Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
Дневник вожатого
Студент (-а, -ки) Факультета__________________________
___________________Курса_________________Группы
___________________________________________________
(Ф.И.О.)
Специальность 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»
Лагерь: _________________________________
Отряд: __________________________________
Смена: _________________________________
с ___________________ по ________________
_______________________________________
(название смены)
Екатеринбург
Дневник по практике: Для студентов педагогических колледжей специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
(ПМ 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»)
Екатеринбург: СОПК. – 2016
Авторы-составители: Гилязова Альфия Курбановна, преподаватель английского языка Свердловского областного педагогического колледжа, Балина Ирина Германовна, заведующая отделом учебно-производственных практик.
Настоящее пособие создает организационные, методические основания при проведении практики в летних оздоровительных лагерях студентов педагогических колледжей.
Пособие предназначено для руководителей педагогических практик, методистов и студентов педагогических колледжей.
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи практики……………………………………………………………..4
Права и обязанности студентов период прохождения практики………………....5
Памятка вожатому…………………………………………………………………...5
|
Рекомендуемая литература………………………………………………………….7
Представление отряда……………………………………………………………….9
Список детей моего отряда………………………………………………………….10
Режим работы лагеря………………………………………………………………...12
План-сетка…………………………………………………………………………....13
Макет отрядного уголка……………………………………………………………..14
План работы отряда………………………………………………………………….15
Зачетное мероприятие……………………………………………………………….26
План самоанализа мероприятия…………………………………………………….29
Путеводитель по нормативным документам………………………………………30
Отзыв о прохождении практики…………………………………………………….31
Отзыв о проведении зачетного мероприятия………………………………………32
Отчет по практике……………………………………………………………………33
Цели и задачи практики
Летняя практика является самостоятельной педагогической работой с полной ответственностью за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей и подростков, их полноценный отдых и развитие.
Цель: приобретение практического опыта планирования, организации, анализа и контроля воспитательно-оздоровительной работы в условиях детского оздоровительного лагеря (далее ДОЛ), развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Задачи:
- приобретение компетенции самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул;
- овладение умением определять цели и задачи оздоровительной и воспитательной работы с детьми в лагере;
|
- овладение умением составлять план оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с учётом интересов и индивидуальных особенностей детей;
- овладение содержанием и различными формами, методами и технологиями оздоровительной и воспитательной работы в летний период;
- овладение умением организовывать самоуправление в коллективе и направлять его деятельность, создавать условия для развития самостоятельности детей;
- овладение умением организовывать разнообразную деятельность детей (сборы и беседы, конкурсы, фестивали, вечера, праздники, десанты и операции, спортивные соревнования и праздники и др.);
- овладение умением устанавливать педагогически грамотные отношения с детьми и подростками, умением взаимодействия и сотрудничества с коллегами, родителями в процессе реализации приоритетных задач воспитания в ДОЛ;
- овладение умением педагогически осмысливать и анализировать свою педагогическую деятельность;
- развитие ответственного и творческого отношения к организации оздоровительной и воспитательной работы с детьми в условиях ДОЛ.
Летняя практика предусматривает следующие виды деятельности:
- организационно-педагогическая работа (знакомство с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями лагеря, с составом отряда, беседы с родителями, составление плана работы отряда, формирование органов самоуправления и работы с ними);
- изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, учет состояния их здоровья, условий жизни и воспитания, познавательных интересов детей и подростков; организация коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания (нравственного, эстетического, трудового воспитания, спортивно-оздоровительной работы и др.);
|
- организация режима, активного отдыха детей, проведение санитарно-гигиенической работы по самообслуживанию;
- проведение индивидуальной работы с детьми и подростками.
Права и обязанности студентов
в период прохождения практики
Студент имеет право:
· принимать активное участие в деятельности педагогического коллектива лагеря, выступать на планерках, выдвигать самостоятельные решения;
· отказаться от выполнения непедагогических видов работы (работа на кухне), в подсобном хозяйстве и другие вспомогательные виды работы);
· отказаться от прохождения практики в роли подменного вожатого, если он достиг совершеннолетия;
· обратиться за помощью к администрации лагеря или в соответствующие инстанции колледжа;
· выбирать формы, методы, средства воспитания с учетом уровня воспитанности детей;
· собирать практические материалы, проводить исследования для написания курсовых и дипломных работ, организовывать необходимую экспериментальную работу;
· творчески выполнять любое дело.
Студент обязан:
· подчиняться правилам внутреннего распорядка лагеря (зоны отдыха), распоряжениям администрации, руководителя практики;
· постоянно находиться с детьми (или доверять их только ответственному за детей лицу) и отвечать за их жизнь и здоровье;
· присутствовать на планерках;
· заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать общие и профессиональные компетенции в условиях летнего отдыха детей, развивать культуру общения и речи;
· проводить с детьми интересную, психологически и педагогически целесообразную работу и полноценно организовывать всю жизнедеятельность детского коллектива в соответствии возрастом, интересами и потребностями детей и подростков;
· своевременно и аккуратно вести педагогический дневник и предоставлять всю требуемую отчетность по практике групповому руководителю (методисту) и администрации лагеря;
· не покидать территорию лагеря без уведомления об этом руководства;
· не оставлять детей одних у водоемов, туристических стоянок, в любом другом месте вне территории лагеря.
В случае невыполнения студентом данных требований, он может быть отстранен от практики, и ему назначается повторное ее прохождение без отрыва от учебных занятий в колледже
В случае болезни или по иным объективным причинам (при наличии подтверждающих документов и личного заявления) студент может пройти практику в иные сроки в рамках графика учебного процесса.
Отчетная документация по итогам практики:
1. Дневник вожатого (с аккуратной и грамотной фиксацией необходимых записей).
2. Отзыв о прохождении практики (с оценкой начальника, старшего воспитателя и печатью лагеря).
3. Отзыв о проведении зачетного мероприятия (с оценкой начальника, старшего воспитателя и печатью лагеря).
4. Развернутый план-конспект зачетного мероприятия (с титульным листом).
5. Самоанализ проведенного зачетного мероприятия.
После проверки отчетной документации выставляется дифференцированный зачет. Несвоевременное оформление и сдача отчетной документации по практике влечет за собой снижение оценки.
По итогам практики проходит конференция, на которой студенты выступают с сообщениями о проделанной работе. Для отчетной конференции могут быть представлены фото- и видеоматериалы. Весь материал можно оформить в виде фотоальбома, видеофильма, презентации.
Памятка вожатому
1. Постарайтесь узнать все, что возможно, о районе лагеря: историю и памятные места, природные условия, экономику и культуру района.
2. Выясните возраст детей, с которыми предстоит работать, место работы, домашний адрес и телефон их родителей, а также дни рождения и состояние здоровья каждого ребенка. Очень важно узнать об интересах будущих воспитанников, их планах на лето.
3. Подготовьте библиотечку для чтения, вырезки из газет и журналов, сборники песен, пособия по организации детских игр, рисунки, кроссворды, загадки, викторины, сценарии.
4. Заведите тетрадь для записи возникающих вопросов, наблюдений и замечаний.
5. Помните правила дорожного движения и правила поведения на транспорте при перевозке детей.
6. По дороге в лагерь попытайтесь создать бодрую, непринужденную обстановку: песни, загадки, словесные игры. Это сближает детей, организует их, отвлекает от шалостей.
7. Создайте условия, исключающие возможность детских травм.
8. В любое время знайте, где находится каждый вверенный вам ребенок!
Рекомендуемая литература
1. // Народное образование – 2002. - № 3.
2. // Народное образование – 2003. - № 3.
3. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать в загородном лагере. – М.: Новая школа, 1994. – 224 с.
4. В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков: Вып. Первый / Под ред. М.И.Журавлева, Ю.Н. Семенова; сост. М.И.Журавлев. – 1991. – 129 с.
5. Верникова Л.М. Театрализованные праздники для школьников. М., 2005.
6. Диханова Л.Г., Горбачева Л.А. Туристы в путь!: Метод сборник-пособие. – Екатеринбург, 1998. – 254 с.
7. Добренцова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. – М.: Агропромиздат., 1988. – 239 с.
8. Здравствуй, игра! – 2 (3): игры, затеи и шутки с эстрады / Авт.-сост. Горбачева Л.А. – Екатеринбург, 1999. – 90 с.
9. Здравствуй, игра! – 5 (2): игры для ребят младшего и среднего возраста в отряде летнего оздоровительного лагеря / Авт.-сост. Горбачева Л.А. – Екатеринбург, 1997. – 55 с.
10. Здравствуй, игра! – 6: творческие, сюжетно-ролевые игры для отряда летнего оздоровительного лагеря, школы / Авт.-сост. Горбачева Л.А. – Екатеринбург, 1998. – 66 с.
11. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
12. Игровые программы, Аттракционы, шуточные забавы, сюжетно-ролевые игры. М., 2005.
13. Летняя практика: Летняя практика в системе профессиональной подготовки учителя // Педагогическая практика / Под ред. Коджаспировой Г.М., Бориковой Л.В. – М., 1998. – С. 38-63.
14. Лифшиц О.А., Шаульская Н.А. Праздник Нептуна (праздники, конкурсы, игры). М., 2004.
15. Несевря В. Как стать скаутом? // Домашнее воспитание. – 2000. - № 1. – С. 35-39.
16. Организация детского отдыха. Санитарно-гигиенические правила и нормы. М., 2004.
17. Поломис К. Дети в летнем лагере: Занятия в дождливую погоду / Пер. с чеш. О.А.Суворовой. – М.: Профиздат, 1991. – 152 с.
18. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учеб. Пособие для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений / И.И.Фришман, Л.В.Байбородова, А.В.Волхов, М.И.Рожков и др. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.
19. Тифанова М. Что вы знаете о российском скаутском движении // Народное образование. – 2000. - № 6. – С. 211-213.
20. Торгашов В.Н. «Мы играем в праздники, концерты, затеи, сюжеты, конкурсы, истории, викторины, шифровки». М., 2004.
21. Уфимцев В.И. Знай свой край. – Свердловск, 1986. – 144 с.
22. Формы организации летнего отдыха: Метод. рекомендации / Сост. В.И.Подкорытов. – Екатеринбург, 1997. – 36 с.
23. Гузенко А.П., Караваева О.В., Юров А.В., Васильева Е.А. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. – Волгоград, 2005. – 281 с.
24. Можейко О.В., Юрова О.А., Иванченко И.В. «Школа вожатого и воспитателя». – Волгоград, 2007. – 142 с.
25. Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. – Н.Новгород, 2006. – 112 с.
26. Тебе, вожатый! Выпуск 5. - / Автор-составитель: Крылова С.В.. – Н.Новгород, 2007. – 88 с.
27. Сборник. Шпаргалки от Виталия Кириченко. Самые простые игры на любой день. – Санкт-Петербург, 2008. – 56 с.
28. Шаламов Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. М., 2005.
Представление отряда
…Всего лишь одна лагерная смена, всего 21 день. А для ребят – целая жизнь, а для вожатых – эпоха. Эпоха познания, испытания, утверждения. Познания детства и общения с ним, испытания себя и своего мастерства, своей ответственности и своей любви к детям.
Отряд _______________________________
Командир отряда:
Девиз отряда:
Отрядная песня:
Вожатый! Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).