Завершение «холодной войны»




Проблема. Насколько успешной была внешняя политика СССР в брежневскую эпоху и в эпоху перестройки?

 

Вспомните значение понятий: «доктрина Брежнева», разрядка международной напряжённости, новое политическое мышление.

Ответьте на вопросы. 1. Какое событие происходило в 1975 г. в Хельсинки? 2. Чем известен в истории нашей страны А. Д. Сахаров? 3. В какой период истории нашей страны и кем было провозглашено новое политическое мышление как основа международных отношений?

Брежневская дипломатия. На фоне провальной внутренней политики внешнеполитическая деятельность брежневской администрации воспринимается как довольно динамичная и результативная (во всяком случае, до конца 1970-х гг.).

Активно развивались отношения в рамках социалистического содружества. В 1971 г. по линии СЭВ была принята комплексная программа социально-экономической интеграции. По-прежнему она базировалась на промышленном потенциале и ресурсах СССР. Постепенно нормализуются отношения с Китаем, крайне обострившиеся в конце 1960-х гг. — вплоть до вооружённых конфликтов на амурском острове Даманский. Коммунистическое руководство Северного Вьетнама с помощью СССР вынудило покинуть полуостров американские экспедиционные войска, сражавшиеся на стороне южновьетнамского режима, и объединило в 1976 г. две части страны.

И всё же, как и раньше, до полной стабильности в содружестве было далеко. В ответ на попытку демократического «обновления социализма» в Чехословакии в 1968 г. члены ОВД во главе с СССР осуществили военное вторжение в эту страну. По горячим следам чехословацких событий советский лидер откровенно сформулировал тезис о неполном (в отношениях с СССР) суверенитете социалистических государств. В кругах мировой общественности он получил название «доктрина Брежнева».

Листок из архива. Из заявления Л. И. Брежнева в 1969 г.: «Когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом, это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран».

? Определите сущность «доктрины Брежнева». Какие события повлияли на её формирование?

 

В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом из-за спорных территорий, вскоре благополучно закончившаяся благодаря вмешательству СССР на стороне Ханоя. Через год начался перманентный политический кризис в Польше.

Что касается мировых систем социализма и капитализма, то они на рубеже 1960—1970-х гг. вступили в новую полосу взаимоотношений, получившую название разрядка международной напряжённости. Она была вызвана к жизни рядом глобальных по своему значению факторов:

— Советский Союз к тому времени добился ценой гигантских затрат сил и материальных ресурсов военно-стратегического паритета с США, что несколько ослабило позиции воинственных сил в правящих кругах западных государств. Всё более широко осознавался тот факт, что в ядерной войне не может быть победителей;

— становилась невозможной и широкомасштабная обычная война. Практически неизбежное в этом случае разрушение атомных реакторов, а их в мире насчитывалось свыше 20 тыс., привело бы к результатам, сопоставимым с ядерной войной;

— углублялась взаимная заинтересованность как капиталистических, так и социалистических стран в развитии экономических связей. Запад переживал тогда острый энергетический кризис и надеялся смягчить его за счёт крупных поставок нефти и газа из СССР. Советское же правительство стремилось расширить доступ к передовым западным технологиям и обеспечить мощную валютную подпитку собственных экономических программ.

Разрядка в Европе началась с государственного визита в СССР летом 1966 г. одного из западных лидеров — президента Франции Ш. де Голля. Традиционные связи двух стран укрепило соглашение о принципах сотрудничества между СССР и Францией, подписанное в 1971 г.

В 1970 г. был заключён договор Советского Союза с Федеративной Республикой Германией, где к власти после долгого правления блока консервативных партий пришло социал-демократическое правительство канцлера В. Брандта. ФРГ официально отказалась от требований к Москве вернуть ей Восточную Пруссию, ставшую с 1945 г. Калининградской областью РСФСР. В обмен канцлер добился от Л. И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух государств на немецкой земле, если для этого возникнут в будущем соответствующие условия.

Через два года правительство В. Брандта признало ГДР, до того неизменно рассматриваемую ФРГ не иначе как «советскую зону оккупации». Оба германских государства были приняты в ООН. Ещё раньше, в 1970 г., ФРГ признала западные границы Польши, сняв тем самым территориальные претензии к этой стране. В 1973 г. последовало подписание договора между Западной Германией и Чехословакией. Его стержнем было объявление мюнхенского сговора 1938 г. недействительным с самого начала.

Путём установления в 1971 г. четырёхстороннего соглашения СССР, США, Англии и Франции отчасти разрешился спорный западноберлинский вопрос. Великие державы заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ и последняя должна свернуть там политическую деятельность.

Важнейшим событием 1970-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. В ходе их были достигнуты первые соглашения об ограничениях в наращивании стратегических вооружений (в 1971 г. — по ОСВ-1, в 1979 г. — по ОСВ-2) и подземных испытаниях ядерных зарядов. Был также заключён договор по противоракетной обороне (ПРО). Согласно ему, каждая из сторон могла иметь право на оборудование одной зоны ПРО в жизненно важных районах.

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе лидеров тридцати трёх европейских стран, США и Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы во взаимоотношениях государств-участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. (Позднее участники совещания учредили на постоянной основе Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ.)

Москва расценила Хельсинкское соглашение не только как торжество сил мира и разума, но и как свою крупную победу. Хельсинки-75 считались логическим завершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны, включая США, признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу, раскол континента на два блока. Казалось, доктрина «отбрасывания коммунизма» потерпела поражение. Но последующие события показали, что это было самообманом брежневской администрации. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила форму, стала более утончённой.

В целом полоса разрядки принесла неоднозначные плоды. Значительно окрепли и расширились политические, экономические и культурные связи между странами Запада и Востока. Достаточно сказать, что удельный вес развитых капиталистических государств во внешнеторговом обороте СССР вырос с 15% в 1960 г. до 33,6% в 1980 г. Однако в те годы так и не удалось переломить тенденцию к гонке вооружений.

Американские стратеги, публично рассуждая о необходимости сдерживания советских геополитических и идеологических амбиций, на деле преследовали цель экономического истощения СССР и подрыва его влияния в мире. Советское правительство, в свою очередь, оказалось неспособным переступить через сложившиеся стереотипы (обеспечение международной безопасности и равновесия сил посредством наращивания боевой мощи Организации Варшавского договора) и объективно играло на руку натовским «ястребам».

1970-е годы были временем самых интенсивных советских усилий в создании и накоплении всех видов вооружений. СССР фактически превзошёл США по численности армии, количеству (но далеко не всегда по качеству) танков, самолётов, подводных лодок, стратегических и тактических ракет. Подобные действия подрывали доверие к Москве у умеренного крыла западных политиков, постоянно подпитывали пропагандистский тезис о «советской угрозе» и катастрофическим образом отражались на экономике страны. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в три-четыре раза, а затраты на вооружение были равноценны.

 

Противоречивые результаты давала и политика брежневского руководства в странах «третьего мира». В середине 1970-х гг. рухнула последняя колониальная империя: бывшие португальские колонии — Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. Естественным было желание Москвы наладить взаимовыгодное сотрудничество с этими и другими развивающимися странами. Но военно-блоковая логика, стремление увеличить число союзников, продемонстрировать правоту тезиса об исторической неизбежности «триумфального шествия социализма» по планете привели к неразборчивости в выборе политических партнёров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия).

Следует отметить, что такую же блоковую политику проводили и США, поддерживая реакционные режимы, отличавшиеся антикоммунистическими и антисоветскими ориентирами. Эти действия порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали разрядку, возрождали атмосферу жёсткого противостояния.

К началу 1980-х гг. СССР, оказывавший странам «третьего мира» колоссальную (исчисляемую многими десятками миллиардов долларов) экономическую и военную помощь, существенно расширил там сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и в ряде других государств утверждаются просоветские правительства.

В целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 г. приняла решение о введении туда «ограниченного контингента советских войск» (около 200 тыс. человек). СССР оказался втянутым в кровопролитную войну, развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни.

Листок из архива. Открытое письмо академика А. Д. Сахарова Л. И. Брежневу (1980 г.).

«Как гражданин СССР и в силу своего положения в мире я чувствую свою ответственность за происходящие трагические события... Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев — не только партизан, но главным образом мирных жителей — стариков, женщин, детей... Также не подлежит сомнению, что афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде... Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов».

? В чём заключались требования А. Д. Сахарова? Определите внешние и внутренние причины, которые заставили его выдвинуть эти требования. Можно ли, по вашему мнению, считать позицию Сахарова гражданской, патриотической?

Вооружённое вмешательство Советского Союза во внутренние дела Афганистана было крайне болезненно воспринято в мире (его осудило подавляющее большинство членов ООН) и повлекло за собой новое резкое обострение отношений между капиталистическими и социалистическими государствами. В ответ советское руководство в 1984 г. разместило в ГДР и Чехословакии ракеты средней дальности с ядерными боеголовками (они, как и американские крылатые ракеты, не подпадали под соглашении но ОСВ). США в начале 1980-х гг. разместили в Закидной Европе крылатые ядерные ракеты, способные за с читаные минуты поразить жизненные центры СССР. Вашингтон приступил также к разработке программы «звёздных войн» (размещение оружия в космосе). Оперативно было сформулировано и идеологическое обеспечение подобных милитаристских действий — доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривавшая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и органам управления потенциального противника.

Но в целом дать ответ на новый виток наращивания новейших вооружений одряхлевшая советская система государственного социализма не могла. Было ясно, что СССР уже задыхается в безостановочной гонке за ядерным и технологическим паритетом.

Новое мышление в международных делах. Придя к Власти, горбачёвская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере внешней политики. Но уже на рубеже 1987—1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе провозглашённого к тому времени М. С. Горбачёвым нового политического мышления.

Поворот в советской дипломатии диктовался насущной потребностью придать свежий импульс внешней политике СССР, зашедшей по многим серьёзным позициям в тупик (реальная опасность очередного и вконец разорительного для страны витка «холодной войны», бремя безвозмездной «интернациональной помощи» всякого рода революционным и антиимпериалистическим силам, бесперспективная война в Афганистане и др.).

Основные принципы нового политического мышления сводились к следующему:

— отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;

— объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

— отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).

Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М. С. Горбачёва с президентами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Заключённые с США Договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г. — соглашение об СНВ-1) положили начало тенденции к сокращению ядерного оружия в мире — правда, в немалой степени за счёт ракетного потенциала СССР.

Одновременно продвинулись вперёд многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Вооружённых сил на 500 тыс. человек.

Успешное развитие отношений с капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в немалой степени способствовал визит М. С. Горбачёва в апреле 1991 г. в Токио. Советская делегация проявила готовность оживить двусторонние связи и официально признала существование территориального вопроса — о государственной принадлежности четырёх островов Южно-Курильской гряды.

Новые внешнеполитические подходы СССР позитивно проявили себя в деле ликвидации ряда очагов международной напряжённости, локальных вооружённых конфликтов. За май 1988 — февраль 1989 г. был осуществлён вывод советских войск из Афганистана, после чего II Съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней, прежде дружественной страны грубой политической ошибкой. За неё заплатили жизнями свыше 14 тыс. солдат и офицеров Советской армии. Горбачёвская дипломатия приложила много усилий к прекращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путём серьёзных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской Республике, поиску справедливого решения палестинской проблемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и арабских государств.

Закрепляется поворот в лучшую сторону в советско-китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских воинских контингентов из Афганистана и Монголии, а вьетнамских — из Камбоджи. После их выполнения Москвой и визита М. С. Горбачёва в Китай весной 1989 г. между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Этот же год явился переломным в отношениях СССР со своими партнёрами по социалистическому содружеству. Начался форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения лидеров соцстран, что решения, диктуемые новым политическим мышлением, могут повлечь за собой дестабилизацию там общественно-политической обстановки, горбачёвская администрация ответила экономическим давлением, переведя хозяйственные взаиморасчёты с союзниками на свободно конвертируемую валюту. Это обострило отношения между странами — членами СЭВ и подтолкнуло к быстрому развалу не только их экономического, но и военно-политического союза. Официально роспуск СЭВ и ОВД был оформлен летом 1991 г.

С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистических странах происходит серия народных революций, в результате которых власть мирным путём (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) переходит от компартий к национально-демократическим силам. В Югославии входившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись затяжные военные действия на почве национально-территориального размежевания.

Нашёл своё окончательное решение и германский вопрос. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М. С. Горбачёв заявил, что «канцлер может взять дело объединения Германии в свои собственные руки». Не встретило принципиальных возражений у Горбачёва и предложение Коля о вхождении объединённой Германии в НАТО, что положило конец колебаниям в правящих кругах Вашингтона и Бонна, ранее не исключавших, по признанию госсекретаря США Дж. Бейкера, «возможности того, что Германия будет в конечном счёте иметь несколько более аморфные связи с Северо-Атлантическим союзом, чем полное членство — по примеру Франции, которая связана с НАТО политически, но не в военном плане». В марте 1990 г. в ГДР были проведены многопартийные выборы. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных партий. В октябре того же года эта бывшая социалистическая республика влилась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Европейский союз.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошёл в русло внешней политики стран НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза, заметно обострившееся из-за обвального снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачёвскую администрацию в 1990—1991 гг. обратиться за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семёрке» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).

В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами (правда, она в основном осела в номенклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпированной торговой сети). Серьёзной же финансовой помощи не последовало, хотя «семёрка» и Международный валютный фонд обещали её М. С. Горбачёву. Они всё больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм, и всё меньше верили в политическую дееспособность Президента СССР.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент Дж. Буш поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

Листок из книги современных историков. «В вопросе о победителе в «холодной войне» принципиально важными являются три момента, — пишет американский историк Стивен Коэн. — Первый: даже допуская, что Рейган и Буш играли ключевые роли, «холодная война» никогда бы не кончилась и, может, даже углубилась, если бы не инициативы Горбачёва. Второй: объективные историки и участники событий расходятся во мнении, когда именно закончилась «холодная война», но согласны в том, что это случилось где-то между 1988 и 1990 г., т. е. до роспуска СССР. И третий: прекращение «холодной войны» было совершено таким образом, чтобы, как сначала заверял Буш, «не было побеждённых, только победители». С американской стороны, однако, исторические реалии были вскоре переписаны. Сразу после декабря 1991 г. конец «холодной войны» был привязан к концу СССР, и роли в этих событиях были переписаны в угоду новому американскому триумфалистскому сценарию».

? С какой из двух позиций (президента США и историка) вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения.

 

Объясните значение понятий и выражений: военно-стратегический паритет, ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО, ОБСЕ, ОСНВ-1.

 

?1. Сравните основные принципы внешней политики СССР в эпоху Л. И. Брежнева и М. С. Горбачёва. 2. Сравните политику разрядки международной напряжённости и новое политическое мышление, определите общие черты и различия. 3*. Охарактеризуйте роль М. С. Горбачёва в международных отношениях 1985— 1991 гг. 4. Конкретизируйте принципы нового политического мышления с помощью примеров из деятельности советской дипломатии в 1987—1991 гг. 5*. Используя дополнительный материал, знания, полученные в курсе новой истории, определите значение афганской войны в истории СССР и в развитии международных отношений. 6. Закончите заполнение таблицы «СССР в годы перестройки». Определите сферу, развитие которой было, на ваш взгляд, наиболее эффективным. 7. Как связаны между собой перестройка в СССР и социально-политические изменения в странах Восточной Европы? 8*. На-пишите эссе на тему «Проблема войны и мира в годы перестройки».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: