Неисправности КПП и их признаки.




ПМ.03 Техническое обслуживание и диагностирование

неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов;

Ремонт отдельных деталей и узлов

МДК 03.02 Технологические процессы ремонтного производства

Практическое занятие на тему: «Ремонт коробки перемены передач»

Дата занятия: 24.03.2020 г.

Цель занятия: Формирование у обучающихся новых знаний о технологии ремонта коробки перемены передач на примере трактора Беларус 82.1.

Инструкция.

Изучить прилагаемый теоретический материал.

2. Ответить на вопросы в конце теоретического материала.

Выполнить контрольные задания.

4. Ответы присылать в личные сообщения Вконтакте в виде текстового файла Word или в виде фотографий (если ответы написаны от руки в тетради) в комментарии под соответствующей темой.

Теоретический материал.

 

Устройство КПП.

Кратко разберем устройство КПП трактора Беларус 82.1 (рис.1).

 


Рис. 1.1. Коробка передач (продолжение): б — взаимное расположение деталей; 1 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 2 — стакан первичного вала; 3 — первичный вал; 4, 6, 31, 34, 36, 50, 55, 62, 63, 65, 70, 73 — кольца; 5, 9, 11, 16. 33, 37, 48, 54, 58, 60, 64, 72 — подшипники; 7 — скользящая шестерня IV и V передач; 8 — скользящая шестерня III передачи; 10 — вторичный вал; 12 — распорная втулка; 13 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 14 — регулировочная прокладка; 15 — стакан; 17, 27 — шайбы; 18 — шестерня; 19 — корончатая гайка; 20, 41 - крышки; 21, 42 — прокладки; 22 — ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 23 — ведомая шестерня IV передачи; 24 — промежуточный вал; 25 — ведомая шестерня III передачи; 26 — промежуточная шестерня; 28 — упор; 29 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 30 — внутренний вал; 32 — крыльчатка; 35 — стакан ведущей шестерни II ступени редуктора; 38, 52 — гнезда; 39 — ведущая шестерня II ступени редуктора со втулкой; 40, 51, 57— втулки; 43 — корпус коробки передач; 44 — промежуточная шестерня заднего хода; 45 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 46 — планка; 47 — гнездо подшипника; 49 — гайка промежуточного вала; — заглушка; 56 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 59, 61 — маслоотражательные шайбы; 66 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 67 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода со втулкой;. 68 — вал I передачи и заднего хода; 69 — свертная втулка; 71 — скользящая шестерня I передачи и заднего хода

 

 

Рис.2 – Схема скоростей и номера подшипников КПП Беларус 82.1


 

Неисправности КПП и их признаки.

Постоянный ненормальный шум в коробке передач или заднем мосту силовой передачи. Причины указаны выше.

Ненормальный нагрев деталей силовой передачи вызывается недостатком смазки или некачественным маслом (слишком густым или очень жидким), перекосами валов или вилок переключения, очень малым зазором между зубьями шестерен.

Самовключение или самовыключение передач чаще всего бывает при износе конусов фиксаторов, ослаблении или поломке их пружин. Шум в коробке в момент включения передач и самовыключение их после этого указывают па износ торцов шестерен, наличие забоин на их зубьях или шлицах вала.

Выкрашивание зубьев шестерен может происходить в результате сильного их нагрева из-за недостатка масла, малого зазора, неточного шага отремонтированной шестерни или наличия на поверхности зубьев рисок. При работе эти риски способствуют образованию малозаметных на глаз трещин, увеличиваются местные напряжения, приводящие к выкрашиванию, а иногда к поломке зубьев. Выкрашивание зубьев чаще всего обнаруживается при работе с загрязненным маслом, абразивные примеси которого способствуют образованию на поверхностях зубьев царапин и трещин.

Износ шариковых и роликовых подшипников приводит к резкому увеличению зазоров в них, перекосу валов, шестерен, вилок в выточках кареток. Износ нарушает зацепление шестерен. Особенно опасно разрушение подшипника, так как в этом случае шарики или ролики могут попасть между зубьями и вызвать аварию коробки передач. Большой свободный ход рычага переключения передач, неполный выход шестерен из зацепления, самопроизвольное выключение передач свидетельствуют об износе поверхностей трения вилок переключения, кулисы, пазов скользящих кареток, потере упругости пружин фиксаторов. Если неисправности обнаруживаются при включении или выключении I передачи и заднего хода, то снимают боковую крышку, а затем вилку переключения. При обнаружении следов износа и толщине щек вилки менее 8,0 мм вилку I передачи и заднего хода заменяют. Наряду с этим проверяют техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток. Для этого снимают вилки и поочередно вставляют их в соответствующие пазы скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Если зазор превышает 1,5 мм, вилку заменяют. Блок шестерен заменяют при ширине паза более 10,8 мм.

Появление посторонних шумов в коробке передач, чрезмерный нагрев отдельных участков корпуса указывают на разрушение или заклинивание подшипников валов.

Чтобы выявить и устранить эти дефекты, из коробки передач сливают масло, снимают пол кабины и крышку коробки передач; при необходимости снимают боковые крышки или раздаточную коробку. После этого монтажным ломиком проворачивают все доступные для проверки валы, воздействуя на них в осевом и радиальном направлениях. При проверке обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а какие-либо перемещения валов не должны ощущаться. Если обнаруживают следы износа подшипников, их посадочных мест, легко ощутимые перемещения валов, то коробку передач снимают с трактора и разбирают, заменяя изношенные подшипники.

Стуки в коробке передач, исчезающие при переключении на другую передачу, могут свидетельствовать об усталостном разрушении или выкрашивании зубьев отдельных шестерен.

Оценить степень износа или обнаружить дефекты зубьев шестерен можно при снятых крышках коробки передач и снятой раздаточной коробке. Для проверки рекомендуется поддомкратить одно из ведущих колес трактора и, прокручивая его, осмотреть зубья всех видимых шестерен. При обнаружении дефектов шестерен коробку передач разбирают в последовательности, показанной на рис. 3—30, изношенные детали заменяют.

После снятия механизма переключения (см. рис. 3) проверяют наличие следов износа на наконечнике рычага переключения передач и контролируют размеры деталей: толщину щек вилок, зазор между планками переключения (рис. 31) и т. д.

При наличии видимых следов износа на наконечнике рычаг переключения заменяют. Вилки заменяют при толщине щек менее 8,2 мм. Зазор между планками переключения должен находиться в пределах 0,3— 1,6 мм.

 

Таблица 1. – Возможные неисправности КПП

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: