ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ




ДЕЛОВАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Ранее уже отмечалось, что каждая организация имеет определенную внутреннюю среду, т.е. состоит из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в ее характеристики.

Внутренняя среда организации - все составляющие элементы организации, связи и отношения между ними по поводу производства продукции (услуг) и управления.

 
 

Существуют различные подходы к выделению параметров внутренней среды организации. Одной из наиболее известных является точка зрения, согласно которой основными переменными внутренней среды организации выступают цели, задачи, структура, технология и персонал организации (рис. 1.).

 

Рис. 1. Переменные внутренней среды организации и их взаимосвязи

Цели. Цель — желаемый результат, которого стремится добиться организация. У различных организаций могут быть разные цели. Например, для организаций, занимающихся бизнесом, главное — получение прибыли, а для государственных учреждений здравоохранения это может быть профилактика заболеваний людей и их лечение.

Цель объединяет и сплачивает людей, придает смысл существованию организации, определенность и конкретную направленность ее действиям. Без цели нет и не может быть организации.

Для современных организаций характерно разнообразие целей.

Структура. Вбольших организациях возникает необходимость четкого горизонтального разделения труда и образования подразделений, выполняющих специфические задания. В свою очередь создание подразделений, специализирующихся на выполнении конкретных функций, формирует в организациях определенную структуру.

Структура — совокупность взаимосвязанных структурных элементов, взаимодействующих между собой на основе единой цели.

Задачи. Исходя из общеорганизационных целей для каждого подразделения, должностного лица и работников формируются задачи. Задача — предписанная работа, которая должна быть выполнена в заранее оговоренные сроки.

Задачи, как правило, предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность предназначается для выполнения ряда задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Технология. Уровень разделения труда в организации и специализация отдельных подразделений на выполнении определенных задач во многом зависят от применяемых технологий.

Технология — совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие. Она охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания.

В зависимости от степени связи между отдельными видами работ можно выделить следующие виды технологий:

• складывающаяся (например, технология в конгломерате);

• последовательная (например, сборочный конвейер);

• связанная (например, съемка фильма);

• групповая (например, строительство дома).

Существует классификация технологий и по другим признакам.

Персонал организации. Никакая задача в организации не может быть решена без людей, которые являются главным элементом любой организации. Как известно, люди различаются по способностям, присущим им качествам и т.п.

Для достижения поставленных целей организация должна отбирать наиболее способных, целеустремленных работников.

Любую организацию, созданную для предпринимательской деятельности, можно рассматривать в качестве системы. Поскольку организация создается и управляется людьми, то все ее элементы и связи между ними имеют переменный характер.

ФАКТОРЫВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

На эффективность бизнеса любой организации, кроме внутренних факторов, существенное влияние оказывают внешние. Различают факторы прямого воздействия (микросреда) и факторы косвенного воздействия (макросреда).

Факторы прямого воздействия - факторы, которые непосредственно влияют на операции организации.

К факторам прямого воздействия относятся:

• трудовые ресурсы (рынок труда);

• поставщики;

• потребители;

• конкуренты;

• профсоюзы;

• законы и государственные органы.

Трудовые ресурсы — часть населения страны, располагающая со­вокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в труде.

На организацию влияет избыток или недостаток трудовых ресурсов в регионе или зоне ее деятельности.

Поставщики — организации, поставляющие сырье или ресурсы.

Направления в работе с поставщиками:

• поиск дешевых источников сырья и материалов;

• снижение издержек на сырье и материалы;

• установление долгосрочных отношений с несколькими поставщиками;

• внедрение системы «поставка только в срок»;

• контроль поставщиков, их обследование и анализ.

Потребители — те, кто покупает товары (услуги). Производство следует ориентировать на потребителей, знать их запросы.

Чтобы преуспевать в бизнесе необходимо:

• постоянно увеличивать круг потребителей;

• стремиться превзойти самые смелые ожидания потребителей;

• заботиться о высоком качестве своих товаров;

• рассматривать затраты на потребителей как долгосрочные и вы­сокорентабельные капиталовложения.

Конкуренты — лица, фирмы, предприятия, соперничающие в достижении идентичных целей или стремящиеся обладать теми же ресурсами, доминировать на рынке.

Если не удовлетворять нужды потребителей так же, как это делают конкуренты, то предприятие может обанкротиться.

Профсоюзы — общественные организации, призванные защищать интересы работников. Поэтому менеджеры при принятии решений по кадрам должны соблюдать трудовое законодательство, а также учитывать права не только работников, но и профсоюзных органов.

Законы и государственные органы. В России и ее субъектах принимается множество законов, непосредственно влияющих на организации. Поэтому менеджерам, в особенности высшего уровня, необходимо отслеживать изменения в законодательстве и оперативно реагировать на них. Необходимо также устанавливать хорошие отношения с государственными и муниципальными органами и уметь отстаивать в этих органах интересы своей организации.

Факторы косвенного воздействия - факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на операции организации, но, тем не менее, влияют на них. К факторам косвенного воздействия относятся:

• состояние экономики в стране;

• политические факторы;

• научно-технический прогресс;

• социально-культурные факторы;

• отношение с местным населением;

• международное окружение, в частности развитие экспорта и импорта.

Схематически факторы внешней среды можно представить в следующем виде (рис. 2).

Несмотря на существенные различия между факторами внешней среды, все они обладают общими чертами, которые необходимо учитывать при подготовке и принятии решений (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики внешней среды и способы их учета при принятии решений

Характерный признак Сущность признака Способы учета характеристики среды при принятии решений
Взаимосвязанность факторов Изменение одного фактора окружения может обусловливать изменения других Нельзя рассматривать внешние факторы изолированно
Сложность Многочисленность факторов внешней среды и высокий уровень изменчивости каждого фактора Организация обязана учитывать множество факторов внешней среды
Подвижность Скорость, с которой происходят изменения в окружении организации Необходимо опираться на раз­нообразную информацию
Неопределенность В современных условиях глобализации экономики уменьшается надежность информации о внешней среде Необходимо учитывать степень риска в связи с недостатком информации
       

 

 

Рис. 2. Внешняя среда организации

ТИПЫОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ

Механистический тип организации. Применение термина «ме­ханистический» к организациям используется для того, чтобы показать, что система спроектирована наподобие машинного механизма. К механистическому типу относятся организации, имеющие следующие признаки:

• консервативная, негибкая структура;

• наличие формальных правил и процедур;

• централизованное принятие решений;

• иерархическая система контроля;

• индивидуальная ответственность в работе;

• жесткая иерархия власти, командный тип коммуникаций и т.п.

По сути, это синоним веберовской бюрократической организации. Именно Вебер хотел, чтобы организация работала как машина. Отсюда и название организаций, построенных на изложенных выше принципах.

Механистическая организация излишне сконцентрирована на внутренних проблемах и уделяет недостаточное внимание внешней среде.

Этот тип организаций может эффективно применяться на предприятиях автомобилестроения, а также в организациях, для которых внешняя среда не имеет существенного значения (или не меняется).

Органический тип организации. Эти организации характеризуются:

• гибкостью структуры;

• слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур;

• децентрализацией и участием работников в принятии решений;

• небольшим количеством уровней иерархии;

• властью, базирующейся на знании и опыте;

• разнообразием коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.).

Подобные организации показывают свою эффективность при динамичном внешнем окружении, при высокой неопределенности того, когда, где и как выполнять работу и т.п.

Органический и механистический типы организаций — это две противоположности. При механистическом типе — действуют правила. При органическом типе организации — принцип: делайте то, что вы считаете необходимым, чтобы выполнить заказ клиента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: