В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д. Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:
) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
) закрепление и уточнение знаний;
) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
) формирование умений и навыков практического характера;
) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.
Рассмотрим содержание самостоятельной работы при классификации по основной дидактической цели.
. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и проведение опытов, работ аналитико-вычислительного характера.
|
. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.
. Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.
Так же можно рассмотреть классификацию Конышевой А.В., которая приводит 4 вида самостоятельной работы:
) Фронтальная;
) Групповая;
) Парная;
) Индивидуальная.
При фронтальной работе ученики работают самостоятельно, выполняя одно и то же задание. При групповой работе учащиеся выполняют работу в небольших группах.
При парной работе учащиеся работают в парах и выполняют предложенное им задание.
При организации индивидуальной работы каждый ученик выполняет самостоятельно специально для него подготовленное задание.
Групповой и парный виды могут быть индивидуализированными и общими
Конышева А.В. также рассматривает самостоятельную работу с точки зрения внешних и внутренних признаков. Ко внешним относится то, что вводится в урок учителем: задание, источники знаний, приёмы учебной работы.
Ко внутренним относят прошлые задания, выполненные учеником, то есть его опыт, мотивы деятельности ученика, то есть то, что его побуждает, и мыслительная деятельность ученика. Только при совместном содействии всех вот этих составляющих внешних и внутренних признаков, ученик может добиться результата от самостоятельной работы
|
Что касается уровней самостоятельной работы, то в методике принято выделять следующие уровни самостоятельной работы:
) воспроизводящий (копирующий);
) полутворческий;
) творческий.
Воспроизводящий уровень самостоятельной работы очень важен при изучении иностранного языка, поскольку он лежит в основе других её уровней, и он «ответствен» за формирование произносительно-лексико-грамматической базы, за создание образцов в памяти учащегося. Фактически, с этой базы начинается усвоение нового. Учащимся предлагается, например, чтение за диктором, списывание с учебника, в ходе самостоятельного воспроизведения происходит «пропускание через себя» нового материала. Однако при организации самостоятельной работы этого уровня учителю следует помнить, что долго держать учащихся на такой работе не следует, поскольку она скучна и монотонна; в то же время и торопиться не следует, т.к. нужно, чтобы учащиеся могли правильно и в нормальном темпе воспроизводить усваиваемый языковой и речевой материал, который им нужен для решения более сложных задач.
Полутворческий уровень самостоятельной работы - следующий по сложности выполнения и вытекающий из воспроизводящего уровня. Здесь осуществляется перенос приобретённых знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности, чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без образца, задаваемого диктором; не списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего её большей мыслительной активности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация.
|
Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так и при чтении, например, действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на определённую тему, прослушать сообщение и высказать своё отношение к его содержанию; прочесть рассказ, и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста, интерпретировать главную идею текста.
В практике самостоятельной работы по иностранному языку эти уровни сосуществуют, и каждый из них может быть представлен конкретным набором подуровней.
Можно выделить 4 этапа организации самостоятельной работы
. Подготовительный, на котором учитель рассказывает учащимся о цели их работы, раскрывает возможности её более успешного выполнения, предлагает каждому в случае необходимости обращаться к нему за консультации, а также пользоваться дополнительной литературой. Этот этап предполагает, что учитель заранее подготовил различную литературу, обратил особое внимание на взаимосвязь трёх факторов в формировании мотивов учения:
― помощь ученику в овладении навыками и умениями самостоятельной творческой работы;
― постоянное побуждение к этому овладению;
― создание условий для проявления и развития приобретённых умений и навыков в процессе работы над различными заданиями как тренировочного, так и усложнённого характера.
. Сам процесс самостоятельной работы учащегося на уроке. Необходимо не просто занять ученика умственным трудом и побудить его выполнить определённые требования, а обеспечить непременное развитие заинтересованности ученика умственной деятельностью, постепенный переход от работы воспроизводящего характера (по образцам) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования справочниками, словарями и, наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения и навыков самостоятельной работы.
. Итогово-обобщающий, предусматривающий включение самостоятельной работы в классе в более или менее сложный вариант домашней работы.
. Заключительный. Выбор учеником творческих заданий для системы самообразования.
Рассмотрев определения, требования, и классификации самостоятельной работы, напрашивается вывод: не столь важны определения, виды и классификации, сколько их применение на практике в каждом конкретном случае, ибо, сколько умов, столько и мнений, сколько авторов, столько и определений, а реальное, прикладное применение на практике всегда более существенно, чем теоретическое описание.
самостоятельный познавательный иностранный язык