Раздел 2. Философско-методологический анализ науки и социального развития.




 

Тема 9. Динамика науки и технологий в инновационном обществе.

Понятие науки, техники и технологии. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

Роль интеллектуального ресурса в современном обществе. От системы фундаментального и прикладного знания к инновационному развитию и технологиям.

Формы рефлексивного осмысления научного познания: логика, теория познания и методология науки и инновационного развития.

Процесс познания и освоения человеком мира. Классическая и неклассическая наука. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности. Понятие инновации и инновационной деятельности.

 

Тема 10. Человек и наука - основные ресурсы инновационного развития.

Функции науки в традиционном и техногенном обществе. Социокультурные основания инновационного развития. Глобализация и аутсорсинг.

Изменение государственной идеологической парадигмы. Национальная идея - обретение субъектности для всех.

Человек интеллекта - основная ценность. Как человек становится инноватором. Интеллектуальная собственность и ее функции.

Образование как интеллектуальный ресурс модернизации. Кластер как форма взаимосвязи науки, образования и бизнеса

 

Тема 11. Структура и динамика научного познания.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие. Структура эмпирического исследования. Факт как форма научного познания. Понятие эксперимента.

Понятие научной теории и ее функции. Эмпирические и теоретические абстрактные объекты теории.

Проблема, объект, предмет, цель и задачи научного исследования. Гетерогенность науки: научный факт, обоснование, язык науки. Понятие и виды научной теории. Фундаментальные и прикладные научные исследования. НИОКР и коммерциализация современной науки.

 

Тема 12. Методологический инструментарий современной науки и инновационного развития.

Понятие метода и методологии. Методология научных исследований и инноваций. Дизайн – мышление как реализация трансдисциплинарного подхода.

Конструктивная методология проектирования и инновационного развития. Системно-синергетический характер конструктивной методологии.

Научное исследование и проектирование. Доказательство и обоснование как методологические процедуры.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы.

Эвристика, методология и методы изобретательской деятельности. АРИЗ и ТРИЗ. Проектирование инновационной инфраструктуры (На примере ПВТ и НТП «Политехник»).

 

Семестр

 

Тема 13. Наука как социальный ресурс. Социо - гуманитарные приоритеты развития.

Наука как ценность в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки.

Социальные ценности и нормы научного этоса. Амбивалентность научного познания. Мотивация и признание в науке.

Возможности и границы науки. Роль высоких технологий в развитии социума. Трансформация рациональности, гуманизма, духовной сферы, когнитивистики. Преодоление вульгарного прагматизма и технократизма.

Творческая свобода и социальная ответственность учёного. Этика науки и её роль в становлении современного типа научной рациональности. Социальный и моральный контроль над наукой. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки и технологий.

Тема 14. Наука и государство в развитии инноваций и интеллектуального ресурса.

Эволюция организационных форм науки: от Академии наук к Паркам высоких технологий. Базисные функции государства в инновационном развитии. Венчурные фонды. Национальный центр интеллектуальной собственности и патентоведение. Стартапы и краудфандинг.

Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Кластер как инновационная форма синергии науки, образования и производства (бизнеса).

Наука и образование. Школы в науке и научно-технологические центры исследований и разработок. Проблема преемственности и смены поколений в научном сообществе Беларуси.

 

Тема 15. Наука, инновации и конвергенция НБИК технологий

Инновационная деятельность и высокие технологии. Информационные технологии. Специфика нанотехнологий. Развитие биотехнологий. Когнитивные технологии. Конвергенция высоких технологий и ее последствия.

Парк высоких технологий как прототип инновационного развития.

Инновации и НИРС. Симбиоз науки, образования и бизнеса в ПВТ и научно-технологических парках.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: