РАЗДЕЛ 3. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК - ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Главное отличие организации от других систем заключается в наличии в ней людей. Люди — это ресурсы организации и ядро управляющей подсистемы.
Одним из главных результатов современного этапа глобализации экономики, конкуренции, научно-технической революции на базе информационных технологий стало превращение человека в главную движущую силу развития организации. Персонал организации в настоящее время рассматривается как ее важнейший ресурс, как человеческий капитал.
Персонал - штатный состав работников организации, выполняющий различные производственно-хозяйственные и управленческие функции.
Состав персонала любой организации различается по естественным и приобретенным признакам (например, по полу, возрасту, образованию, стажу работы, профессии, специальности, квалификации, занимаемой должности и т.п.). Классификация работников по каким-либо из этих признаков образует структуру персонала организации.
Структура персонала отражает его распределение по определенным признакам или группам должностей.
Должность - совокупность прав, обязанностей и ответственности работника, определяющая его трудовые функции и границы компетенции
Должность закрепляется за работником юридически и делает его должностным лицом. Любая должность имеет свое наименование (например, «менеджер по продажам автомобилей», «инженер-механик», «старший экономист отдела стратегического планирования», «заведующий складом» и т.п.).
Лица, занимающие рабочие должности, непосредственно создают материальные ценности (например, производят продукцию или оказывают услуги производственного характера). Рабочие различаются между собой по квалификации, которая отражается в тарифном разряде.
|
Служащие выполняют административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, снабженческие, юридические и некоторые другие функции. Они могут быть руководителями (менеджерами), специалистами.
Каждая должность должна быть снабжена должностной инструкцией. В ней излагаются правила, регулирующие действия занимающего ее лица.
Должностная инструкция состоит, как правило, из четырех разделов.
В первом разделе «Общие положения» отражаются:
• наименование должности, порядок назначения и освобождения;
• требования к образованию и стажу;
• основные служебные взаимосвязи по горизонтали и вертикали;
• режим труда и отдыха;
• формы оплаты и дополнительного поощрения.
Во втором разделе «Должностные обязанности» перечисляются функции, задачи и порядок их выполнения. В третьем разделе «Права» определяются:
• самостоятельно решаемые и согласуемые с руководством вопросы;
• круг подчиненных и степень их участия в подготовке документов;
• полномочия во внутренних и внешних контактах.
В четвертом разделе «Ответственность» приводятся сведения о формах отчетности и критерии оценки результатов работы, о возможных наказаниях (за неисполнение или ненадлежащее исполнение работник может быть наказан в пределах, определенных трудовым законодательством).
ФУНКЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПЕРСОНАЛОМ
Функция — слово латинского происхождения, означающее «деятельность». Применительно к объекту управления — это его основная и вспомогательная деятельность. Применительно к субъекту управления функция — это деятельность по управлению.
|
Функции объекта управления, реализуемые современными рыночно-ориентированными организациями, в последние годы стали называть бизнес-функциями. Поэтому функционирование таких организаций понимается как процесс реализации бизнес-функций и функций управления.
Функции управления — особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.
Функции управления характеризуют то или иное взаимодействие субъекта и объекта управления. Для эффективного управления они должны образовывать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления.
Бизнес-функции относятся к объекту управления, а функции управления — к субъекту управления. Однако следует иметь в виду, что каждая бизнес-функция и все они вместе взятые требуют управления. Любая функция реализуется в комплексе управленческих задач.
Различие задач и функций проявляется в том, что функции — это повторяющийся вид деятельности компании, а задачи — это деятельность, преследующая достижение требуемых результатов в заданное время.
Человек выполняет в организации ту или иную задачу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он, как правило, является членом группы, в рамках которой он действует. Группа обычно выделяется как структурное подразделение организации. Они имеют формально назначенного руководителя и закрепленные за ними функции и задачи.
|
Каждое подразделение организации функционирует на основе «Положения», разработанного и утвержденного в соответствии с действующими нормативными документами.
«Положение» состоит, как правило, из следующих разделов:
• общие положения;
• имущество подразделения;
• основные задачи и функции;
• права;
• взаимоотношения (служебные связи);
• ответственность.
В разделе «Общие положения» отражаются:
• порядок создания и ликвидации подразделения;
• нормативные документы, регламентирующие деятельность подразделения;
• подчиненность подразделения вышестоящим звеньям управления и т.п.
В разделе «Имущество подразделения» перечисляется имущество, закрепленное за подразделением, а также порядок управления им.
В разделе «Основные задачи и функции» перечисляются основные задачи и функции подразделения, а также порядок их изменения.
В разделе «Права» определяются:
• самостоятельно решаемые подразделением вопросы;
• вопросы, требующие согласования с вышестоящим руководством;
• вопросы, которые согласовываются с данным подразделением;
• требования, которые имеет право предъявлять подразделение к другим службам организации, и т.п.
В разделе «Взаимоотношения» указывается, с какими службами организации взаимодействует подразделение и по каким вопросам. При этом отражается, что получает подразделение от этих служб и что им поставляет.
В разделе «Ответственность» перечисляются функции и задачи, за невыполнение которых устанавливается ответственность подразделения и его руководителя: за невыполнение плановых заданий, за необеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, за некачественное исполнение поручений руководителей предприятия и т.п.
Наиболее часто встречающиеся подразделения в организациях:
• отдел научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИ ОКР);
• производственный отдел;
• отдел материально-технического снабжения;
• отдел маркетинга и сбыта готовой продукции;
• отдел кадров;
• финансовый отдел;
• отдел учета и анализа хозяйственной деятельности.
Управленческие и бизнес-функции, выполняемые подразделениями организации:
1) отдел НИОКР:
• организация научных исследований, прикладных разработок;
• создание опытных образцов;
• внедрение новинок в производство;
2) производственный отдел:
• определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг;
• расстановка людей;
• организация подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования;
• выполнение основных технологических процессов по производству продукции (услуг);
• своевременный ремонт оборудования и техники;
• оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе;
• контроль качества;
3) отдел материально-технического снабжения:
• планирование объемов поставок сырья и других ресурсов;
• заключение хозяйственных договоров;
• организация закупки, доставки и хранения сырья, комплектующих изделий, материалов и т.п.;
4) отдел маркетинга и сбыта готовой продукции:
• разработка стратегии маркетинга;
• изучение рынков;
• формирование каналов сбыта;
• выработка ценовой политики;
• реклама готовой продукции;
• организация отправки готовой продукции покупателям;
5) отдел кадров:
• планирование, подбор, расстановка, обучение, повышение квалификации кадров;
• мотивация труда персонала;
• создание благоприятного морально-психологического климата;
• улучшение условий труда и быта работников;
• поддержание контактов с профсоюзной организацией;
6) финансовый отдел:
• разработка финансовой политики предприятия;
• составление бюджета и финансового плана организации;
• формирование и распределение ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций;
• оценка текущего и перспективного состояния финансовых ресурсов и принятие необходимых мер по их укреплению;
7) отдел учета и анализа хозяйственной деятельности:
• сбор, обработка и анализ данных о работе организации;
• сравнение собранных данных с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем и вскрытия резервов.
Состав функций подразделений и их объем зависят от следующих условий:
• масштабов, структуры и уровня развития производства;
• размера компании, ее самостоятельности, места в сложившейся системе общественного разделения труда;
• связей компании с другими предприятиями и организациями;
• уровня развития компьютерных технологий, технической оснащенности организации и т.п.