Соломон был подлинным образцом философа и мистика, а отнюдь не его заслуги в качестве государственного деятеля. И в «Путеводителе заблудших», и в своем предисловии к трактату «Авот» Рамбам убедительно показывает, что Соломон в своих произведениях предвосхитил многие концепции греческой философии. В целом, считал Рамбам, разница между философией Танаха и позицией выдающихся греческих философов в том, что касается вопроса: как человеку следует прожить свою жизнь? — на деле далеко не так велика, как это порой представляют.

Таким образом, по Рамбаму, Соломон был в первую очередь величайшим мистиком, хранителем эзотерической традиции, возникшей, согласно преданию, еще на заре человечества и позволяющей посвященному в эту традицию человеку проникнуть в запредельные миры и, поднимаясь все выше и выше, встретиться «лицом к лицу» с самим Богом. Обычно это мистическое течение называется учением «Меркавы» («колесницы») — по видению пророка Иезекииля (Иехизкиэля), открывшегося ему прежде, чем он услышал Глас Божий и был удостоен видения Славы Господа (см.: Иез. 1:4–24).

Школа мистики «Меркавы» занималась, вне сомнения, и глубинными мировоззренческими вопросами — прежде всего проблемами того, что предшествовало Сотворению мира, постижению смысла иррациональных заповедей Закона Моисеева и т. д. Но вместе с тем немалое значение в ней занимали и мистические практики, призванные помочь человеку пройти через многочисленные «залы» (или, если угодно, «чертоги»; на иврите — «хехалот») высших и низших миров, обойти или подчинить себе их обитателей (соответственно, всевозможных ангелов, демонов, «священных животных» и т. д.), достичь Престола Славы Всевышнего (под этими словами понимается один из наивысших миров), а то и подняться к самому Богу, то есть достичь высшего из миров.

Так как, согласно мистическому учению «Меркавы», мир был сотворен Словом, то с помощью различных комбинаций букв, специальных молитв и заклинаний (то есть, по существу, путем определенных комбинаций букв и слов) человек мог ввести себя в некое экстатическое состояние, открывающее перед ним проходы в эти иные миры, раздвинуть пределы разума и постичь иррациональное.

Еврейские мистики верили, что с помощью сочетания определенных букв и символов (так называемых печатей) человек мог открывать двери «чертогов» и властвовать над их обитателями. Это, в свою очередь, позволяло ему влиять на происходящее в нашем материальном мире — отводя вынесенное кому-то на Небесах приказание, приговаривающее его к болезни, бесплодию, обнищанию и т. д., или же нейтрализуя действующие против человека Высшие силы. Так появились на свет различные «Книги чертогов» («Сефер хехалот»), служащие чем-то вроде «путеводителей» по высшим мирам. Вот, например, отрывок из такой книги, написанной раввином Ишмаэлем:

«Когда дойдешь до врат первого чертога, встань там и возьми в каждую руку по печати. В одну печать, в которой написано имя Тутрусиай Иавай, а в другую — на которой написано имя Сурая [то есть] имя Ангела Предстоящего. Первую покажи тем, что справа от врат, а вторую — тем, что слева. И тогда сразу появится справа ангел Кохавиэль, главный привратник первого чертога, а слева — ангел Тухфиэль… Они поднимут тебя, и передадут, и препоручат ангелу Тагриэлю, который поставлен над главными вратами второго чертога…»[53]

Вот так, предъявляя соответствующие печати и произнося пароли, мистик может продвигаться все выше и выше, все дальше и дальше по залам-чертогам, пока не достигнет высшего, седьмого чертога:

«Когда же вознамерится человек взойти на колесницу, сейчас же распахивает перед ним Апниэль двери, ведущие в седьмой чертог, и каждое око (имеется в виду, что стены чертога полны глаз взирающих) из очей священных широко открывается, и вид их подобен молниям блистающим… Человек тогда содрогается от ужаса, пятится назад и падает навзничь…»[54]

Безусловно, автор излагает основы мистики Меркавы в крайне поверхностной, можно даже сказать, спекулятивной форме, но его задачей в данном случае является дать читателю самое общее представление, о чем идет речь, а не пересказывать сотни увесистых томов, написанных на эту тему в разные эпохи еврейскими, мусульманскими и христианскими мистиками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: