Из вышесказанного ясно, что покаяние — одно целое неделимое. Если мы не выполним одно из условий покаяния, то оно потеряет все свои свойства, подобно химическому соединению, которое изменится и утеряет свои свойства, если отсутствует один из его составных элементов. Тот, кто выполняет одно условие таубы (покаяния) и пренебрегает другим, не считается искренним кающимся и Аллах не примет его раскаяние, пока он не выполнит все остальные условия…
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
"Слово “тауба” взято из глагола “таба” — “йатубу”, который переводится “возвращаться”. В шари‘ате же под словом “тауба” имеется в виду возвращение от ослушания Всевышнего Аллаха к покорности Ему. Самым же великим возвращением является покаяние от неверия (куфра) и возвращение к вере (иману). Всевышний Аллах сказал: “Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом” (Сура аль-Анфаль, аят 38). Затем следует покаяние от больших грехов, а затем от меньших.
Каждый человек обязательно должен приносить покаяние за каждый совершенный грех!
Покаяние (тауба) имеет три условия, как об этом сказал автор книги (да смилуется над ним Аллах). Однако если внимательно изучить доводы, то на самом деле их будет пять.
1 — Искренность перед Аллахом — человек, принося покаяние, должен стремиться к Лику Аллаха, надеясь на то, что Всевышний Аллах примет его покаяние и простит ему грехи. Он не должен совершать покаяние напоказ, или, боясь наказания правителя или представителя власти. Человек должен желать Лика Аллаха и последней обители, надеясь на прощение грехов.
2 — Сожаление о совершенном грехе — чувство сожаления указывает на правдивость в покаянии (тауба).
|
3 — Оставление греха — это одно из самых важных условий. Если человек оставил какое-то обязательное предписание, он должен оставить этот грех, вернувшись к совершению обязательного (уаджиба). Например, человек не выдавал обязательный закят, а затем решил покаяться. Он должен оставить этот грех, то есть выплатить тот закят, который для него обязателен. Если человек не проявлял благочестия к родителям, то покаявшись, он должен стать благочестивым по отношению к ним. Если человек не поддерживал родственные узы, то покаявшись, он должен начать их поддерживать.
Если же человек совершал что-то запретное (мухаррам), то он обязан незамедлительно оставить этот грех, не оставаясь в нём ни на секунду. Например, если человек занимался ростовщичеством (риба), то он обязан оставить это дело и то, что заработал этим путем. Или же, допустим, человек зарабатывал деньги, обманывая людей. Покаявшись, он должен оставить это дело и вернуть людям все то, что забрал у них незаконно. Если же кто-то заявит, что покаялся, однако при этом продолжит грешить, то его покаяние не будет принято! Такой человек подобен тому, кто издевается над Всевышним Аллахом. Как ты можешь каяться и при этом продолжать грешить?! Например, ты плохо поступил с каким-то человеком, затем говоришь ему: “Я очень сожалею и не совершу впредь подобного”, а сам намереваешься продолжить совершать с ним подобное, то это считается издевательством. А что же тогда сказать об Аллахе, Господе миров?! Поэтому, по-настоящему приносит покаяние тот, кто оставляет грех!
|
В общем, человек должен оставлять тот грех, за который он покаялся. Если же он не оставляет грех, то его покаяние не примется и не поможет перед Всевышним Аллахом.
Грехи могут быть связаны либо с правами Всевышнего Аллаха, либо с правами Его творений. Что касается греха, который связан только с правами Аллаха, то достаточно от него покаяния, которое между человеком и его Господом. Поэтому, человеку недозволенно рассказывать о том грехе, который он совершил. Если Всевышний Аллах скрыл грехи человека от людей, то человеку не следует о них рассказывать. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Все члены моей общины будут прощены, за исключением заявляющих во всеуслышание”. А затем разъяснил: «Примером могут служить действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью и Аллах покрывает его грех, а наутро он сам говорит: “О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то”, и получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха» (аль-Бухари, 6069; Муслим, 2990).
Однако, некоторые ученые говорят: “Если человек совершил такой грех, за который полагается наказание, то он может прийти к правителю и сообщить ему о содеянном”. Например, человек совершил прелюбодеяние (зина). Однако, несмотря на всё это, лучше для него скрыть этот грех.
Что же касается грехов между тобой и между другими творениями, например, несправедливое присвоение чужого имущества, то в таком случае, человек обязательно должен вернуть то, что забрал. Или же, кто-то своровал чужое имущество, а затем покаялся за совершенное. Такой человек обязан вернуть ворованное имущество хозяину. Если же хозяин имущества умер, то деньги нужно отдать его наследникам. Если же человек не найдет никаких наследников, то пусть раздаст эти деньги в качестве милостыни от имени хозяина денег.
|
Если же, допустим, человек ударил кого-то, а затем покаялся, он должен пойти к тому, кого ударил когда-то, и дать ему возможность ударить себя. Если человек ударил кого-то по спине, то пусть даст и ему ударить себя по спине. Если по голове — то пусть даст и ему ударить себя по голове. Как сказал Всевышний Аллах: “Воздаянием за зло является равноценное зло” (Сура аш-Шура, аят 40). А также: “Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас” (Сура аль-Бакара, аят 194).
Если же человек опозорил или обругал кого-то перед людьми, то он обязан пойти к нему и попросить у него прощения, а также договориться о том, как искупить свою вину. Если обиженный скажет: “Я не прощу тебя, пока ты не заплатишь столько-то денег”, виновный должен заплатить.
Если человек плохо говорил о ком-то в его отсутствии (гъиба), то относительно этого случая ученые разногласят. Некоторые ученые сказали: “Тот, кто поступил подобным образом, должен пойти к тому, о ком он плохо отозвался, и рассказать ему о случившемся, попросив прощения”. А другие сказали: “Не нужно идти к нему! В этом вопросе есть нюансы”. Если потерпевший узнал о том, что о нем плохо отзывались, то тот, кто плохо отзывался, должен пойти к потерпевшему и попросить у него прощения. Если же потерпевший не знает об этом, то тот, кто плохо отзывался, не должен идти к потерпевшему, а должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за потерпевшего и отозваться о нем хорошо среди тех людей, перед которыми он обругал его. Поистине, добрые деяния стирают дурные! Это мнение является более правильным. Если ты отозвался о ком-то плохо, то попроси для него прощения, сказав: “О, Аллах, прости его”.
4 — Твердая решимость никогда больше не возвращаться к греху — Если человек кается, но при этом имеет намерение вернуться к греху в будущем, то покаяние не будет действительным. Например, кто-то тратил свое имущество на запретное, покупал спиртное, занимался прелюбодеянием, а затем обеднел. Обеднев, он сказал: “О, Аллах, я каюсь”, однако солгал при этом, так как в сердце у него намерение на то, что, если деньги вновь вернуться к нему, то он продолжит свою прежнюю жизнь. Это — покаяние беспомощного! Оно не будет принятым.
5 — Покаяние должно быть сделано тогда, когда оно принимается — Время действительности покаяния бывает двух видов.
а) Время для каждого человека в отдельности: Каждый человек должен покаяться до прихода смерти. Если же смерть уже наступила, то покаяние не поможет кающемуся. Всевышний Аллах сказал: «Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: "Вот теперь я раскаиваюсь"» (Сура ан-Ниса, аят 18). У таких людей покаяние не примется! Всевышний Аллах также сказал: “Когда они узрели Наше наказание, они сказали: "Мы уверовали в Единственного Аллаха и не веруем в тех, кого мы приобщали в сотоварищи к Нему!" Но не помогла им вера, когда они увидели Наше наказание. Таким всегда было установление Аллаха для Его рабов. Вот тогда неверующие оказались в убытке” (Сура Гъафир, аяты 84-85).
Если человек уже увидел свою смерть, отчаявшись выжить, то его покаяние бесполезно. Это покаяние уже является вынужденным. Оно не поможет человеку и не будет принято, ибо он должен был покаяться до этого.
б) Время для всего человечества целиком: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не прекратится переселение (хиджра), пока не прекратится покаяние, а покаяние не прекратится, пока солнце не взойдет с запада” (Абу Дауд, 2479; Ахмад, 4/99. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами‘», 7469). Если солнце взойдет с запада, то ничье покаяние уже не принесет пользы. Всевышний Аллах сказал: “В тот день, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если она не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро” (Сура аль-Ан‘ам, аят 158). К этим знамениям относится восход солнца с запада, как на это указал пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Поэтому, покаяние должно быть совершено в тот период, когда оно принимается.
Также среди ученых есть разногласие в том, принимается ли покаяние человека в каком-то грехе, если при этом он много совершает другие грехи. В этом вопросе ученые разделились на три группы.
Первая группа сказала, что покаяние такого человека действительно.
Вторая группа сказала, что покаяние за определенный грех не принимается, если человек упорствует в совершении других грехов.
Третья группа сказала, что, если тот грех, в котором человек упорствует, подобен тому, в котором он кается, то покаяние не будет принято. Если же грехи совершенно разных видов, то покаяние примется.
Например, некий человек занимался ростовщичеством, а затем покаялся. Но при этом он продолжает пить спиртное. По мнению второй группы ученых, его покаяние от ростовщичества не примется, так как он упорствует в другом грехе. А третья группа ученых считает, что покаяние такого человека примется, ибо ростовщичество (риба) это одно, а распитие спиртного — совсем другое. Этого мнения придерживался имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах), так как он сказал: “Если же человек покается только за часть (грехов), то покаяние его, по мнению приверженцев истины, может считаться правильным”.
Но бывает и так, что грех, в котором человек кается, подобен тому, в котором он упорствует. Например, человек совершает прелюбодеяние и смотрит на женщин с вожделением. Примется ли его покаяние от прелюбодеяния, если при этом он продолжает смотреть на женщин с вожделением?! В этом вопросе также существует разногласие. Однако более правильным мнением является то, что покаяние действительно в любом случае. Покаяние принимается, даже, если человек упорствует в другом грехе. Однако такой человек не является кающимся в полном смысле этого слова, и он недостоин той хвалы, которой удостоились кающиеся. Его покаяние несовершенное! Если человек покаялся в одном грехе, то с него уйдет этот грех, однако он не описывается покаянием в полном смысле. Это мнение ближе к моему сердцу".
См. "Шарх Рийад ас-салихин", 2 глава