Для осуществления процесса коммуникации используется коммуникационная сеть, т. е. соединение участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков. Данная сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи формируются от начальника к подчиненным, горизонтальные - между равными по уровням индивидами или подразделениями. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и другими подчиненными. Сеть этих связей создает структуру организации. Задача организационной структуры состоит в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление.
Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для разных по численности групп работников. Их называют "колесо", "звезда", "кружок", "цепочка", "вертушка" и т. д. (рис. 4). Они оказывают существенное влияние на деятельность организаций.
Рис. 4.Образцы коммуникационных сетей в группах
Так, в сетях типа "колесо" представлена централизованная иерархия власти. Лицо, находящееся в центре "колеса", получает больше посланий, чаще признается другими членами группы как лидер, в большей степени оказывает влияние на других членов группы, обычно несет большую ответственность, от него больше, чем от других, зависит решение проблемы.
Весьма эффективной сетью является "кружок". Она имеет наибольшее число положительных характеристик, основана на неформальной власти в организации, и ее применение в практике управления значительно улучшает достигнутые коллективом результаты. Однако в условиях низкой дисциплины труда модель "кружок" нуждается в дополнении управляющими формально-органическими структурами типа "звезда", "шпора", "дом", которые позволяют руководителю контролировать решение задач.
|
"Всеканальная" сеть имеет высокую надежность, но и более сложна с точки зрения практического воплощения. Весьма пригодна в отношении сложных проблем для выработки наилучших решений. Однако под влиянием времени или конкуренции эта модель легко становится "звездой".
Выбор той или иной модели для принятия решения как применяемый стиль руководства зависит от типа задачи, времени, отпущенного на ее решение, т. е. требует ситуационного подхода.
Способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие, называют коммуникационным стилем. Значение стиля заключается в определении того, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем.
Рис.5. Коммуникационные стили
За основу измерения межличностной коммуникации можно взять две переменные: открытость в коммуникации и адекватность обратной связи. Первое показывает степень открытия и раскрытия себя в коммуникациях, второе - степень, с которой люди делятся своими мыслями и чувствами о них. Построенная на таком измерении матрица (рис. 5) позволяет выделить пять коммуникационных стилей:
• открытие себя -характеризуется высокой степенью открытости;
• реализация себя - максимальная открытость и максимальная обратная связь (слушают себя и слушают других);
• замыкание в себе - низкий уровень открытости и низкий уровень обратной связи (сокрытие своих чувств, идей, мнений);
|
• защита себя - низкий уровень открытости, высокий уровень обратной связи (не любят, чтобы обсуждали их, но любят обсуждать других);
• «торговаться» за себя, т.е. продавать себя — если другие делают то же самое, характеризуется умеренными открытостью и обратной связью.
Практика эффективной коммуникации свидетельствует о том, что стиль, при котором индивид реализует себя, является более желательным, хотя это зависит от ситуации. Владение таким стилем показывает умение эффективно налаживать коммуникации.
Коммуникационный процесс