Общественно-политическая жизнь. Культура




Проблема. Как кризис советской системы проявился в сфере духовной жизни общества?

Вспомните значение понятий: диссиденты, неофициальное искусство.

Ответьте на вопросы. 1. Когда была принята «брежневекая» Конституция? 2. Кого называли инакомыслящими в СССР в 1970-е гг.? з. Каковы были достижения советской культуры тех лет?

Настроения в обществе и политика властей. Различные слои населения по-своему реагировали на происходившие в СССР процессы, в основном стараясь приспособиться и использовать те возможности, которые предоставляла жизнь.

Правящая элита замыкается в себе. Почти прекратилось её пополнение и обновление за счёт функционеров

низовых организаций КПСС, традиционно выполнявших

в советском обществе роль своеобразного «политического инкубатора.). И это - при значительном увеличении рядов самой партии в послевоенный период (с 6,8 млн человек в 1952 г. до 18,3 млн в 1985 г.), что, помимо про-чего, отражало растущее в массах стремление активно участвовать в политической жизни страны. Номенклатура

неустанно окружала себя всё новыми привилегиями и материальными благами. Началось сращивание её наиболее коррумпированных групп с теневой экономикой.

В кругах интеллигенции, в целом отрешённо взиравшей на окружающую действительность, продолжало развиваться диссидентское движение. В первых его рядах находились «отец водородной бомбы», трижды Герой Социалистического Труда академик А. Д. Сахаров, писатель А. И. Солженицын (он издал за границей книгу «Архипелаг ГУЛАГ» - документальное повествование о преступлениях сталинской репрессивной машины, нанёсшее сильнейший удар по теории и практике советского тоталитаризма), музыкант-виртуоз с мировым именем М. Л. Ростропович. Немногочисленные активисты-диссиденты, среди которых были приверженцы «подлинного марксизма- ленинизма», либерализма, русского почвенничества, христианско-демократической доктрины, открыто критиковали существующие порядки, предавали гласности через издание машинописных листовок, брошюр, журналов («Хроника текущих событий») и др.) разительные факты грубого нарушения прав человека в СССР, проводили пресс-конференции для иностранных корреспондентов, иногда - камерные и молчаливые демонстрации. Почти неизвестные в собственной стране, они вызвали широкую волну сочувствия и поддержки в мире.

Получили распространение и иные, не столь радикальные проявления несогласия с политикой властей, с официально признаваемыми нормами и ценностями: массовые экологические кампании по защите природы (в том числе против гибельного решения партийно-государственного руководства повернуть течение великих рек Сибири в Среднюю Азию), создание произведений нонконформистского характера во всех областях интеллектуального и художественного творчества. Духовная оппозиция во всех своих разнообразных проявлениях сыграла большую роль

в размывании идеологических основ коммунистического режима. Властителями дум постепенно становились не партийные бонзы, а скептически относящиеся к правящей партии и авторитетные в обществе деятели науки и культуры.

Недовольство рабочих и колхозников выражалось

главным образом в пассивных и скрытых формах: прогулах, «текучке»), низком качестве труда, растущем алкоголизме. По данным социологических опросов, проводившихся в середине 1980~х гг., в полную силу трудилась едва ли треть работников. Остальные работали не с полной нагрузкой, хотя при другой организации производства готовы были делать больше и лучше.

В этой ситуации брежневская администрация взяла курс на свёртывание либеральных начинаний хрущёвской поры. Консервативный уклон внутренней политики, опре­деляемый некоторыми историками как неосталинизм, был, по сути, естественной реакцией номенклатуры на не­удачу попыток добиться «общественной гармонии» через успехи в экономике.

Идеологическое обеспечение этого курса покоилось на двух выдвинутых с партийных трибун тезисах:

- о перманентном обострении идеологической борьбы

социалистической и капиталистической систем;

- о построении в СССР «развитого социалистическо­го общества» (позже дополненного положением о необходимости «совершенствования развитого социализма» как главной задаче на обозримое будущее).

Первый из них, созвучный печально известному сталин­скому тезису 19З0~х гг. (обострение классовой борьбы по мере продвижения к социализму), был призван обосновать в глазах общественности преследование всех несо­гласных с партийным диктатом как проводников «буржу­азного влияния» внутри страны. Второй, устранив из по­литического обихода полностью дискредитированный хрущёвский лозунг «развёрнутого строительства коммуниз­ма»), призван был дать теоретическую базу для нескончае­мых пропагандистских упражнений на тему о «продвинутости ») и «зрелости» советского общества по отно­шению к предшествующим этапам, о «коренных преиму­ществах развитого социализма») перед «загнивающим ка­питализмом.).

Власти поспешили законодательно оформить эти «пре­имущества». В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В её преамбуле констатировалось, что Советское го­сударство, «выполнив задачи диктатуры пролетариата, стало общенародным» и в стране построено «развитое со­циалистическое общество», давались его - во многом ми­фические и изложенные партийно-канцелярским язы­ком - основные черты («общество подлинной демокра­тии, политическая система которого обеспечивает всё бо­лее активное участие трудящихся в государственной жиз­ни», «общество зрелых социалистических отношений, в котором сложилась новая историческая общность лю­дей - советский народ», «общество высокой организован­ности, идейности и сознательности трудящихся... законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех»).

В Конституции было расширено определение социаль­ной базы советского строя, наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством в неё теперь допускалась «на­родная интеллигенция». В статье б впервые законодатель­но закреплялась роль КПСС как «руководящей и направ­ляющей силы», «ядра политической системы». Советы де­путатов трудящихся было предписано именовать Совета­ми народных депутатов. Конституция содержала положения о всеобщем среднем образовании, о бесплатном образовании и медицинском обслуживании, о праве на труд, отдых, пенсионное обеспечение и жилище. Как и прежде, торжественно провозглашались основные демо­кратические свободы: совести, слова, собраний, демон­страций и т. п.

На практике же брежневская администрация ещё с 1966 г. перешла к открытым гонениям на инакомысля­щих. Одни были насильственно высланы за границу (пи­сатель А. И. Солженицын), другие поплатились за крити­ку коммунистического режима заключением в лагеря, в психбольницы или, как академик А. Д. Сахаров, ссыл­кой.

Листок из архива. Записка председателя КГБ Ю. В. Анд­ропова в ЦК КПСС от 11 октября 1972 г. «В соответствии с указанием ЦК КПСС органы Комитета государственной безопасности ведут большую профилакти­ческую работу по предупреждению преступлений, пресече­нию попыток ведения организованной подрывной деятель­ности националистических, ревизионистских и других антисоветских элементов, а также локализации возникаю­щих в ряде мест группирований политически вредного ха­рактера. За последние пять лет выявлено 3096 таких груп­пирований, профилактировано 13 602 человека, входящих в их состав... Подобные группы были вскрыты в Москве, Свердловске, Туле, Владимире, Омске, Казани, Тюмени, на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Мол­давии, Казахстане и других местах».

?Какие группировки названы автором «политически вредными»? Какой «вред» приносят они? О чём свиде­тельствует география распространения «политически вредных группирований»? Что в устах автора обозначает понятие «профилактика»?

Культура. Давление властей было направлено прежде всего на духовную жизнь общества. Ужесточается цензу­ра, идеологический контроль за деятельностью творческой и научной интеллигенции. Утверждается практика госза­казов на постановку фильмов, написание сценариев, ро­манов и пьес, создание произведений изобразительного искусства. Однако это вызвало эффект, прямо противопо­ложный ожиданиям консервативного руководства СССР. Всё заметнее определялся раздел на культуру официаль­ную, поддерживаемую государством, и культуру неофици­альную, нонконформистскую, творцы которой всеми сила­ми пытались отстоять своё право на художественное са­мовыражение.

Большинство талантливых писателей, поэтов, режиссё­ров, художников оказалось в драматической ситуации — в пограничном пространстве между официальной и неофи­циальной культурой. Достаточно было небольшого намё­ка — и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Все ощущали над собой недремлющее око пар­тийно-государственных художественных советов и руковод­ства творческих союзов — бдительных и исполнительных проводников линии КПСС в литературе и искусстве.

В литературе ведущую роль играли писатели, посвя­щавшие книги событиям Великой Отечественной войны. К. М. Симонов завершает свою величественную эпопею «Живые и мёртвые». В творчестве писателей Г. Я. Бак­ланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова, Б. Л. Васильева нашла отражение тема антигуманного характера войны, ломающей судьбы людей. Расцвет переживает так назы­ваемая деревенская проза. Писатели этого направления (Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. А. Со­лоухин и др.) в яркой форме показывали трагедию кол­лективизации, раскрестьянивания села и в то же время укрепляли веру в неистребимость народных традиций, культуры, нравственности. Большой популярностью поль­зовались рассказы В. М. Шукшина. В них впервые в со­ветской литературе появился образ «чудика» — человека, обострённо и с детской искренностью воспринимающего окружающий мир. Заявили о себе авторы, обратившиеся к вечным, общечеловеческим темам, — Л. С. Петрушевс-кая, Т. Н. Толстая, А. Г. Битов и др. Их интересовали духовно-нравственные искания человека. Продолжается тенденция, наметившаяся в годы хрущёвской «оттепели», — осторожное, строго дозированное партийными идеологами возвращение читателям книг писателей и поэтов, ранее замалчиваемых: А. М. Ремизова, Б. А. Пильняка, М. И. Цветаевой и др. Подлинное потрясение в обществе вызвала первая публикация в середине 1970-х гг. вели­кого романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (за­вершён автором перед смертью в 1940 г.).

Одновременно резкое противодействие властей встреча­ла любая попытка творческой интеллигенции вырваться из узкого круга, дозволенного цензурой. Так, в 1979 г. был самодеятельно издан литературно-художественный альманах «Метрополь» с участием В. П. Аксёнова, А. Г. Битова, Ф. А. Искандера, В. В. Ерофеева и др. Аль­манах носил подчёркнуто аполитичный характер, однако власти восприняли его как вызывающую антисоветскую акцию. Расплатой для авторов альманаха стал многолет­ний запрет на публикации в СССР.

Наиболее заметные достижения советского кинемато­графа были связаны с экранизацией классики. Выходят в прокат фильмы режиссёров С. Ф. Бондарчука («Война и мир»), И. А. Пырьева («Братья Карамазовы»), А. Г. Зар­хи («Анна Каренина»), Л. А. Кулиджанова («Преступле­ние и наказание»), Г. М. Козинцева («Гамлет», «Король Лир»). Появляются новые талантливые киноленты, посвя­щенные великому подвигу народа в годы Великой Отече­ственной войны («А зори здесь тихие» режиссёра С. И. Ростоцкого, «Восхождение» Л. Е. Шепитько, «Двад­цать лет без войны» А. Г. Германа).

Всенародную любовь завоевали остроумные, со скрыто социальным содержанием комедии Л. И. Гайдая («Опера­ция Ы...», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая ру­ка», «Иван Васильевич меняет профессию») и Э. А. Ряза­нова («Ирония судьбы...», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово...»), сохранившие свою популярность до наших дней. Также любимы сегодня соз­данные в те годы фильмы мелодраматические, посвящен­ные жизненным коллизиям обычных людей (фильм «Москва слезам не верит» режиссёра В. В. Меньшова, по­лучивший престижную премию «Оскар», «Осенний мара­фон» Г. Н. Данелии), фильмы остросюжетные («Семнад­цать мгновений весны» Т. М. Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» С. С. Говорухина, «Белое солнце пусты­ни» В. Я. Мотыля, «Мёртвый сезон» С. Я. Кулиша). В то же время ленты признанных в мире режиссёров, работа­ющих в пугающем власти стиле интеллектуального кино (А. А. Тарковский, А. Н. Сокуров и др.), не имели широ­кого проката или вообще откладывались на полку.

Казалось, наиболее твёрдо позиции социалистического реализма удерживались в изобразительном искусстве. Га­лереи и выставочные залы были заполнены официально пафосными или созерцательно-фотографическими полот­нами. Но именно здесь ярко заявило о себе искусство не­официальное, нонконформистское.

Листок из трудов историков-искусствоведов. «В среде «неофициальных» художников родилось новое направле­ние — московский концептуализм. Его называли «ис­кусством идей». Концептуалисты (И. Кабаков, В. Пивова­ров, Э. Булатов, Д. Пригов, И. Чуйков) пытались воспроизвести в художественном творчестве «мир идей», а не окружающую среду. Большую роль в их произведениях играли текст, словесный комментарий, часто парадоксального содержания. Художники словно стремились выйти за рамки картины и создать на холсте «пространство свободы»... Заметное место в творчестве концептуалистов занимала инсталляция — пространственная композиция, сконструированная из разных материалов и бытовых предметов. Нетрадиционные для того времени художественные средства использовались для выражения мироощущения автора. Важной темой концептуального искусства становится человеческое одиночество и бессмысленность бытия. Инсталляция Кабакова «Человек, улетевший в космос» (1986) приобрела мировую известность. В начале 1970-х гг. художники В. Комар и А. Меламид выступили с художественным проектом, получившим название соц-арта (по аналогии с популярным на Западе течением в современном искусстве — поп-артом). В качестве изобразительных средств они использовали широко известные образы и символы советской эпохи, пропагандистские материалы и простейшие предметы быта. Идеалы социализма превращались в рамках такого подхода не только в предмет иронии. Они низводились до бытового уровня, до абсурда».

ров, Э. Булатов, Д. Пригов, И. Чуйков) пытались воспро­извести в художественном творчестве «мир идей», а не окружающую среду. Большую роль в их произведениях играли текст, словесный комментарий, часто парадок­сального содержания. Художники словно стремились выйти за рамки картины и создать на холсте «простран­ство свободы»... Заметное место в творчестве концептуа­листов занимала инсталляция — пространственная ком­позиция, сконструированная из разных материалов и бы­товых предметов. Нетрадиционные для того времени художественные средства использовались для выражения мироощущения автора. Важной темой концептуального искусства становится человеческое одиночество и бес­смысленность бытия. Инсталляция Кабакова «Человек, улетевший в космос» (1986) приобрела мировую извест­ность. В начале 1970-х гг. художники В. Комар и А. Меламид выступили с художественным проектом, получив­шим название соц-арта (по аналогии с популярным на За­паде течением в современном искусстве — поп-артом). В качестве изобразительных средств они использовали широко известные образы и символы советской эпохи, пропагандистские материалы и простейшие предметы бы­та. Идеалы социализма превращались в рамках такого подхода не только в предмет иронии. Они низводились до бытового уровня, до абсурда».

Расцвет переживает театральное искусство. На авансце­ну выходит плеяда талантливых драматургов: А. М. Воло­дин, А. И. Гельман, Г. И. Горин, М. М. Рощин, М. Ф. Шат­ров и др. Особо востребованными временем оказались пьесы А. В. Вампилова «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Их отличал напряжённый поиск высоких нравственных начал в жизни «маленько­го», обыкновенного человека в эпоху растущего разочаро­вания в общественных идеалах, отчуждения и равноду­шия. Большой популярностью пользовались театральные постановки произведений русских классиков. Их персона­жи — «лишние люди», карьеристы, взяточники, бюро­краты — получали злободневное звучание, ибо слишком многое напоминало зрителям реалии советского общества. Новым явлением в сценографии стали спектакли режис­сёров О. Н. Ефремова и Г. Б. Волчек в театре «Современ­ник», М. А. Захарова в Театре им. Ленинского комсомо­ла, Ю. П. Любимова в Театре на Таганке, А. Ф. Эфроса в Театре на Малой Бронной, Г. А. Товстоногова в Ленинградском Большом драматическом театре. Нередко и эти признанные в мире мэтры сталкивались с запретительны­ми мерами властей.

На сцене классических музыкальных театров впечат­ляющих достижений добились оперные певцы И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, Е. В. Образцова, В. А. Атлан­тов, Е. А. Нестеренко. Мировую славу советского бале­та приумножали своим вдохновенным творчеством Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Э. Лиепа, Е. С. Мак­симова, В. В. Васильев. В сокровищницу балетного ис­кусства вошли такие постановки, как «Щелкунчик», «Спя­щая красавица» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Ромео и Джульетта» и «Каменный цветок» С. С. Про­кофьева. Тепло были встречены и балеты на музыку со­временных композиторов: «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, «Ангара» А. Я. Эш­пая и др.

Веяния времени, несовместимые с официальными ка­нонами, стали всё заметнее влиять на музыкальное твор­чество. С конца 1960-х гг. заявили о себе композиторы-авангардисты А. Г. Шнитке, Э. В. Денисов, С. А. Губайдуллина и др. „В их произведениях за внешней какофоничностью (резкими и прерывистыми музыкальны­ми фразами, алогичностью и повторами) проступала внут­ренняя гармония, созвучная окружающему миру, полно­му драматических противоречий. Официальная печать критиковала эти сочинения за вызывающий стиль и «бе­зыдейность», и они с трудом пробивали дорогу к слуша­телям. Зато поощрялось развитие лёгкого, отвлекавшего людей от тягостных раздумий эстрадного искусства. И здесь появилась плеяда талантливых исполнителей, песням которых отзывчиво внимала массовая аудитория. Кумирами молодёжи стали многочисленные вокально-инструментальные ансамбли («Песняры», «Самоцветы», «Весёлые ребята» и др.). Но в их потоке не терялись и неформальные группы («Машина времени», «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Кино» и др.), искавшие слуша­телей для своих песен-размышлений в кругах студентов и молодой интеллигенции.

Яркой чертой культуры тех лет стала так называемая «магнитофонная революция». На домашних магнитофо­нах воспроизводились записи выступлений сатириков, пе­сен Б. Ш. Окуджавы, А. И. Галича, В. С. Высоцкого, не разрешённых к публичному исполнению.

Я никогда не верил в миражи.

В грядущий рай не ладил чемодана.

Учителей сожрало море лжи

И выбросило возле Магадана...

И нас хотя расстрелы не косили,

Но жили мы, поднять не смея глаз.

Мы тоже дети страшных лет России —

Безвременье вливало водку в нас.

(В. С. Высоцкий, конец 1970-х гг.)

Давящая духовная атмосфера, создаваемая консерва­тивным руководством СССР, вынуждала талантливых представителей художественной интеллигенции покидать пределы Родины. Из СССР на Запад уехали писатели В. В. Аксёнов, В. Н. Войнович, В. П. Некрасов, поэты И. А. Бродский, А. И. Галич, Н. М. Коржавин, режиссёры Ю. П. Любимов и А. А. Тарковский, художники В. А. Ко­мар и А. Д. Меламид, скульпторы Э. Неизвестный и М. Шемякин, композиторы А. Г. Шнитке и Э. В. Дени­сов, немало других видных деятелей отечественной куль­туры. В итоге советское общество получило вторую волну творческой эмиграции, продолжившую свободолюбивые традиции русского зарубежья послереволюционной поры.

За внешним благополучием в сфере народного образо­вания и науки (в 1966 г. был осуществлён переход ко все­общему среднему образованию, значительно — с 65,3% в 1970 г. до 87% в 1984 г. — выросла доля лиц с выс­шим и средним, полным и неполным образованием, на­много больше стало научных учреждений и т. п.) скрыва­лось всё более серьёзное отставание от требований време­ни, научно-технического прогресса. Внедрение самых передовых разработок отечественных учёных, даже в та­ких щедро финансируемых отраслях, как военная про­мышленность и космонавтика, сковывалось техническими возможностями советской экономики.

Объясните значение понятий и терминов: неосталинизм, развитое социалистическое общество, нонконформизм, московский концептуализм, соц-арт, композиторы-авангар­дисты.

1. Покажите, в чём выражались противоречия меж­ду личностью и обществом в 1965—1985 гг. Заполните таблицу:

Идеологические принципы Политическая реальность Духовная оппозиция
     
     

2. Объясните, какие явления советской действительнос­ти способствовали появлению неофициальной культуры (контркультуры) в её разных проявлениях. 3*. Как свя­зан советский нонконформизм в литературе и искусстве с главными тенденциями развития мировой культуры? Что из его достижений актуально в наши дни? 4. С какими произведениями литературы и искусства того периода, названными в параграфе, вы знакомы? Привлекая знания из курсов литературы и МХК, поделитесь впечатлениями об одном из них. 5*. Историки утверждают, что в середи­не 1960-х гг. существовало несколько путей развития со­ветского общества. Какие альтернативы развития СССР можете назвать вы? 6*. Какая личность, по вашему мне­нию, наиболее ярко отразила данную эпоху? Аргументи­руйте своё мнение. Напишите эссе на эту тему.

 

Перестройка и её итоги

Проблема. В чём заключаются приобретения и потери со­ветского общества в эпоху перестройки?

 

Вспомните значение понятий: перестройка, ускорение, гласность, политический плюрализм, правовое государство, инфляция, приватизация.

Ответьте на вопросы. 1. Какие главные изменения прои­зошли в стране в годы перестройки? 2. Каких ведущих по­литических деятелей эпохи перестройки вы знаете?

Канун перестройки. После смерти Л. И. Брежнева (но­ябрь 1982 г.) в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. О её остроте свидетельствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту генерального секре­таря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руководители правящей партии: с ноября 1982 г. — Ю. В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984 г. — К. У. Черненко (умер в марте 1985 г.).

Первый из них, коммунист-консерватор по убеждени­ям и многолетний шеф КГБ, успел запомниться народу тем, что приступил к бескомпромиссной борьбе с корруп­цией, включая среднее и высшее звенья госаппарата, и к укреплению трудовой дисциплины — «от министра до ра­бочего». Перепуганные чиновники поспешили довести это благое дело до абсурда (например, в крупных городах днём устраивались облавы на людей якобы для проверки причин отсутствия на рабочем месте), чем немало дискредитировали опас­ный для них курс нового лидера пар­тии. Второй генсек, личный друг и соратник Л. И. Брежнева, начал с то­го, что пригласил на пленум ЦК КПСС около полусотни разжалован­ных Андроповым высокопоставлен­ных аппаратчиков. Вновь по всей стране зазвучали пропагандистские фанфары о небывалых успехах соци­ализма и «зримых ростках комму­низма».

Тем временем в стареющей партийно-государственной элите посте­пенно укрепились позиции относи­тельно молодых и энергичных политиков, не только бо­ровшихся за передел власти в свою пользу, но и готовых в большей или меньшей степени к обновлению системы. В марте 1985 г. генеральным секретарём ЦК КПСС стал М. С. Горбачёв. Спустя шесть месяцев пост Председателя Совета Министров СССР занял Н. И. Рыжков (в январе 1991 г. его сменил В. С. Павлов). Начался новый и по­следний этап в истории СССР, получивший вскоре назва­ние перестройка.

Проведённый выше краткий анализ истории Советско­го государства и общества вряд ли позволяет усомниться в том, что подвигло горбачёвскую администрацию на пе­рестройку. Главной задачей было остановить распад сис­темы государственного социализма и обеспечить интересы его правящей элиты — номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувшей их наверх (причём пер­вая часть задачи подчинялась второй, и довольно скоро она была отброшена). Средством избирается осторожное реформирование общественных структур, прежде всего экономики. Однако целостная и заранее проработанная концепция того, как это сделать, отсутствовала (в отли­чие, например, от Китая, где, правда, в менее напряжён­ной ситуации коммунистическое руководство сумело до­биться поэтапного и целенаправленного проведения в жизнь своей генеральной линии).

Решения горбачёвской администрации очень часто не направляли общественные процессы, а следовали за ними — с нулевой в таких случаях результативностью. В огромной степени это объяснялось запоздалостью ре­форм, глубиной тотального кризиса, успевшего охватить основные звенья системы. Сыграло здесь негативную роль и другое обстоятельство. В первые годы перестройки не было серьёзных социально-политических сил, способных оказывать давление на государственное руководство, по­буждая его искать эффективные и адекватные в быстро менявшейся ситуации решения. В обществе имелось лишь довольно абстрактное желание перемен; до осознанной го­товности широких масс к радикальным преобразованиям, к смене модели общественного развития ещё предстояло пройти большой и трудный путь.

Реформы в экономике. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашён курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом пере­вооружении машиностроения и активизации человеческо­го фактора.

На встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми ударниками труда в сентябре 1985 г. М. С. Гор­бачёв призвал не сводить всё к рублю, не дожидаться по­явления нового класса машин, а мобилизовать энергию молодёжи на приведение в действие скрытых резервов: добиться максимальной загрузки имеющихся мощностей путём организации трёх-четырёх сменного режима работы, укрепить трудовую дисциплину, проводить механизацию и автоматизацию силами местных рационализаторов, не­медленно повысить качество продукции. С этой целью создаётся ещё одна контролирующая инстанция — гос­приёмка.

 

Ставка на энтузиазм, не подкреплённая необходимой техникой и квалификацией работников, привела не к ускорению, а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них ста­ла катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

В середине 1980-х гг. по всей стране развёртываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и с «нетрудовыми доходами». И опять в практическом воплощении этих, казалось, благих инициатив ЦК КПСС и Совмина СССР возобладали чиновничье рвение и азарт. Вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварения, к массо­вым отравлениям населения винными суррогатами. А борьба с «нетрудовыми доходами» на деле свелась к очередному наступлению местных властей на личные под­собные хозяйства простых граждан. В то же время воро­тилы теневой экономики, связанные с коррумпированной частью госаппарата, по-прежнему процветали.

К собственно экономической реформе власти обрати­лись лишь с лета 1987г. Были заметно расширены пра­ва предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность. Со­кращалось число министерств и ведомств. Правительство заявило о желании внедрить «полный хозяйственный рас­чёт, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление» во все отрасли народного хозяйства. Трудовые кол­лективы отныне могли выбирать директора (позднее от этой затеи пришлось отказаться). Директивный государ­ственный план заменялся госзаказом. На селе было при­знано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В середине 1988г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30видах производства товаров и услуг. Побочным следствием этого ста­ла фактическая легализация теневой экономики и её капиталов, накопленных разными способами, включая корруп­цию и казнокрадство чиновников. Принятый в ноябре 1989г. закон об аренде и арендных отношениях предоставил пра­во сельским и городским жителям брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет со свободой распоряжения продукцией. Но земля, как и раньше, реально принадлежала местным Советам и колхозам. А они, обе­регая своё главное богатство, неохотно шли навстречу ново­испечённым фермерам. Их хозяйства к концу 1991г. рас­полагали только 2%всего пахотного клина в стране.

Следующий шаг в хозяйственной реформе был отмечен принятием в июне 1990г. постановления Верховного Со­вета СССР «О концепции перехода к регулируемой ры­ночной экономике», а затем серии других законодатель­ных актов. В них предусматривались постепенная демоно­полизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и бан­ков, развитие частного предпринимательства и др. Одна­ко механизм и сроки реализации правительственных мер были намечены весьма приблизительно, неконкретно.

Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная «Программа 500 дней», подготовленная группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. В ней намечалось провести в этот сжа­тый срок поэтапную кардинальную приватизацию госпред­приятий с ориентацией на прямой переход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономичес­кую власть центра. Правительство отклонило её.

 

В целом экономическая политика горбачёвской адми­нистрации отличалась непоследовательностью и половин­чатостью, что усиливало кризис народного хозяйства, дис­баланс между его различными структурами. К тому же абсолютное большинство принимаемых «правильных» за­конов не работало. Они выхолащивались и глушились бю­рократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непривычных новациях центра прямую угрозу своему су­ществованию и благополучию.

Экономическая ситуация не переставала ухудшаться. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Рез­ко усилились инфляционные тенденции в связи с огром­ным бюджетным дефицитом. Инфляция, официально оцениваемая в 1990 г. в 10%, достигла к концу следую­щего года 25% в неделю. Золотой запас сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. и составил лишь 240 тонн.

Уровень жизни населения стремительно падал, делая в глазах простых людей рассуждения об экономической ре­форме всё менее заслуживающими доверия. В условиях инфляции деньги обесценивались, нарастал ажиотажный спрос на товары. Летом 1989 г. по стране прошли первые массовые забастовки рабочих, которые с тех пор уже по­стоянно сопутствовали перестройке.

Листок из архива. Информационная справка правитель­ства РСФСР от 29 ноября 1991 г. о товарном обеспечении населения Архангельской, Челябинской, Кемеровской, Пермской, Свердловской, Тульской, Нижегородской об­ластей и Хабаровского края. «На этих территориях из-за ограниченности ресурсов складывается крайне напряжённое положение в торговле продовольственными и непродовольственными товарами Продажа мясопродуктов, масла животного и растительного, крупы, макаронных изделий, сахара, соли, спичек, табачных изделий, алкогольных напитков, мыла хозяй­ственного, туалетного и др. производится в основном поталонам. Отпуск хлеба ограничен...

Архангельская область. Мясопродукты реализуются но талонам из расчёта 0,5 кг на человека в месяц, которые не обеспечены ресурсами. Молоко имеется в продаже не более часа. Масло животное продаётся по талонам из расчёта 200 г на человека в месяц. Талоны не обеспечены ресурсами. Мукой в розницу не торгуют, она направляется" только на хлебопечение. Хлебом торгуют с перебоями

Сахар отпускается по 1 кг в месяц на человека. Также по талонам продаются из расчёта на одного человека в ме­сяц крупы и макаронные изделия — 0,25 кг, масло рас­тительное — 150 г, яйцо — один десяток, чай — 50 г, спички — 10 коробков, соль — 500 г в квартал».

Рассчитайте нормы потребления продуктов питания в день, если человек пользуется только теми продуктами, которые может купить по талонам.

Цели и этапы политической реформы. Испытывая на­растающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачёвым с лета 1988г. решилось на ре­формирование закосневшей политической системы СССР, которую расценило как главное звено «механизма тормо­жения». Подталкивало к реформам и другое обстоятель­ство: появление альтернативных вариантов общественных преобразований, а также их носителей — новых полити­ческих сил, грозивших в дальнейшем ликвидировать мо­нополию КПСС на власть.

На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в своё время под её желез­ную пяту, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конфе­ренции КПСС (июнь 1988г.) учреждается новый выс­шийорган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР. Выборы депутатов проводились в 1989г. на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест ре­зервировалась для прямых выдви­женцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Изчисла народных депутатов был сфор­мирован постоянно действую­щий Верховный Совет СССР. Однов­ременно шло формирование Верховных Советов в других союзных республиках. Вводился новый пост — председателя Совета (от Верховного дп районного). Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев(май 1989г.), председателем Верховного Совета РСФСР — Б. Н. Ельцин (май 1990 г.)

Ещё раньше (с января 1987 г.) был провозглашён курс на гласность, т. е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвида­цию спецхранов в библиотеках, публикацию ранее запре­щённых книг и т. п. Однако вскоре выяснилось, что парт­аппарат, давно утративший свою гибкость и адаптацион­ные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтверждённого «социалисти­ческого выбора».

В 1987 г. Политбюро ЦК КПСС образовало Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 1930—1940-х и начала 1950-х гг. Клеймо «врага народа» было снято с Н. И. Бухарина, Л. Б. Ка­менева, А. И. Рыкова, Л. Д. Троцкого и многих других видных деятелей советского прошлого. Коренным образом менялась и судьба диссидентов. Для них открываются не только границы СССР, но и ворота тюрем и спецлагерей. Был возвращён из ссылки академик А. Д. Сахаров, тут же включившийся в активную общественную деятель­ность.

В этих небывалых с 1917 г. условиях свободы и духов­ного раскрепощения резко усилился спонтанный процесс формирования новых политических партий с крайне уз­кой социальной базой, зато самого широкого спектра: от монархических до анархических с преобладанием центрист­ских (либерально-демократических) группировок.

В республиках появляются партии и массовые движе­ния национальной, а зачастую и национал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: