Учимся говорить ясно, отчетливо




Для того чтобы научить детей говорить ясно и отчетливо, необходимо выполнять следующие упражнения, направ­ленные на уточнение произношения отдельных звуков, на правильное использование звуков в словах и предложениях, на развитие дикции учащихся. Здесь можно активно использовать чистоговорки и стихотворные тексты.

Например:

Мы-шонку щеп-чет мышь:

- Ты все шур-шишь, не спишь!

Мы-шо-нок шеп-чет мыши:

- Шур-шать я бу-ду ти-ше.

Все виды упражнений подобного характера можно сочетать с программным материалом раздела «Звуки и буквы» по русскому языку. Например, при изучении дифференциа­ции звуков [с] — [з] после уточнения произношения указанных звуков и упражнений на сравнение используют следую­щую чистоговорку:

Укусила пса.

В самый нос оса.

Захотелось псу

Съесть осу.

А оса спаслась —

Унеслась!

 

Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение уводит ребёнка от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает тонкость движений глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строго побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается), создаёт в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит «всплывание» привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создаёт предпосылки для устранения достаточно распространённых ошибок «зеркального» чтения (когда, например, слово шар читается как раш и ребёнок не замечает ошибки; теперь же, «прощупав своими руками» и прямой, и обратный порядок слов и чётко осознав их различие благодаря переводу обратного чтения из ранга случайной операции в ранг осознанного целенаправленного действия, ребёнок допускать их уже не будет).

Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот. Первое слово (в названии этого упражнения) читается как обычно: поочерёдное; второе – справа налево: иенетч; третье как обычно: слов; четвёртое – справа налево: оньламрон и т.д. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы – и гибко переходить от одной из них к другой. В пределах одной строчки многократно меняя две принципиально разные тактики чтения: целостную в отношении нормально читаемых слов и неизбежно фрагментарную, побуквенную в отношении слов, читаемых наоборот, - ребёнок чётко осознаёт их специфику и различия; кроме того, после столкновения с более трудным обратным чтением у ребёнка формируется установка на то, что обычное чтение – это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело.

Чтение только второй половины слов. При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: -ние -лько -рой -вины -ов; мыслительная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Это упражнение акцентирует для ребёнка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного анализа. Она приводит к резкому уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.

Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т. е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так, чтоб была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т. д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать её нижнюю часть. Ребёнку предлагается, несмотря на такую деформацию, все-таки попробовать прочитать текст. Начинать можно с прикрытия лишь нижней части четверти строки, постепенно увеличивая прикрытое до половины и даже больше. Заметим, что на начальных этапах тренировки это упражнение выполняется легче и с большим интересом, если для этого используется текст, с которым ребёнок уже немного знаком, на последующих же этапах более пригодны тексты незнакомые.

Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Упражнение аналогично предыдущему, только в этом случае чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки, и т. д.

Открою секрет: это упражнение – с хитринкой! Дело в том, что любой сколько-нибудь смышлёный ребёнок быстро заметит, что, когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя, следующая, открыта целиком, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать её, пока она открыта, чтобы потом, когда её закроют, легко выдать уже готовый результат! Если при этом ребёнок какое-то слово не успеет прочитать или забудет его, то тогда и только тогда ему придётся восстанавливать его по половинкам. Многие дети быстро переходят на такую стратегию, и это как раз именно то, что нужно.

Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов (успеть прочитать во что бы то ни стало, пока строчка открыта), а также чтения не вслух, а про себя (так как это надо скрыть), а в случае неудачи задаёт внешние опоры (видимые нижние части букв), по которым можно уточнить не полностью увиденное или исправить неверно прочитанное слово. Это упражнение также чрезвычайно важно для формирования словесно-логической памяти (её объёма, поскольку необходимо удерживать сразу несколько слов, её прочности, так как удержанное надо сохранять несколько секунд, и её устойчивости к интерференции – такое удержание надо совмещать с чтением другой строчки). Если взрослый замечает, что ребёнок пытается действовать именно так, то этому надо незаметно для ребёнка всячески способствовать: несколько медлить, передвигая чистый лист вниз, не замечать вкраплений, которые ребёнок привносит из нижней строчки в верхнюю, и т.п.

Перечисленные достоинства этого упражнения (при его крайней простоте) дают основание полагать, что оно одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него следует затрачивать времени больше, чем на другие.

Классификация слов на группы. Даётся 8-16 карточек, на каждой из которых напечатано одно слово. Указывается, что слова обозначают потерявшиеся предметы и теперь надо их быстро расставить по местам. При этом говорится, например, что левая часть стола – это кухня и туда должны быть положены предметы, которым место на кухне (кастрюля, вилка), а правая часть – детский сад и там должны быть размещены малыши (Нина, Петя). Просматривая карточки, ребёнок должен разложить их на группы. В зависимости от уровня подготовки ребёнка можно предлагать ему раскладку на 2, 3 или 4 группы и до раскладки эти группы можно либо указывать, либо нет. Разумеется, слова заранее должны быть подобраны так, чтобы они легко классифицировались.

Это упражнение чрезвычайно важно для развития навыка чтения, так как в нём едва ли не впервые в жизни ребёнка чтение выступает не как самоцель (прочитал – и всё, цель достигнута), а как средство для достижения другой цели (правильно разложить карточки). Это приводит к тому, что ребёнок в ходе своих собственных действий начинает чётко осознавать один из основных смыслов чтения – получение информации для регуляции своих действий – и убеждается в недопустимости ошибок (ошибка здесь выступает не просто как нежелательная неточность, а как непосредственная причина абсурдных действий, нелепых поступков, когда, например, предмет кухонной утвари оказывается приведённым вместо ребёнка в детский сад!). Это упражнение также снимает напряжённость, связанную с фиксацией ребёнка на чтении, возникшей ранее из-за многократных упрёков за ошибки, - ведь здесь ребёнку не надо читать, т.е. совершать неприятную ему деятельность, а надо лишь раскладывать карточки, и чтение в этом случае является процессом незаметным, мимолётным, лишь одним из многих специально никак не акцентируемых моментов процесса раскладки.

Особую ценность это упражнение приобретает тогда, когда в него вводится необходимость строго побуквенного анализа слов. Это достигается тем, что в классифицируемый материал вводятся пары слов, сходных по написанию, но разных по значению (например, при раскладке на две группы: транспорт и ягоды-фрукты – это пары: машина-малина, автобус-абрикос; на группы: мальчики и девочки – это пары имён: Маша-Миша, Тоня-Толя, Витя-Вика и др.), а также очень длинных слов (типа велосипед).

Двукратное произнесение каждого слова. Предложение (сначала короткое – из двух-трёх слов, потом постепенно длина увеличивается) следует читать так, чтобы каждое его слово произносилось по два раза, например, Двукратное произнесение произнесение…. Это упражнение помогает ребёнку проникнуть в смысл воспринимаемого и озвучиваемого текста. Дело в том, что слово, прочитанное медленно, по слогам (особенно если оно длинное), не является словом живой речи. Это лишь некоторое звуковое образование, мало похожее на слитно произносимое слово живой речи, и потому ребёнку трудно его узнать и тем более извлечь из него смысл. Для того чтобы первоначально прочитанное, растянутое по слогам слово было узнано как естественное, живое слово, его следует повторить слитно. За счёт таких двукратных произнесений каждого слова ребёнок формирует их естественные слуховые образы, что и способствует проникновению в их смысл.

Чтение с повторным произнесением некоторых слов. В отличие от обычного чтения отдельные предложения и целостные тексты читаются со специально оговорённым условием, что некоторые слова ребёнок будет произносить вслух дважды. Какие именно слова? На первом этапе выполнения этого упражнения дважды озвучивается каждое второе слово, т.е. через одно. Например, название этого упражнения читается: Чтение с с повторным произнесением произнесением некоторых слов слов. На следующем этапе дважды озвучивается каждое третье слово: Чтение с повторным повторным произнесением некоторых слов слов. На заключительном и основном этапах повторяются слова, подчёркнутые в тексте, причём подчёркиваются только такие слова, которые несут основную смысловую нагрузку в предложении, являются его вехами, например, и тогда Саша быстро побежал к лагерю, а Вова, растерявшись, оставался на месте.

Начальные этапы освоения этого упражнения обеспечивают введение в процесс чтения некоторой добавочной активности, которая идёт параллельно озвучиванию слов и связана с поиском подлежащих повторению слов и их повторным произнесением. В результате этого ребёнок постепенно научается совмещать процесс озвучивания с чем-то другим, с другими действиями. Первоначально эти действия относительно просты и формальны, но они подготавливают место для последующих действий по пониманию, осмыслению текста, которые у хорошо читающего человека идут параллельно с восприятием слов. Таким образом, повторение некоторых слов в предложении как бы развивает, «расщепляет» единую активность ребёнка на два отдельных процесса, и ребёнок овладевает возможностью практически одновременного их выполнения.

 

 

Вопрос 11. Выберите любой стихотворный текст и сделайте его разметку (составьте партитуру).

 

Вопрос 12. Составьте сообщение на одну из тем:

а) «Почему дети читают с ошибками?»

б) «Как помочь ребенку научиться быстро читать?»

в) «Как подготовить ребенка к выразительному прочтению текста?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: