ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦАРЯ СОЛОМОНА




 

 

Хронология по Баруху Каплинскому [188]

 

986 — рождение царя Соломона.

972 — женитьба на аммонитской принцессе Нааме.

971 — рождение первенца Соломона Ровоама.

969— коронация Соломона. Назначение его соправителем Давида.

967— смерть Давида. Соломон становится единоличным правителем Израильского царства. Расширение союза с царем Хирамом, первая экспедиция в Офир.

963 — начало строительства Первого иерусалимского храма.

956 — завершение строительства Первого храма. Начало строительства царского дворца.

943 — завершение строительства царского дворца.

930 — смерть Соломона. Распад Израильского царства на Иудею и Израиль.

 

Хронология по традиционной еврейской историографии [189]

 

2912 (848) — рождение царя Соломона.

2913 (847) — старший сын царя Давида Амнон изнасиловал свою сестру Фамарь. Соломону был один год, и он не мог помнить этого события на уровне сознания. Но он, безусловно, слышал пересуды об этом событии, что также не могло не оказать влияния на формирование его личности.

2914–2917 (846–843) — трехлетний период голода в стране, ставший одним из самых сильных детских впечатлений Соломона.

2921 (839) — мятеж Авессалома против Давида. Соломон вместе с отцом и матерью Вирсавией спасаются бегством в Маханаим и после подавления мятежа возвращаются в Иерусалим.

2923 (837) — женитьба на аммонитской принцессе Нааме. Рождение Ровоама.

2924 (836) — коронация Соломона. Смерть Давида. Казнь Соломоном Адонии и Иоава и отправка в ссылку первосвященника Авиафара. Пророческая ночь в Гаваоне. Знаменитый суд по делу двух блудниц. Обмен делегациями с царем Хирамом; договор о расширении торгово-экономического союза с Тиром.

2925–2926 (835–834) — строительство порта и кораблей в Елафе (Эйлате) на Красном море; отправка первой экспедиции в Офир.

2927 (833) — уничтожение фараоном Гезера. Переговоры с Египтом. Соглашение о браке с дочерью фараона и торгово-экономическом союзе с Египтом. Начало торговли лошадьми и колесницами. Появление первых подразделений боевых колесниц в израильской армии. Казнь Семея, сына Геры.

2928 (832) — начало строительства Первого иерусалимского храма.

2928–2935 (832–825) — продолжение строительства Первого храма. Налаживание международной торговли лошадьми и колесницами. Создание кадровой армии из колесниц и пехоты; строительство новых и расширение старых городов с целью размещения в них конных воинских гарнизонов. Строительство водохранилищ («бассейнов»). Улучшение внутренних дорог. Налаживание торговли с Африкой (Офиром).

2935 (825) — завершение строительства Храма. Свадьба с дочерью фараона. Создание (по некоторым версиям) «Песни песней». Начало строительства царского дворца.

2935–2948 (825–812) — продолжение активного строительства и расширения торговых связей Израильского царства с окружающим миром. Основание Пальмиры. Возникновение близ Иерусалима капищ языческих богов, которым служат жены Соломона.

2948(812) — завершение строительства царского дворца.

2948–2951 (812–809) — согласно легенде, именно в этот период Соломон три года провел в скитаниях, будучи изгнанным с трона Асмодеем. По версии автора этой книги — три года тяжелой депрессии и мучительных духовных поисков Соломона, нашедших свое отражение в «Екклесиасте».

2953 (807) — визит в Иерусалим царицы Савской.

2954–2964 (806–796) — ухудшение отношений с Египтом. Потеря Идумеи и Сирии после мятежей Адера и Разона. Финансовые трудности и ухудшение отношений с Тиром. Бегство Иеровоама в Египет. Составление Книги притчей Соломоновых.

2964 (796) — смерть царя Соломона. Распад Израильского царства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Священные тексты и комментарии к ним

 

Еврейские тексты

Живая Тора: Пятикнижие Моисея: Новый перевод на английский, основанный на традиционных еврейских источниках, с примечаниями, вступлением, картами, таблицами, чертежами и библиографией рабби Арье Каплана / Пер. на рус. яз. Г. Спинаделя. Нью-Йорк; Иерусалим: Мознаим, 1998.

Кетувим (Писания) / Ред. пер. Д. Йосифон. Иерусалим: Мосад Арав Кук, 5738 (1978).

Микраот гдолот: Мелехим со сборными комментариями. Тель-Авив: Нуриэль Ури. (Без указания года издания.)

Невиим ришоним и ахроним (Первые и последние пророки): Текст сверен с рукописью и масорой Кэтэр Арам Цовы и сходных с ней рукописей Мордехаем Броером / Ред. пер. Д. Йосифон. Иерусалим: Мосад Арав Кук, 5735 (1975).

Песнь песней: Комментированное издание / Пер. Н. З. Раппопорта и Б. Камянова (Авни). Иерусалим; М.: Изд-во Института изучения иудаизма в СНГ, 2000.

Пятикнижие Моисеево, или Тора: С русским переводом, комментариями, основанными на классических толкованиях Раши, Ибн Эзры, Рамбана, Сфорно и других, и гафтарой: Книга Шмот / Пер. и отбор коммент. Й. Векслера, Г. Липш, М. Шнейдера; под общ. ред. Г. Брановера. Иерусалим: Шамир, 5753 (1993).

Пять книг Торы / Пер. Д. Йосифона. Иерусалим: Мосад Арав Кук, 5738(1978).

Сефер Диврей ха-ямим: С комментариями Иегуды Киля: В 2 т. Иерусалим: Мосад Арав Кук, 1986.

Сефер Мелахим: С комментариями Иегуды Киля: В 2 т. Иерусалим: Мосад Арав Кук, 1986.

Силур Шаарей тфила (молитвенник «Врата молитвы»): На будни, субботу и праздники / Под ред. П. Полонского. Иерусалим: Маханаим, 5759(1998).

Танах: С комментариями под общей редакцией М. Д. Касуто: Книга Диврей ха-ямим: С комментариями А. Ш. Хартума. Тель-Авив: Явне, 1999.

Танах: С комментариями под общей редакцией М. Д. Касуто: Книга Мелахим: С комментариями А. Ш. Хартума. Тель-Авив: Явне, 1999.

Теилим Швут Ами: С избранными комментариями Раши, Радака, Сфорно, Мальбима, Алшиха, Мецудот и многих других древних и современных еврейских мудрецов / Пер. А. Кац. Иерусалим: Швут Ами, 2003.

Трактат Авот: С новым русским переводом и избранными комментариями выдающихся еврейских мыслителей от Раши до последнего Любавичского ребе / Под общ. ред. Г. Брановера. Иерусалим: Шамир, 1999.

 

Христианские тексты

Ветхий Завет / Синодальный перевод. (Без указания года издания.)

 

Мусульманские тексты

Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1990.

Научная и научно-популярная литература

 

На русском языке

Аверинцев С. С. Древнееврейская литература // История всемирной литературы: В 9 т. М.: Наука, 1983–1994. Т. 1.

Антология русских переводов. СПб.: Искусство-СП Б, 2001.

Бадхен М. Еврейская чертовщина. Иерусалим; М.: Гешарим: Мосты культуры, 5767(2007).

Бакстон Д. Абиссинцы: Потомки царя Соломона. М.: Центрполиграф, 2002.

Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта: В 2 т. Минск: Харвест, 2002. Т. 2.

Бялик X. Н., Равницкий И. X. Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / Пер. С. Г. Фруга. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1989.

Вейнберг Й. Введение в Танах: Часть III. Пророки. Иерусалим; М.: Гешарим: Мосты культуры, 5763 (2003).

Вейнберг Й. Введение в Танах: Часть IV. Писания. Иерусалим; М.: Гешарим: Мосты культуры, 5765 (2005).

Великовский И. Эдип и Эхнатон. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

Веселовский А. Н. Мерлин и Соломон: Избранные работы. М.; СПб.: Эксмо-Пресс: Terra Fantastica, 2001.

Гилберт M. Атлас по истории еврейского народа. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1990.

Гиронди Й., раввин. Как вернуть утерянное. Бней-Брак. (Без указания издательства и года издания.)

Джонсон П. Популярная история евреев. М.: Вече, 2000.

Дубнов С. М. Краткая история евреев. М.: Сварог, 1996.

Дьяконов И. М. Живая поэзия древности // Песнь песней царя Соломона: Антология русских переводов. СПб.: Искусство-СП Б, 2001.

Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1989.

Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. с греч. и прим. Г. Г. Генкеля. М.: Крон-пресс, 1996.

История Древнего мира. Т. 1: Древний Восток. М.: Государственное социально-экономическое издание, 1936.

Келлер В. Библия как история. М.: Крон-пресс, 1998.

Клюгер Р. Царица Савская в Библии и легендах // https://psiland.narod.ru/psiche/Kluger/003.htm

Куприн А. И. Сочинения: В 3 т. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1954. Т. 3.

Люкимсон П. Е. Царь Давид. М.: Молодая гвардия, 2011.

Мень А., прот. Наедине с вечностью // Шедевры библейской поэзии. М.: Рипол классик, 2001.

Малая медицинская энциклопедия: В 12 т. М., 1965–1970. Т. 1.

Неер А. О книге Кохелет// Евреи и еврейство: Сборник историко-философских эссе. Иерусалим: Гешер-Алия, 1991.

Очерк истории еврейского народа: В 2 т. / Под ред. Ш. Эттингера. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1994.

Пиотровский M. Б. Коранические сказания. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1991.

Рижский М. И. Библейские пророки и библейские пророчества. М.: Государственное издательство политической литературы, 1987.

Розанов В. В. Не прейдет и йота… // Песнь песней царя Соломона: Антология русских переводов. СПб.: Искусство-СПБ, 2001.

Снисаренко А. Б. Властители античных морей. М.: Мысль, 1986.

Струве В. В. История древнего Востока. М.: ОГИЗ; Господитиздат, 1941.

Таксиль Л. Забавная Библия / Под ред. В. Шишакова. М.: Госполитиздат, 1962.

Тибергер Ф. Царь Соломон: Мудрейший из мудрых. М.: Центрполиграф, 2009.

Урбах Э. Э. Мудрецы Талмуда. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1986.

Фрейд 3. Толкование сновидений. Минск: Попурри, 1998.

Хенниг Р. Неведомые земли: В 4 т. М.: Изд-во иностранной литературы, 1961–1962. Т. 1.

Херцог Х., Гишон М. Библейские сражения. М.: ACT: Астрель, 2005.

Шерман Н., раввин. Вечность и суета. Иерусалим: Швут Ами, 1989.

Шинан А. Мир агадической литературы. Иерусалим; М.: Гешарим: Мосты культуры, 5763 (2003).

Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике: В 2 т. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1993. Т. 1.

Штейнзальц А. (Эвен-Исраэль), раввин. «Песнь песней» // Песнь песней: Комментированное издание. Иерусалим; М.: Изд-во Института изучения иудаизма в СНГ, 2000.

Шураки А. Повседневная жизнь людей Библии. М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2004.

Эфрос А. М. Откровение или похоть? // Песнь песней царя Соломона: Антология русских переводов. СПб.: Искусство-СПБ, 2001.

 

На иврите

Аарони И. Библейский атлас. Иерусалим: Изд-во «Карта», 1974.

Авинер Ш. Князья мира: Выдающиеся люди Израиля. Иерусалим: Амикс, 2009.

Вильнаи З., д-р. Легенды Земли Израиля. Иерусалим: Кирьят сефер, 1982.

Закович Я. Давид: От пастуха до Мессии. Иерусалим: Яд Ицхак Бен-Цви, 1995.

История Земли Израиля: В 9 т. / Под общ. ред. Я. Шавита. Т. 2: Израиль и Иегуда в библейский период: XII век — 332 год до н. э. Иерусалим: Кетер, 1998.

Каплинский Б. Биография царя Соломона и его эпоха. Тель-Авив; Яффо: Изд-во Общества исследования Библии в Израиле, 2002.

Кляйн-Бреслави С. Царь Соломон и эзотерическая философия в учении Рамбама. Иерусалим: Изд-во Еврейского университета: Магнесс. (Без указания года издания.)

Мазар А. Полемика об исторической правде в тексте Библии. Иерусалим: Яд Ицхак Бен-Цви, 2001.

Маковер М., раввин. Сокровища Первого храма: Храм и все, что с ним связано — устройство, история, мидраши. Иерусалим: Дани сфарим, 2002.

Мейтлис И. Покопаемся в Танахе: Библия и археология. Иерусалим: Изд-во Реувена Маса, 2006.

Орен Р. Из Библии — с любовью. Тель-Авив: Кешет оцаат ле-Ор, 2009.

Собрание сказаний к книгам Невиим и Кетувим: В 4 т. / Сост. и ред. И. Я. Клепгольц. Бней-Брак: Сифрей кодеш мишор, 1990.

Финкельштейн И., Сильверман Н. Давид и Соломон: Между исторической реальностью и мифом. Тель-Авив: Изд-во Тель-Авивского университета, 2006.

Хайльперин И. Ш., раввин. Сефер седер гадорот. Бней-Брак: Ор ха-Хаим, 2009.

Царь Соломон и его мудрость: Сборник мидрашей и преданий о царе Соломоне в обработке для юношества Яакова Исраэля Гофковича. Иерусалим: Хохма, 2006.

Шамир М. Единое царство Давида и Соломона. Тель-Авив: Библиотека газеты «Маарив», 1976.

Шор Н. История Земли Израиля от праистории до наших дней. Тель-Авив: Двир, 1998.

Энциклопедия Танаха: В 4 т. Иерусалим: Едиот ахронот: Сефер хемед, 1987. Т. 1.

 

На английском языке

Garfinkel К, Ganor S. Khirbet Qeiyafa: Sha'arayim. Journal of Hebrew Scriptures. Volume 8. Article 22 (2008).

Gollancz H. [editor]. Mafte'ah Shlomo. London: Oxford University Publishing, 1914.

 

Иллюстрации

 

Царь Соломон. Фреска в Софийском соборе в Новгороде. 1108–1109 гг.

 

Царь Давид. Картина П. Берругете. Конец XV в.

 

Царь Соломон. Картина П. Берругете. 1500 г.

 

Помазание Соломона на царство. Гравюра Ю. Шнорр фон Карольсфельда. 1860-е гг.

 

Царь Соломон. Фреска в храме Воскресения в Романове-Борисоглебске. 1679–1680 гг.

 

Соломон на троне среди зверей. Миниатюра. Персия. XVI в.

 

Соломон строит храм. Гравюра Ю. Шнорр фон Карольсфельда. 1860-е гг.

 

Суд Соломона. Картина Рафаэля. 1519 г.

 

Первый Иерусалимский храм. Реконструкция раввина М. Маковера.

 

Медное «море». Реконструкция раввина М. Маковера.

 

Умывальница на подставе. Реконструкция Раши.

 

Святая святых Иерусалимского храма. Херувимы перед Ковчегом Завета. Реконструкция раввина М. Маковера.

 

Внутреннее убранство Храма. Реконструкция раввина Л/. Маковера.

 

Дворец царя Соломона. Реконструкция Раши.

 

Женитьба царя Соломона на дочери фараона. Иллюстрация к Библии.

 

Соломон на троне. Офорт-иллюстрация М. Шагала к Библии. 1956 г.

 

Соломон поклоняется идолам. Гравюра Ю. Шнорр фон Карольсфельда. 1860-е гг.

 

Суламифь. Гравюра А. Кабанеля. 1860-е гг.

 

Роза Шарона. Гравюра Ю. Шнорр фон Карольсфельда. 1860-е гг.

 

Царь Соломон. Миниатюра Ингоберта к «Библии Карла Лысого». Около 880 г.

 

Раскопки Мегиддо. Израиль.

 

Раскопки Хацора. Израиль.

 

Руины древней Пальмиры. Сирия.

 

Руины древней Пальмиры. Сирия.

 

Святая Maкеда, царица Савская. Современная икона. Эфиопия.

 

Царица Савская скачет в Иерусалим. Фреска. Эфиопия.

 

Встреча Соломона и царицы Савской. Фреска П. делла Франчески. 1452–1466 гг. Фрагмент.

 

Прибытие царицы Савской ко двору Соломона. Картина Э. Пойнтера. 1890 г.

 

Царь Соломон. Гравюра Г. Доре. 1860-е гг.

 


[1] Танах — общее название Священного Писания на иврите; является аббревиатурой, образованной из заглавных букв названий трех главных частей: Тора (она же Пятикнижие Моисеево), «Невиим» («Пророки») и «Ктувим» («Писания»). В христианской традиции перевод Танаха получил название «Ветхий Завет».

 

[2] Финкельштейн И., Сильверман Н. Давид и Соломон: Между исторической реальностью и мифом. Тель-Авив, 2006. С. 13.

 

[3] Финкельштейн И., Сильверман Н. Давид и Соломон: Между исторической реальностью и мифом. Тель-Авив, 2006. С. 28.

 

[4]См.: Мейтлис И. Покопаемся в Танахе: Библия и археология. Иерусалим: Изд-во Реувена Маса, 2006. С. 11–15.

 

[5] Вакф, или вакуф (араб.) — в мусульманских странах имущество (преимущественно земля), не облагаемое налогом и неотчуждаемое, предоставленное в виде дара или по завещанию религиозным или благотворительным учреждениям.

 

[6]Согласно Священному Писанию, Иорам и Охозия были вероломно убиты израильским полководцем Ииуйем (в оригинальном произношении — Иегу), предавшим своего повелителя (4 Цар. 9:24–27).

 

[7]См.: Garfinkel Y., Ganor S. Khirbet Qeiyafa: Sha'arayim. Journal of Hebrew Scriptures. Volume 8. Article 22 (2008).

 

[8]См.: Мазар А. Полемика об исторической правде в тексте Библии. Иерусалим: Яд Ицхак Бен-Цви, 2001.

 

[9]Об этом сыне Давида известно крайне мало и не исключено, что он скончался еще подростком.

 

[10] Mидраш — устное предание; толкование еврейскими мудрецами эпохи Талмуда текста Священного Писания на основе устных преданий и традиции с целью разработки закона (Мидраш Галаха) или исторического либо нравоучительного вывода (Мидраш Агада).

 

[11] Гиюр — церемония перехода в иудаизм.

 

[12]Согласно изложенному в «Пятикнижии» и соблюдающемуся евреями до сегодняшнего дня закону, в дни месячных интимные отношения между мужем и женой запрещены. По окончании месячных женщина должна отсчитать семь «чистых» дней, а затем совершить омовение в специальном ритуальном бассейне — микве. Только после такого омовения она снова становится «разрешенной» для мужа и может вступать с ним в интимную близость.

 

[13]Именно так, в мужском роде, произносится это слово в иврите.

 

[14]Неоднозначность образа Вирсавии привела к тому, что в славянских сказаниях о царе Соломоне она выступает в качестве отрицательного персонажа, этакой еврейской Мессалиной. В этих сказаниях Соломон еще младенцем обнаруживает, что мать изменяет его отцу Давиду. Вирсавия, боясь разоблачения, поручает «дядьке» убить сына, но Соломон выживает и спустя много лет возвращается в дом под видом купца. Он предлагает матери переспать с ним в обмен на драгоценный камень, а когда та соглашается, раскрывает себя и т. д. К древним еврейским источникам эти легенды не имеют никакого отношения.

 

[15]Создатель психоанализа был назван при рождении Соломоном (Шломо) — Сигизмундом. Затем, по собственной инициативе, он сменил это имя на «Зигмунд».

 

[16] Бялик X. Н., Равницкий И. X. Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Иерусалим, 1989. С. 148.

 

[17] Тора — в узком значении этого слова — Пятикнижие Моисеево, однако обычно под Торой понимается весь корпус книг Священного Писания и записанной позже устной традиции (Талмуда) и комментарии к ним.

 

[18]Здесь и далее перевод Д. Йосифона цит. по изд.: Невиим ришоним и ахроним (Первые и последние пророки): Текст сверен с рукописью и масорой Кэтэр Арам Цовы и сходных с ней рукописей Мордехаем Броером / Ред. пер. Д. Йосифон. Иерусалим, 5735 (1975); Кетувим (Писания) / Ред. пер. Д. Иосифон. Иерусалим, 5738 (1978).

 

[19]Более подробно эти события изложены в кн.: Люкимсон П. Е. Царь Давид. М., 2011.

 

[20]Существует множество различных вариантов этой легенды, в том числе и русский, различающихся в тех или иных деталях.

 

[21] Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991. С. 141.

 

[22] Дон Ицхак бен Иегуда Абарбанель (1437–1508) — автор классического комментария к Танаху и ряда известных философских произведений.

 

[23] Хайльперин И. Ш., раввин. Сефер седер гадорот. Бней-Брак, 2009. Т. 1. С.158.

 

[24] Шофар — бараний рог, в который у евреев принято трубить в дни праздников и по всем торжественным случаям.

 

[25]См.: Вторая книга Царств 16:7–9.

 

[26]Одна из самых знаменитых ошибок при переводе Священного Писания. В оригинальном тексте стоит не слово «бетула» («девица, девственница»), а слово «альма» («молодая замужняя женщина, молодка, молодица»). Таким образом, в более точном переводе фраза звучит так: «…и пути мужчины в (теле) молодой женщины».

 

[27]Приводится по изд.: Царь Соломон и его мудрость: Сборник мидрашей и преданий о царе Соломоне в обработке для юношества Яакова Исраэля Гофковича. Иерусалим, 2006. С. 137–139. Предание об изгнании Соломона с трона и некоторые версии, объясняющие его происхождение, излагаются далее.

 

[28]История Земли Израиля: В 9 т. / Под общ. ред. Я. Шавита. Т. 2: Израиль и Иегуда в библейский период: XII век — 332 год до н. э. Иерусалим, 1998. С. 123.

 

[29] Струве В. В. История древнего Востока. М., 1941. С. 287.

 

[30] Дубнов С. М. Краткая история евреев. М., 1996. С. 93.

 

[31]См.: Закович Я. Давид: От пастуха до Мессии. Иерусалим, 1995. С. 16–23.

 

[32]Еще одна явная ошибка синодального перевода: «сарис» — это не только «евнух», но и (даже прежде всего) «придворный» вообще. У евреев не было евнухов; они не использовались даже в царских гаремах, так как «Пятикнижие» категорически запрещает оскоплять любого мужчину независимо от его социального статуса и национальности, в том числе и злейшего врага. Последнего считается предпочтительнее убить.

 

[33]См., например, Шураки А. Повседневная жизнь людей Библии. М., 2004. С. 219.

 

[34] Адаркон — золотая монета времен персидского царя Дария весом в 80–90 граммов. Явный анахронизм, связанный с тем, что книга Паралипоменон («Диврей ха-ямим») создавалась уже после возвращения евреев из Вавилонского плена.

 

[35]Достоверность этих цифр по понятным причинам также вызывает сомнения у историков. Сам же процесс пожертвования, очевидно, носил «заочный» характер: старейшины и знатные израильтяне просто выходили на центр площади, где стоял Давид, и провозглашали, сколько золота, серебра и железа они готовы пожертвовать, а писцы заносили эти обеты в специальную книгу.

 

[36]В христианской традиции этому празднику соответствует Пятидесятница.

 

[37] Таксиль Л. Забавная Библия. М., 1962. С. 317.

 

[38] Таксиль Л. Забавная Библия. С. 319.

 

[39] Джонсон П. Популярная история евреев. М., 2000. С. 73.

 

[40] Таксиль Л. Забавная Библия. С. 322–323.

 

[41] Раши — акроним духовного звания и имени раввина Шломо (бен Ицхак) Ярхи (1040–1105). Автор основополагающего комментария к Танаху и Талмуду, приводящегося почти во всех изданиях этих книг на иврите. Комментарии Раши отличаются чрезвычайной краткостью, но при этом выделяют основную идею текста.

 

[42]См.: Фрейд З. Толкование сновидений. Минск, 1998. С. 130.

 

[43]По другой легенде, любимое кольцо Соломона было подарено ему неким забредшим в Иерусалим ювелиром, и на его реверсе были выгравированы слова «Все пройдет», а на аверсе — «И это тоже пройдет».

 

[44]Падшие ангелы, спустившиеся на землю и соблазнившиеся «дочерьми человеческими». — См.: Бадхен М. Еврейская чертовщина. Иерусалим; М., 2007 (5767). С. 24–25.

 

[45]По мнению известного израильского писателя, исследователя и мистика А. Рыбалки, эта легенда является еще одним подтверждением гипотезы, по которой нынешнему человечеству предшествовала на Земле другая, могущественная и погибшая по непонятным причинам цивилизация, представители которой были внешне похожи на современных людей, но обладали огромным ростом. Возведенные ими циклопические строения разбросаны по всей планете; немало их и на Ближнем Востоке. Эта протоцивилизация, по версии Рыбалки, воздвигла стены «Города Давида» и устроила святилище на Храмовой горе. Таким образом, считает писатель, Соломон построил Храм на циклопическом, возведенном за тысячелетия до него фундаменте. Академическая наука, разумеется, считает подобные гипотезы спекулятивными и не заслуживающими внимания.

 

[46]В одной из версий легенды младший брат становится жертвой клеветы собственной жены.

 

[47]Видимо, сказка родилась как аллюзия на многие стихи Книги притчей Соломоновых, прославляющих мудрость и тех, кто ее ищет.

 

[48]В оригинале «обширному уму» соответствует словосочетание, которое буквально переводится как «широта сердца».

 

[49]В оригинале «даманы» — и сегодня живущие на территории Израиля крохотные зверьки, внешне напоминающие грызунов, но являющиеся генетически родственными слонам.

 

[50] Бялик Х. Н., Равницкий И. X. Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. С. 153–154.

 

[51]Праздник кущей (шалашей).

 

[52] Рамбам — акроним духовного звания и имени раввина Моше бен Маймона (1135–1204). Личный врач египетского султана Салахад-Дина, великий еврейский философ; в европейских источниках известен как Маймонид.

 

[53] Ишмаэль, раввин. «Сефер хехалот» // Шинан А. Мир агадической литературы. Иерусалим; М., 2003 (5763). С. 95–96.

 

[54] Ишмаэль, раввин. «Сефер хехалот» // Шинан А. Мир агадической литературы. Иерусалим; М., 2003 (5763). С. 95–96.

 

[55]См.: Кляйн-Бреслави С. Царь Соломон и эзотерическая философия в учении Рамбама. Иерусалим. (Без указания года издания.)

 

[56]В синодальном переводе «рыжая телица», пеплом которой очищают оскверненного от прикосновения к мертвому телу (Чис. 19:2–12).

 

[57] Каббала — тайное еврейское мистическое учение, основанное на эзотерическом прочтении Танаха.

 

[58]См.: Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике: В 2 т. Иерусалим, 1993. Т. 1.

 

[59]Это мнение Шолема сегодня оспаривают многие ученые. Ссылаясь на сочинения Гермита из Смирны, Антония Диогена и Аристобула, они утверждают, что, наоборот, Пифагор заимствовал свою мистику чисел у евреев. Более поздний греческий историк Порфирий в своей книге о Пифагоре прямо называет великого математика и философа «учеником иудеев».

 

[60] Иосиф Флавий. Иудейские древности. М., 1996. С. 322.

 

[61]См.: Вильнаи З., д-р. Легенды Земли Израиля. Иерусалим, 1982. С. 22.

 

[62]См.: Gollancz H. [editor]. Mafte'ah Shlomo. London, 1914.

 

[63]Большинство ученых сомневаются в реальности этой истории. Они насчитывают в литературе Древнего Востока как минимум 22 версии легенды, очень напоминающие библейский рассказ о тяжбе двух женщин из-за младенца, причем наиболее ранней считают не еврейскую, а индийскую версию этой легенды.

 

[64]Следует помнить, что Куприн использовал в повести не только еврейские, но и славянские (то есть проделавшие долгий путь из индийской в западную мифологию) сказания о царе Соломоне.

 

[65] Куприн А. И. Сочинения: В 3 т. М., 1954. Т. 3. С. 64–69.

 

[66] Бялик Х. Н., Равницкии И. X. Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. С. 153–154.

 

[67]См.: Энциклопедия Танаха: В 4 т. Иерусалим, 1987. Т. 1. С. 151–152.

 

[68]Ученые, ставящие под сомнение выдающийся ум Соломона и считающие, что на самом деле он был весьма недальновидным политиком, напоминают, что после того, как Соломон казнил Иоава, бывшего самым опытным и прославленным еврейским полководцем, а также сменил верхушку армии, последняя в значительной степени утратила свою боеспособность. Таким образом, устранив опасность мятежа, Соломон одновременно нанес удар по обороноспособности страны. Сознавая это, он и решил предпочесть войне переговоры.

 

[69] Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта: В 2 т. Минск, 2002. Т. 2. С. 126.

 

[70] Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта: В 2 т. Минск, 2002. Т. 2. С. 128.

 

[71]Чрезвычайно показательно в этом смысле то, что в «Притчах» Соломоновых торговец обозначается словом «кнаани» — «хананей», или «ханаанеянин», то есть национальность в данном случае обозначала и профессию.

 

[72]Египет, безусловно, имел своих лошадей, причем высоко ценившихся во всем Древнем мире, но они были значительно дороже киликийских.

 

[73]Судя по всему, имя Хирам было одним из самых распространенных имен тирских царей. Не исключено, что Хирам, с которым пришлось иметь дело Соломону, был сыном того Хирама, который правил Тиром во времена Давида.

 

[74]Йосифон здесь и далее переводит не «корабль», а «флот».

 

[75]Так как экспедиции отправлялись раз в три года, то за 40 лет правления Соломона их не могло быть больше двенадцати-тринадцати. Если учесть, что строительство флота было начато ими не сразу, на него потребовалось время, а в последние годы царствования экспедиции в Офир были прекращены вообще, то их было не больше девяти.

 

[76] Келлер В. Библия как история. М., 1998. С. 236.

 

[77] Снисаренко А. Б. Властители античных морей. М., 1986. С. 102.

 

[78] Снисаренко А. Б. Властители античных морей. М., 1986. С. 102.

 

[79] Хенниг Р. Неведомые земли: В4 т. М., 1961–1962. T 1. С. 56.

 

[80]Сказка, вероятно, родилась как аллюзия на знаменитые слова «Притчей»: «Смерть и жизнь во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (18:21). Мистики, разумеется, видят в этих словах еще более глубокий смысл.

 

[81]См.: Финкельштеин И., Сильверман Н. Давид и Соломон: Между исторической реальностью и мифом. Тель-Авив, 2006.

 

[82] Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 323.

 

[83] Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 321.

 

[84] Херцог X., Гишон М. Библейские сражения. М., 2005. С. 119–120.

 

[85] Шамир М. Единое царство Давида и Соломона. Тель-Авив, 1976. С. 74.

 

[86]См.: Каплинский Б. Биография царя Соломона и его эпоха. С. 216–218.

 

[87] Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 324.

 

[88] Таксиль Л. Забавная Библия. С. 329.

 

[89] Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 328.

 

[90]Остатки построенного Иродом моста, соединявшего верхнюю и нижнюю части Иерусалима, обнаруженные английским археологом Чарлзом Вильсоном в 1865 году слева от Стены Плача. Сегодня арка Вильсона является частью так называемого туннеля Хасмонеев.

 

[91]Большинство исследователей считают, что Стена Плача являлась частью обводной стены Храма, а не самого Храма. По последним археологическим данным, первые ее камни были заложены еще в период правления Давида. Это, в свою очередь, противоречит утверждению Библии, что Давид изначально отказался от идеи построить Храм и, умирая, возложил эту задачу на Соломона.

 

[92] Шхина, Шехина (в синодальном переводе «Слава Господня») — непосредственно ощущаемое Божественное присутствие. Некоторые авторы определяют Шхину как Божественную эманацию, по которой человек чувствует Бога — подобно тому как по свету лампы он знает о существовании лампы, даже если она скрыта внутри плафона.

 

[93] Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 324.

 

[94]См.: Вильнаи З., д-р. Легенды Земли Израиля. С. 41.

 

[95]См.: Сефер Мелахим (Первая книга Царей) с комментариями Иегуды Киля: В 2 т. Иерусалим, 1986.

 

[96] Эфод — верхняя одежда еврейского жреца-коэна, напоминавшая фартук. У первосвященника на эфоде был оракул «урим» и «туммим» — 12 камней, соответствующих двенадцати коленам, с вырезанными на них буквами. С помощью «урим» и «туммим» первосвященник, как считалось, мог вопросить и получить от Бога ответы на судьбоносные для нации вопросы.

 

[97]Согласно Торе, если мужчина умер бездетным, его родной брат должен жениться на его вдове, чтобы она могла зачать ребенка, который будет считаться наследником покойного (так называемый левиратный брак).

 

[98]В одной из версий легенды Асмодей отказывается отвечать на вопросы Ваней, заявляя, что даст ответ на них только Соломону. Между тем в первый день после прихода в Иерусалим Соломон не принял Асмодея, а когда тот спросил, с чем это связано, слуги ответили, что накануне царь сильно перепил. Тогда Князь Тьмы взял лежавший перед ним камень и положил на него второй камень. Когда Соломону рассказали об этом, он понял, что Асмодей советует опохмелиться. На следующий день Асмодею сказали, что царь не может его принять потому, что переел. В ответ Асмодей снял второй камень с первого и положил на землю. Узнав об этом, Соломон понял, что Асмодей рекомендует ему попоститься. На третий день, когда царь принял Асмодея, тот взял тростину, отмерил ею на земле четыре локтя и сказал: «Вот пространство, которое останется у тебя после смерти. А ныне тебе не хватает целого мира — ты и меня покорить захотел!»

 

[99]Легенды утверждают также, что огромные камни из дальних и ближних каменоломен к месту строительства Храма доставляли не люди, а покоренные Соломоном демоны. Оказавшись возле стен строящегося Храма, камни сами поднимались в воздух и укладывались на полагающееся им место. Но, согласитесь, если бы это было так, Соломону вряд ли понадобилось бы задействовать на строительстве столько рабочих, да еще и в течение семи лет.

 

[100]Псалом 104:24.

 

[101]В переводе Йосифона вместо «огурцов» стоят «бутоны», что ближе к оригиналу.

 

[102]Цит. по изд.: Пятикнижие Моисеево, или Тора: С русским переводом, комментариями, основанными на классических толкованиях Раши, Ибн Эзры, Рамбана, Сфорно и других, и гафтарой: Книга Шмот / Пер. и отбор коммент. Й. Векслера, Г. Липш, М. Шнейдера; под общ. ред. Г. Брановера. Иерусалим: Шамир, 5753 (1993). С. 321.

 

[103] Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 325.

 

[104]См.: Каплинский Б. Биография царя Соломона и его эпоха. С. 231.

 

[105]Электроном во времена Флавия называли сплав из четырех частей золота и одной части серебра.

 

[106] Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 327.

 

[107]Не исключено, что эти 11 месяцев были использованы Соломоном для тщательной репетиции всех деталей праздника обновления Храма — как показано ниже, это было грандиозное действо, причем сотни участвовавших в нем певцов и музыкантов выступали удивительно слаженно — при пении огромного хора казалось, что звучит «один голос».

 

[108]В синодальном переводе — 23-й псалом.

 

[109]Здесь и далее перевод псалмов приводится по изд.: Теилим Швут Ами: С избранными комментариями Раши, Радака, Сфорно, Мальбима, Алшиха, Мецудот и многих других древних и современных еврейских мудрецов. Иерусалим, 2003.

 

[110]Собрание сказаний к книгам Невиим и Кетувим: В 4 т. / Сост. и ред. И. Я. Клепгольц. Бней-Брак, 1990. Т. 2. С. 48–49.

 

[111]В синодальном переводе — 137-й псалом.

 

[112] Гиматрия — числовое значение слова, полученное из сложения числовых значений букв ивритского алфавита (алеф — 1, бэт — 2. гимел — 3, далет — 4 и т. д.).

 

[113]В оригинальном тексте нет слова «даже».

 

[114]Сидур Шаарей тфила (молитвенник «Врата молитвы»: На будни, субботу и праздники. Иерусалим, 5759 (1998). С. 596.

 

[115]Зах. 14:9.

 

[116] Джонсон П. Популярная история евреев. С. 77–78.

 

[117]Этот мидраш является явной аллюзией на первые два стиха 31-й главы Книги притчей Соломоновых: «Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?»

 

[118] Бялик X. Н., Равницкии И. X. Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. С. 165.

 

[119]В более точном переводе Д. Йосифона „жен-княгинь“, то есть жен, бывших дочер<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: