Задание, обязательное для всех




Задачи семинарского занятия

 

- охарактеризовать основные направления реформ Избранной Рады и их значение для централизации государства;

- выявить взаимосвязь опричнины и кризиса московского государства;

- рассмотреть особенности социально-экономического и политического устройства Московского государства XVI века.

- проанализировать важнейшие направления внешней политики России XVI века.

Основные даты

1503 г. - Окончание войны с Литвой; возвращение Чернигова, Новгород-Северского, Гомеля и Брянска

1505-1533 гг. - Великое княжение Василия III Ивановича

1510 г. - Присоединение Пскова

1514 г. - Возвращение Смоленска

1521 г. - Присоединение Рязанского княжества

1533-1538 гг. - Регентство Елены Глинской

1533 – 1584 Княжение (с 1547 царствование) Ивана IV Грозного.

1539-1541 – Губная реформа.

1547, январь – Принятие царского титула и брак Ивана Грозного.

1547 г., июнь - Пожары и народные волнения в Москве

Конец 1540-х гг. - Возникновение «Избранной рады»

1549 – Созыв первого земского Собора.

1550 – Судебник Ивана IV.

1551 – Стоглавый Собор.

1552 – Взятие Казани и присоединение Казанского ханства к России.

1555-1556 гг. - Отмена системы кормлений

1556 г. – Покорение Астраханского ханства

1558-1583 – Ливонская война.

1565-1572 – Опричнина.

1570 г. - Поход Ивана Грозного на Новгород

1571 г. - Набег на Москву крымского хана Девлет-Гирея

1581-1582 гг. - Осада Пскова Стефаном Баторием

1581 – Установление «заповедных лет».

1582 г. - Поход атамана Ермака в Сибирь

1584 г. - Основание Архангельска и Тобольска

 

Ключевые понятия

 

централизованное государство, местничество, кормления, наместник, уезд, посад, Государев двор, бояре, дворяне, черные крестьяне, владельческие крестьяне, Избранная рада, Земский собор, Стоглавый собор, сословно-представительная монархия, приказ, опричнина, земщина.

Ключевые имена

Василий III, Елена Глинская, Иван Грозный, А. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, А. Курбский, Малюта Скуратов, Девлет-Гирей, Ермак.

 

Методические указания

Внутренняя политика правительства в ΧΥΙ в. развивается в сторону централизации. Необходимо обратить внимание, что этот процесс шел противоречиво, порождал внутренние конфликты, осуществлялись разные модели централизации с помощью различных методов.

Какие мероприятия, направленные на усиление централизации, были проведены в правление Елены Глинской? Были ли они продолжены в период «боярского правления»? Какие взгляды Ивана ΙΥ на государственную власть и пути развития России можно объяснить его детскими впечатлениями от боярского правления? Беспринципная борьба за власть боярских группировок, злоупотребления дезорганизовали правительственную деятельность и привели страну к политическому кризису (подробнее смотрите статью М.М. Крома «Политический кризис 30-40-х гг. ΧΥΙ в.»). Важным шагом по пути централизации власти стал царский титул Ивана ΙΥ. Вспомните, где и когда происходило венчание на царство Ивана ΙΥ. Какие знаки царской власти он получил при венчании? В чем заключается политическое значение этого акта? (Смотрите подробнее статью А.Л. Хорошкевича «Царский титул Ивана ΙΥ и боярский «мятеж» 1553 г.»).

При подготовке к семинару следует обратить внимание на антибоярскую направленность реформ 1550-х гг. Почему облегчение положения дворянства, расширение для дворян возможностей продвижения по службе, создание стрелецкого войска закладывали предпосылки для укрепления личной власти царя и становления самодержавия в России?

При изучении периода реформ «Избранной рады» обратите внимание на состав этого правительственного кружка, его компромиссный характер, роль Ивана ΙΥ в проведении реформ, существовали ли разногласия между членами «Избранной рады» (смотрите подробнее: М.М. Кром «История одной мистификации: Иван Грозный и «Избранная рада»; А.И. Тимошкин «Андрей Михайлович Курбский»).

Обратите внимание, что в России сословно-представительная монархия предшествовала политической централизации. Почему? Какие сословия были представлены на первом Земском соборе и какие решения были приняты? (материал о составе, деятельности, роли Земских соборов ΧΥΙ в. можно найти в книге Л.В. Черепнина «Земские соборы Русского государства в ΧΥΙ−ΧΥΙΙ вв.»).

При изучении реформ выделите: в какой последовательности они проводились? Почему реформы начались с военных преобразований? Являлись ли они случайностью или закономерностью?

Обратите внимание на реформы центрального и местного управления, содержание Судебника 1550 г.

Каковы были основные решения Стоглавого собора? Историки едины во мнении, что в истории средневековой России не было десятилетия, в котором было бы проведено столько реформ, как в годы правления Избранной рады. В то же время они отмечают компромиссный и незавершенный характер реформационной деятельности этого правительства. В чем это проявилось? Покажите это на конкретных примерах и объясните, почему реформы не были доведены до конца.

При рассмотрении вопроса о внешней политике России в ΧΥΙ в. прежде всего следует обратить внимание на ее основные направления, цели и задачи.

Почему в первой половине 50-х гг. ΧΥΙ в. основным направлением было восточное? Какие цели были выдвинуты и как они осуществлялись. Подведите итоги присоединения Казани, Астраханского ханства, Ногайской орды, Башкирии, Кабарды. Присоединение Поволжья открыло путь для продвижения в Сибирь (о походах Ермака читайте в книгах М.И. Бузукашвили «Ермак», Р.Г. Скрынникова «Ермак» и «Сибирская экспедиция Ермака»). Когда были походы Ермака Тимофеевича? Были ли они удачными для России? Чего удалось достичь? В чем заключалась политика «активной обороны» на юге России, чем она была вызвана и каковы ее итоги? Почему была успешной завоевательная политика этого периода?

Со второй половины 50-х гг. до первой половины 80-х гг. ΧΥΙ в. основным внешнеполитическим направлением становится западное. Выделите причины Ливонской войны. Какие социальные группы и почему были заинтересованы в развязывании войн на Балтике? Что послужило предлогом для начала Ливонской войны?

Обратите внимание, что в исторической литературе нет единой точки зрения на периодизацию Ливонской войны. За основу периодизации берется заключение перемирий между воюющими странами и складывание коалиций.

Почему, по-вашему, после перемирия летом 1559 г. ход войны изменяется не в пользу России? Какое значение для хода Ливонской войны имела Люблинская уния? Существовала ли связь между Ливонской войной и политикой опричнины?

Как вы думаете, почему Земский собор 1566 г. высказался за продолжение Ливонской войны? Каков итог войны? В чем причины поражения России в Ливонской войне? Подведите внешнеполитические итоги правления Ивана ΙΥ. Почему их нельзя оценить однозначно?

Осуществляя подготовку к пятому вопросу, выясните, каковы были причины перехода к опричнине. С какими событиями вы можете связать введение опричнины? При изучении этого периода следует обратить внимание, что проблема сущности, целей опричнины является дискуссионной в исторической науке. Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и другие представители дворянской историографии трактовали опричнину как результат действия только психологических факторов, в частности, как продукт психического состояния Ивана Грозного. С.М. Соловьев выдвинул концепцию борьбы родового и государственного начал; он одним из первых увидел в действиях Ивана ΙΥ исторически обусловленную закономерность. Д.Н. Альшиц в книге «Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного» считает, что опричнина – необходимый этап становления самодержавия, начальная форма аппарата его власти. Р.Г. Скрынников рассматривает опричнину как результат столкновения между могущественной феодальной аристократией и поднимающейся самодержавной монархией. В.Б. Кобрин отмечал, что царь боролся за безграничную власть, за абсолютный произвол над подданными. А.Л. Юрганов обращает внимание на религиозный характер опричнины.

Изучив литературу, объясните, какая точка зрения на политику опричнины представляется вам наиболее аргументированной? В чем вы видите смысл и назначение опричнины? Несмотря на разногласия по поводу сущности опричнины, все историки отмечают, что в ходе ее осуществления использовались методы жесточайшего террора. Как вы думаете, почему? Какие социальные группы, прежде всего, пострадали от террора опричнины. Выделите последствия опричнины.

Подводя итог внутреннней политики Ивана ΙΥ, можно сделать вывод, что в первую половину его царствования проводились успешные реформы, а вторая половина его правления характеризовалась репрессиями и произволом самодержца. Это дало основание Н.М. Карамзину выдвинуть концепцию «двух Иванов»: “героя” в первый период царствования, превратившегося в тирана во второй. Выясните свое отношение к данной концепции.

Дайте оценку Ивану Грозному как правителю и человеку. Следует особое внимание уделить итогам царствования Ивана IV, причинам и степени хозяйственного и социального кризиса в последней трети XVI в.

 

Задание, обязательное для всех

Подготовьте устный ответ на вопросы:

1. Политическое развитие России в первой половине XVI века. Боярское правление.

2. Судебник 1550 г. Реформы Избранной рады.

3. Начало расширения Московского царства за пределы славянского мира: Поволжье, Западная Сибирь. Фактор территориальной экспансии в восприятии власти и народа.

4. Ливонская война, ее политический смысл и последствия.

5. Опричнина Ивана IV как средство реализации исторического выбора.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте внутриполитическое положение России на момент восшествия на престол Ивана IV. Какие насущные задачи развития страны и организации власти необходимо было разрешить?

2. В чем заключалось значение «венчания на царство» Ивана IV и принятие им титула царя?

3. Что такое Земский Собор и каковы его функции? Выделите отличия Земских Соборов от западноевропейского парламента по следующим критериям: регулярность созыва; наличие законодательных функций; возможность ограничивать власть монарха;

4. Охарактеризуйте основные цели и направления внешней политики России второй четверти XVI в. Как проходило завоевание Поволжья?

5. Каковы причины Ливонской войны и ее неудачного ведения со стороны России?

6. Что такое опричнина, и в чем заключались ее цели? Можно ли утверждать, что опричнина явилась логическим продолжением политики централизации, проводимой Иваном IV?

7. Как опричнина повлияла на экономику России?

8. Какова, на ваш взгляд, роль личности Ивана Грозного в истории Российского государства?

9. Как можно охарактеризовать самодержавие? В чем состоит его отличие от сословно-представительной монархии?

10. В чём состояла разница в развитии Европейских государств в XVI веке и России?

Задание по выбору.

2.1. Используя материал источников и учебной литературы, составьте презентацию по одной из предложенной тем. Размер презентации не должен превышать 12 слайдов. Обратите внимание на критерии оценивания презентации. Презентация может составляться двумя студентами.

Темы презентаций

1. Внешняя и внутренняя политика Василия III.

2. Детские годы Ивана IV.

3. Реформы 1550-х гг. Их политическое и социальное значение.

4. Завоевание Казани и Астрахани.

5. Внешняя политика Ивана IV. Ливонская война: успехи и не удачи.

6. Опричный террор. Его причины, характер и следствия.

7. Иван Грозный и князь Курбский.

8. Атаман Ермак и начало завоевания Сибири.

9. Иван Грозный - человек и государственный деятель.

10. «Служилые люди» XVI в.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: