ДЕЛОВАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Ранее уже отмечалось, что каждая организация имеет определенную внутреннюю среду, т.е. состоит из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в ее характеристики.
Внутренняя среда организации - все составляющие элементы организации, связи и отношения между ними по поводу производства продукции (услуг) и управления.
Существуют различные подходы к выделению параметров внутренней среды организации. Одной из наиболее известных является точка зрения, согласно которой основными переменными внутренней среды организации выступают цели, задачи, структура, технология и персонал организации (рис. 1.).
Рис. 1. Переменные внутренней среды организации и их взаимосвязи
Цели. Цель — желаемый результат, которого стремится добиться организация. У различных организаций могут быть разные цели. Например, для организаций, занимающихся бизнесом, главное — получение прибыли, а для государственных учреждений здравоохранения это может быть профилактика заболеваний людей и их лечение.
Цель объединяет и сплачивает людей, придает смысл существованию организации, определенность и конкретную направленность ее действиям. Без цели нет и не может быть организации.
Для современных организаций характерно разнообразие целей.
Структура. Вбольших организациях возникает необходимость четкого горизонтального разделения труда и образования подразделений, выполняющих специфические задания. В свою очередь создание подразделений, специализирующихся на выполнении конкретных функций, формирует в организациях определенную структуру.
Структура — совокупность взаимосвязанных структурных элементов, взаимодействующих между собой на основе единой цели.
|
Задачи. Исходя из общеорганизационных целей для каждого подразделения, должностного лица и работников формируются задачи. Задача — предписанная работа, которая должна быть выполнена в заранее оговоренные сроки.
Задачи, как правило, предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность предназначается для выполнения ряда задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Технология. Уровень разделения труда в организации и специализация отдельных подразделений на выполнении определенных задач во многом зависят от применяемых технологий.
Технология — совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие. Она охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания.
В зависимости от степени связи между отдельными видами работ можно выделить следующие виды технологий:
• складывающаяся (например, технология в конгломерате);
• последовательная (например, сборочный конвейер);
• связанная (например, съемка фильма);
• групповая (например, строительство дома).
Существует классификация технологий и по другим признакам.
Персонал организации. Никакая задача в организации не может быть решена без людей, которые являются главным элементом любой организации. Как известно, люди различаются по способностям, присущим им качествам и т.п.
Для достижения поставленных целей организация должна отбирать наиболее способных, целеустремленных работников.
|
Любую организацию, созданную для предпринимательской деятельности, можно рассматривать в качестве системы. Поскольку организация создается и управляется людьми, то все ее элементы и связи между ними имеют переменный характер.
ФАКТОРЫВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
На эффективность бизнеса любой организации, кроме внутренних факторов, существенное влияние оказывают внешние. Различают факторы прямого воздействия (микросреда) и факторы косвенного воздействия (макросреда).
Факторы прямого воздействия - факторы, которые непосредственно влияют на операции организации.
К факторам прямого воздействия относятся:
• трудовые ресурсы (рынок труда);
• поставщики;
• потребители;
• конкуренты;
• профсоюзы;
• законы и государственные органы.
Трудовые ресурсы — часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в труде.
На организацию влияет избыток или недостаток трудовых ресурсов в регионе или зоне ее деятельности.
Поставщики — организации, поставляющие сырье или ресурсы.
Направления в работе с поставщиками:
• поиск дешевых источников сырья и материалов;
• снижение издержек на сырье и материалы;
• установление долгосрочных отношений с несколькими поставщиками;
• внедрение системы «поставка только в срок»;
• контроль поставщиков, их обследование и анализ.
Потребители — те, кто покупает товары (услуги). Производство следует ориентировать на потребителей, знать их запросы.
Чтобы преуспевать в бизнесе необходимо:
|
• постоянно увеличивать круг потребителей;
• стремиться превзойти самые смелые ожидания потребителей;
• заботиться о высоком качестве своих товаров;
• рассматривать затраты на потребителей как долгосрочные и высокорентабельные капиталовложения.
Конкуренты — лица, фирмы, предприятия, соперничающие в достижении идентичных целей или стремящиеся обладать теми же ресурсами, доминировать на рынке.
Если не удовлетворять нужды потребителей так же, как это делают конкуренты, то предприятие может обанкротиться.
Профсоюзы — общественные организации, призванные защищать интересы работников. Поэтому менеджеры при принятии решений по кадрам должны соблюдать трудовое законодательство, а также учитывать права не только работников, но и профсоюзных органов.
Законы и государственные органы. В России и ее субъектах принимается множество законов, непосредственно влияющих на организации. Поэтому менеджерам, в особенности высшего уровня, необходимо отслеживать изменения в законодательстве и оперативно реагировать на них. Необходимо также устанавливать хорошие отношения с государственными и муниципальными органами и уметь отстаивать в этих органах интересы своей организации.
Факторы косвенного воздействия - факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на операции организации, но, тем не менее, влияют на них. К факторам косвенного воздействия относятся:
• состояние экономики в стране;
• политические факторы;
• научно-технический прогресс;
• социально-культурные факторы;
• отношение с местным населением;
• международное окружение, в частности развитие экспорта и импорта.
Схематически факторы внешней среды можно представить в следующем виде (рис. 2).
Несмотря на существенные различия между факторами внешней среды, все они обладают общими чертами, которые необходимо учитывать при подготовке и принятии решений (табл. 1).
Таблица 1
Характеристики внешней среды и способы их учета при принятии решений
Характерный признак | Сущность признака | Способы учета характеристики среды при принятии решений | |
Взаимосвязанность факторов | Изменение одного фактора окружения может обусловливать изменения других | Нельзя рассматривать внешние факторы изолированно | |
Сложность | Многочисленность факторов внешней среды и высокий уровень изменчивости каждого фактора | Организация обязана учитывать множество факторов внешней среды | |
Подвижность | Скорость, с которой происходят изменения в окружении организации | Необходимо опираться на разнообразную информацию | |
Неопределенность | В современных условиях глобализации экономики уменьшается надежность информации о внешней среде | Необходимо учитывать степень риска в связи с недостатком информации | |
Рис. 2. Внешняя среда организации
ТИПЫОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ
Механистический тип организации. Применение термина «механистический» к организациям используется для того, чтобы показать, что система спроектирована наподобие машинного механизма. К механистическому типу относятся организации, имеющие следующие признаки:
• консервативная, негибкая структура;
• наличие формальных правил и процедур;
• централизованное принятие решений;
• иерархическая система контроля;
• индивидуальная ответственность в работе;
• жесткая иерархия власти, командный тип коммуникаций и т.п.
По сути, это синоним веберовской бюрократической организации. Именно Вебер хотел, чтобы организация работала как машина. Отсюда и название организаций, построенных на изложенных выше принципах.
Механистическая организация излишне сконцентрирована на внутренних проблемах и уделяет недостаточное внимание внешней среде.
Этот тип организаций может эффективно применяться на предприятиях автомобилестроения, а также в организациях, для которых внешняя среда не имеет существенного значения (или не меняется).
Органический тип организации. Эти организации характеризуются:
• гибкостью структуры;
• слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур;
• децентрализацией и участием работников в принятии решений;
• небольшим количеством уровней иерархии;
• властью, базирующейся на знании и опыте;
• разнообразием коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.).
Подобные организации показывают свою эффективность при динамичном внешнем окружении, при высокой неопределенности того, когда, где и как выполнять работу и т.п.
Органический и механистический типы организаций — это две противоположности. При механистическом типе — действуют правила. При органическом типе организации — принцип: делайте то, что вы считаете необходимым, чтобы выполнить заказ клиента.