Автономное обучение является сегодня одним из основных направлений в методике преподавания, в том числе и иностранных языков. Автономное обучение - это ситуация, в которой учащиеся обучаются полностью самостоятельно, а также навыки и умения, которыми овладевают учащиеся. Основным постулатом данной методики является концентрация всего процесса обучения на личности обучаемого, предоставление ему большей свободы выбора по всем направлениям.
При автономном обучении учащийся переходит из разряда объекта, на который направлена деятельность преподавателя, в разряд субъекта своего обучения. Он самостоятельно принимает решения о том, каким образом, с помощью каких вспомогательных средств (учебник, интернет и т.д.) он учится. Он принимает решения о стратегиях для достижения своих целей, о распределении своего времени, о том, работает ли он на определенном этапе один или в режиме диалога с другими учащимися и как он контролирует успешность всего процесса обучения.
Автономное обучение базируется на теориях, которые ставят в центр процесса обучения обучаемого. Все, что человек делает с интересом, осознавая значимость своих действий, приводит к лучшим результатам.
Автономное обучение - это самостоятельное обучение, но под руководством преподавателя. При этом учащийся освобождается от психологического давления, связанного с тем, что ему необходимо соответствовать требованиям преподавателя. У него появляется другое отношение к процессу обучения: повышается уровень мотивации, самооценки, понижается страх перед возможностью допустить ошибку. У учащегося при самостоятельной работе с различными материалами со временем развивается способность использовать определенные техники и стратегии обучения на другом, аутентичном, материале. Таким образом, он учится самостоятельной организации собственного процесса обучения.
|
Различают три модели автономного обучения:
) Индивидуальная модель, где в центре внимания находится отдельный обучаемый со своими личными потребностями в изучении иностранного языка; сюда относится, например, модель обучения в тандеме. Изучение языков в тандеме - это форма открытого обучения, где представители с разным родным языком обучают друг друга в процессе аутентичной коммуникации через интернет.
) групповая модель, которая предполагает обсуждение и принятие решений относительно процесса обучения демократичным способом в группе учащихся с похожими или одинаковыми целями;
) Модель проектной работы, которая ставит на первое место ориентированную на конечную цель деятельность нескольких обучаемых.
Роль преподавателя в новых условиях обучения тоже меняется. Он больше не центральное звено занятия, управляющее и контролирующее весь процесс обучения, он, скорее, консультант, помощник, партнер, в задачи которого входит развитие у учащегося ответственности за принятие решений относительно своего процесса обучения. К задачам консультанта относятся следующие:
психосоциальная поддержка, в которой важную роль играют личностные качества консультанта, его способность мотивировать учащихся и развивать их сознательное отношение к процессу обучения;
техническая поддержка, которая включает помощь в планировании и организации процесса самостоятельного обучения, помощь в оценке своих знаний, помощь в развитии тех или иных навыков и усвоении необходимых знаний;
|
методические рекомендации по работе с материалами, предлагаемыми к самостоятельному изучению.
Под технической поддержкой понимается в первую очередь осознание стратегий обучения. Здесь различают:
когнитивные стратегии, т.е. известные из традиционной методики преподавания стратегии и техники получения знаний (например, техники запоминания лексики, стратегии чтения и аудирования);
метакогнитивные стратегии, т.е. стратегии анализа потребностей учащегося и оценки его достижений (например, стратегии планирования, управления процессом обучения, самостоятельного менеджмента и самостоятельной оценки знаний);
социальные стратегии, т.е. все стратегии, которые развивают в группе учащихся способность к работе в команде (готовность к сотрудничеству, обмен информацией, беседа о проблемах обучения).
Управление самостоятельной учебной деятельностью обучаемых может быть жестким (регламентируется каждая учебная операция), относительно жестким (обозначаются цель и ориентиры, а также контроль некоторых операций) и гибким (задается только цель, а учащийся должен самостоятельно выбрать средства и способы выполнения учебных задач).
Управление самостоятельной учебной деятельностью обучаемых может быть жестким (регламентируется каждая учебная операция), относительно жестким (обозначаются цель и ориентиры, а также контроль некоторых операций) и гибким (задается только цель, а учащийся должен самостоятельно выбрать средства и способы выполнения учебных задач).
|
Эффективность самостоятельной работы в значительной мере зависит от качества учебных материалов, методических пособий и инструкций. Их специфика заключается в том, что они выполняют основные функции преподавателя: организационную, управляющую и контролирующую. Поэтому они должны мотивировать действия, указывать ориентиры осуществления этих действий, обеспечить обратную связь - контроль правильности выполнения действий. Задача всех материалов - обеспечить активную самостоятельную работу студентов, желание работать творчески, искать и находить самостоятельные решения, развивать готовность к дальнейшему самообразованию.
В целом автономное обучение является неотъемлемой ступенью саморазвития человека, это своеобразный аналог самостоятельной работы, но более продвинутый, ориентированный на более взрослую аудиторию, которая не нуждается в непосредственном контроле учителя, или репетитора.
Очевидно, что практическое применение самостоятельной работы, это не просто вид учебной деятельности, это целый комплекс вспомогательных элементов, чья область применения не ограничивается школой, напротив, распространяясь дальше и являясь ключевым элементом в самообразовании человека.
Заключение
Обучение иностранному языку способствует развитию детей. Однако чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому предмету, необходимо включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы. Так, указывается, что для интенсивного развития мышления следует обеспечивать преподавание на высоком уровне трудности, в быстром темпе, осознание учащимся своих учебных действий. Развитие же связано не только с мышлением, но и с эмоциями и другими сферами личности.
В методической литературе последних лет по обучению иностранным языкам подчеркивается важность и необходимость включения мотивационной и эмоциональной сфер личности учащегося при изучении им иностранного языка, которое формирует у учащихся более внимательное отношение к формам выражения мысли как на иностранном, так и на родном языке. Можно наблюдать и обратное явление. Хорошо поставленное обучение английскому языку положительно влияет на развитие мыслительных и речевых способностей учащихся при обучении другим гуманитарным предметам и, прежде всего родному языку. Изучение иностранного языка активизирует работу слухового, зрительного, речедвигательного, моторного анализаторов и вносит весомый вклад в развитие памяти, воображения, представлений.
Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. В учебной деятельности проявляется широкий диапазон индивидуальных особенностей. Существуют разные классификации, определяемые тем, какие показатели берутся за основу для распределения школьников в группы. Активность учащихся, которая заключается в усиленной деятельности в том, что надо не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы, также зависит от развития мышления.
Подводя итог проведенной работы, стоит отметить, что невозможно сделать процесс передачи и получения знаний идеальным немедленно. Но необходимо над этим работать, разрабатывать новые и усовершенствованные методики.
Также можно отметить, что уже существующие определения и классификации самостоятельной работы учащихся по английскому языку, и способы их практического применения были исчерпывающе описаны, и изложены в данном исследовании. Таким образом, поставленные цели и задачи были достигнуты.
Список использованной литературы:
1. Данилов М.А. “Воспитание у школьников самостоятельной и творческой активности / Советская педагогика. - 1961. - №8. - С. 90-95
. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, №5
. Есипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. - М.: Учпедгиз, 1961
4. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., - 1982
. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - С-Пб.: КАРО. Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2005
. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. - Казань, 2000. - 123 с.
. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. - М.,1960. - 28.
. Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста”. ИЯШ, 2003, № 5.
. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность
школьников в обучении.” - М, 1980.
. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.Ю., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2001.
. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы - М.: Просвещение,2002. -319с.
. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990 - 192с
. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: учебное пособие для преподавателей и студентов: теория и практика / А.Н. Щукин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Филоматис, 2006.
Интернет-ресурсы
14. Обучение самостоятельной работе учащихся на уроках иностранного языка