Дидактическое пособие
"Тактильный домик"
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
"Детский сад общеразвивающего вида № 141" г. Оренбурга
Дидактическое пособие
«Тактильный домик»
Автор
Жежа Лилия Николаевна,
воспитатель 1 кв. категории
г.Оренбург, 2020
Аннотация
Данное методическое пособие предназначено для использования в качестве дидактического материала при организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию.
Содержит описание опыта работы по созданию дидактического пособия «Тактильный домик» и использованию его в образовательном процессе.
Многофункциональность представленного дидактического пособия предполагает возможность использования его в работе с детьми 3-5 лет с возможностью импровизации по ходу образовательной деятельности, смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.
В процессе игр можно обучить ребенка восприятию основных свойств предметов и явлений, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях.
Дидактические игры позволяют не только целенаправленно и ускоренно формировать восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка, какие сенсорные эталоны он освоил.
Дидактическое пособие и методические рекомендации по его применению могут быть использованы воспитателями групп младшего дошкольного возраста в индивидуальных, групповых и подгрупповых формах организации образовательной деятельности.
Сведения об авторе: Жежа Лилия Николаевна, МДОАУ "Детский сад № 141" г. Оренбурга, квалификационная категория 1, тел.: 89877852643.
Актуальность
Детство – самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития тактильных ощущений ребёнка.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Дидактическое пособие «Тактильный домик» актуально и помогает воспитателям в создании средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Дидактическое пособие в интерьере группы МДОАУ.
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ является одним из основных средств, способствующих всестороннему развитию ребенка, формирующих его личность, а также одним из источников получения знаний и социального опыта, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.
В соответствии с ФГОС ДО, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Дидактическое пособие «Тактильный домик» является частью развивающей предметно-пространственной среды группы, развивает тактильные ощущения, становится материальной основой сенсорного развития.
Цель и задачи дидактического пособия
Цель. Создание условий для развития у детей тактильного восприятия.
Задачи:
дидактическая: обучение детей обследовательским действиям: умению обследовать поверхность подушечками пальцев, рассматривать предмет, называть его качество, признак; закреплять способы ориентировки на плоскости; формирование способности работать не спеша, сосредоточенно; формирование и активизация словаря детей; снятие эмоционального напряжения;
развивающая: развитие зрительного и осязательного восприятия, развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, эстетического вкуса;
воспитательная: воспитание усидчивости, терпеливости;
воспитание дружеского отношения к сверстникам, умения работать в коллективе.