Наряду с интеграционными процессами в СНГ существуют очевидные разногласия по поводу того, как следует сотрудничать и с кем. На юбилейном саммите СНГ в Москве, даже лидер Украины Л. Кучма, растроганный решением коллеги объявить 2002 год в России «Годом Украины», уверял: «Сегодня все поняли, что раздельно жить нельзя ни в чем…». Его Казахстанский коллега Нурсултан Назарбаев заговорил вдруг о том, что у стран СНГ «сейчас существует некоторая апатия в отношении Содружества».. [29,10 ]
А, по мнению З. Бжезинского оппозиция идеям Москвы в отношении «интеграции» была и остается особенно сильной на Украине, несмотря на уверения ее лидеров в лояльности России. Ее лидеры быстро поняли, что такая «интеграция», особенно в свете оговорок России в отношении законности независимости Украины, в конечном итоге приведет к потере национального суверенитета. Украина противостояла любым предложениям России, направленным на большую интеграцию стран СНГ, на создание особого славянского сообщества (с Россией и Беларусью), или Евразийского союза, разоблачая их как имперские тактические приемы России. Прочие члены СНГ также настороженно относятся к намерениям Москвы, проявляя тенденцию группироваться вокруг Украины и Узбекистана, чтобы оказать противодействие или избежать давления Москвы, направленную на более тесную политическую и военную интеграцию.. [30, 3 ]
Так, еще одним дезинтегрирующим и пугающим страны СНГ фактором является то, что в Стратегии национальной безопасности России находятся такие положения: «Объединение наших народов вокруг русского - также будет способствовать имперскому возрождению России. Дело в том, что ничто не объединяет так людей, как общие угрозы и цели. Общая цель воссоздание империи, ценность которой состоит в способности устранения этой страшной угрозы на основе воссоединения славяно-тюркских народов России - во имя общего самосохранения.
|
России не стоит бояться оголтелых упреков, которые будут неизбежными после того, как мы объявим о своих имперских амбициях. Напротив, нам непростительна проводимая до последнего времени суетливая и несолидная государственная политика. Она уже привела страну к утрате сфер былого влияния внутри СНГ».. [31, 23 ]
В настоящий момент основными чертами характеризующими уровень интеграции в СНГ являются:
· сущностное расхождение национальных интересов стран-участниц, следствием чего стала, среди прочего, приверженность воздействию внешних геополитических векторов;
· наличие внутри стран СНГ мощного «дезинтеграционного ядра» в лице Украины, Узбекистана и, в меньшей степени, Молдавии и Туркмении;
· различия между государствами по геополитическому весу, снижающие заинтересованность одних государств, в дипломатической поддержке других;
· состоявшийся выбор принципиально новых моделей социально-экономического развития, политика стран, ориентированных (подлинно или декларативно) на движение к рыночной экономике и демократии, объективно вступит в противоречие с курсом авторитарных режимов, с экономикой скорее полуфеодально-полусоциалистической, нежели капиталистического типа;
· внутриполитическая нестабильность почти всех государств, этнические конфликты внутри и между странами; опасение ««импортировать» дополнительные кризисы от соседей;
|
· чрезвычайно малая эффективность правовой системы, лежащей в основе СНГ, полностью зависящей от национальных законодательств, и системы органов Содружества, решения которых не имеют обязательной силы.. [32, 17 ]
Стоит затронуть самый важный фактор дезинтеграции в СНГ, а именно ГУУАМ, эту международную организацию создали Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия в 1997 году для сотрудничества в рамках Евразийского транспортного коридора. Узбекистан официально вошел в состав этой организации в апреле 1999 года, добавив в название еще одну букву.
От остальных интеграционных объединений ГУУАМ отличают несколько ключевых моментов:
· активное сближение с Западом и США с целью формирования новых маршрутов транспортировки энергоресурсов Прикаспийского региона, усиления экономического и военного сотрудничества;
· попытка тесного сотрудничества в рамках разработки и реализации глобального европейско-кавказко-среднеазиатского транспортно-коммуникационного проекта ТРАСЕКА и на этой основе интегрирование государств Центральной Азии и Закавказья в мировую экономическую систему;
· стремление тесного регионального экономического сотрудничества на базе совместного использования не только транспортного потенциала, но и добычи, использования для внутренних нужд энергоресурсов, производственного потенциала промышленности, сельского хозяйства.
Но в тоже время, по словам председателя Интеграционного комитета СНГ Н. Исингарина ни одно из пяти государств ГУУАМ не заявляет о желании выйти из СНГ.. [33, 12 ]