Являюсь куратором 3 семей, находящихся в социально опасном положении.
Индивидуально профилактическая программа разрабатывается на каждую семью группы риска. В зависимости от проблем семьи и принятых задач для решения этих проблем используем разнообразные мероприятия для оказания помощи семье (ребенку), у каждой семьи будут свои индивидуальные мероприятия. Организуемые мероприятия принимаются в таких направлениях как:
- психологическая коррекция семейного неблагополучия – консультации, тренинги педагога- психолога
- индивидуальные психолого-педагогические занятия с ребенком организованные воспитателями и специалистами ДОУ
- педагогическое и правовое просвещение родителей (законных представителей) – администрация ДОУ, социальный педагог
- оказание помощи семье в преодолении трудной жизненной ситуации – ходатайства, акции и т.д.)
- вовлечение семьи и ребенка в мероприятия семейного типа для повышения общественного статуса семьи
Своевременно принятые меры и комплексно оказанная помощь семье (ребенку) педагогическим коллективом ДОУ и специалистами системы профилактики дает положительный результат, уменьшается количество неблагополучных семей!
С целью повышения уровня правовой культуры родителей, персонала и формирования правосознания у дошкольников разработала и внедрила педагогический проект правового воспитания и просвещения «Знаю, реализую, защищаю»
В рамках реализации проекта работа велась по трем основным направлениям: с педагогами, родителями и детьми.
Целью первого направления было повышение уровня профессиональной компетенции работников ДОУ.
Слагаемые второго направления – формирование гармоничных и грамотных в нормативно-правовой базе, отношений между родителями (законными представителями) и ДОУ.
Главная цель третьего направления – формирование правосознания у дошкольников.
Проектная деятельность реализовывалась в 3 этапа:
Этап диагностический
Этап внедрение проекта
Этап рефлексия.
На 1 этапе были проведены такие мероприятия как:
-знакомство педагогов и родителей с проектом
- анкетирование родителей и педагогов
- оформление информационных стендов, на основе нормативно-правовых документов
- И ознакомление детей старшего дошкольного возраста с документами по охране прав ребенка (Конституция РФ, Декларация о правах ребенка, Конвенция ООН о правах ребенка)
Анализ анкетных данных среди педагогов показал, что правовая и педагогическая культура педагогов находится на среднем уровне но, педагоги заинтересованы в проектной деятельности по правовому воспитанию дошкольников и готовы сотрудничать с родителями.
Анализ анкетных данных с родителями показал, что большинство родителей не компетентны в вопросах нормативно-правовых актов по правам ребенка. Просвещение родителей в вопросах правового воспитания дошкольников оставалась актуальной.
На 2 этапе работы внедрения проекта с педагогами были проведены такие мероприятия как: мастер-класс «Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей», деловая игра: «Охрана прав и достоинства маленького ребенка в детском саду и семье», семинар: «Выявлениена ранних стадиях признаков социального неблагополучия и жестокого обращения с детьми»
С родителями: выступала на родительских собраниях старших групп с темой: «Воспитание ненасилием». Совместно с педагогом-психологом провела круглый стол для родителей на тему: «Наказание-поощрение». В рамках повышениязнаний родителей (законных представителей) о нормативно-правовых актах определяющих права ребенка оформила различные консультации: «Права и обязанности родителей (законных представителей) по воспитанию и содержанию ребенка», «Родителям о правах ребенка». Оформляла наглядно-информационные стенды на группах.
Для формирования правосознания старших дошкольников был разработан план мероприятий по ознакомлению с отдельными статьями Конвенции о правах ребенка. При знакомстве дошкольников с Конвенцией использовала разнообразные формы и методы такие как: дидактические игры, чтение художественных произведений, слушание музыки, просмотр видеофильмов и т.д.. Были организованы выставки детских рисунков «Наши права». А также дети приняли активное участие с родителями в мини-проектах на тему: «Я и мое имя», «Я и моя семья».
Итоговым мероприятием стала детско-родительская встреча, посвященная международному дню семьи«Права детей». В ходе, которой прошла презентация семейных проектов: «Мое имя», «Я и моя семья». Родители совместно с детьми и с помощью педагогов подготовили мини-проекты на темы: «Я и мое имя», «Моя семья», «Мои права». Праздник удался, мы с успехом решили задачу социального партнерства на основе совместной деятельности.
Повторный анализ анкетных данных показал, что у родителей (законных представителей) возрос уровень знаний по нормативно-правовым документам охраны прав ребенка и родительской ответственности за воспитание, образование и содержание несовершеннолетнего. Возросла активность их взаимодействия по вопросам развития, воспитания детей. Родители с большим энтузиазмом приобщились к правовоспитательной деятельности. Семьи из групп риска приглашались на все мероприятия по индивидуальным пригласительным, то есть параллельно решался и вопрос профилактики семейного неблагополучия в этих семьях.
Для успешной квалифицированной помощи семьям (детям) тесно взаимодействую со специалистами других социальных служб, которые способны помочь семье, ребёнку. Выступаю организатором совместных мероприятий по повышению правовой компетентности родителей в вопросах воспитания и содержания несовершеннолетних. Часто приглашаю инспекторов ПДН в детский сад для разъяснения родителям последствий ненадлежащего исполнения родительских обязанностей. Направляю ходатайства, отчеты, сведения в различные структуры города. Благодаря совместной и слаженной работе межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики несовершеннолетних удается оказывать конкретную помощь семьям.
Для достижения результативности в своей деятельности в вопросах воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста применяю различные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом
- круглые столы
- тематические встречи
- семинары-практикумы
- детско-родительские встречи
- социально-педагогическое консультирование
- деловые игры
- викторины
- выпуск памяток, буклетов
В своей практической деятельности выполняю различные социально-педагогические роли:
— роль посредника
— роль защитника
- -роль друга
- Роль помощника
- Роль инициатора
- Роль консультанта
- Роль педагога- п сихолога
- Роль участник социально-педагогических проектов
Чтобы завоевывать доверие и уметь расположить к себе взрослых и детей, важно обладать профессионально значимыми качествами, такими как:
деликатность,
эмпатия,
милосердие,
целеустремленность,
такт,
педагогический оптимизм.
Поэтому постоянно совершенствую свои знания, умения и навыки, а также человеческие качества - моральные и нравственные.