СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Хасенов Муслим Ханатович, Докторант Евразийского национального университета им.Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан
Comparative legal analysis of mechanism of social partnership in labour
Within the Eurasian Economic Union countries
Muslim Khassenov
PhD candidate of L.N.Gumilyov Eurasian national university, Astana, Kazakhstan
Аннотация
В статье рассматриваются особенности правового механизма социального партнерства в сфере труда в странах Евразийского Экономического Союза. Проводится анализ основных институтов и законодательных положений о социальном партнерстве. Автором сформулирован ряд выводов о необходимости единых подходов к унификации и гармонизации законодательства о социальном партнерстве в рамках ЕАЭС.
Abstract
The article deals with some features of legal mechanism of social partnership in labour within the Eurasian Economic Union (EAEU) countries. There are analyzed the key institutes and legislative provisions on social partnership. Author proposes conclusions on necessity of single approaches to unification and harmonization of legislation on social partnership within EAEU.
Ключевые слова: социальное партнерство, евразийский экономический союз, трипартизм, бипартизм, правовой механизм, коллективный договор, профсоюзы, объединения работодателей, унификация и гармонизация.
Key words: social partnership, European Economic Union, tripartism, bipartism, legak mechanism, collective agreement, trade unions, associations of employers, unification and harmonization
Законодательство стран евразийского Экономического Союза (еАЭС) о социальном партнерстве отличается неоднородностью. Несмотря на наличие общих начал и принципов, в механизме социального партнерства и основных институтах в пяти странах еАЭС (Армения, беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия) имеются некоторые различия.
|
В этой связи в настоящей статьей предлагается провести сравнительно-правовой анализ с целью выработки единых подходов к формированию унифицированного правового механизма в рамках интеграционного объединения.
Понятие и принципы социального партнерства.
В первую очередь, в странах ЕАЭС подлежат унификации понятие и принципы социального партнерства.
В Беларуси, Казахстане и России законодательно закреплено понятие социального партнерства как трипартизма, то есть модели трехстороннего взаимодействия государства, работников и работодателей. В Армении и Кыргызстане под социальным партнерством понимается как модель бипартизма – форма двухстороннего взаимодействия работников и работодателей, так и трипартизма (в случаях, определяемых Трудовым кодексом). бипартизм в Кыргызстане при этом сводится к двусторонним отношениям между работодателями и профсоюзами, что, по нашему мнению, достаточно узко по смыслу, и данное определение не учитывает вопросы взаимодействия работодателей с непрофсоюзными представителями работников, отношения между профсоюзами и объединениями работодателей.
В части круга отношений, понятие социального партнерства в Армении сужает его сферу до коллективных трудовых отношений, в то время как законодательство беларуси и Кыргызстана расширяет до социально-трудовой сферы и вопросов разработки и реализации социально-экономической политики государства.
Трудовые кодексы Казахстана и России традиционно относят к социальному партнерству вопросы регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с трудовыми отношениями.
|
Учитывая, что во многих зарубежных государствах наблюдается тенденция автономизации коллективно-договорного регулирования и снижения степени участия государства в коллективно-трудовых отношениях, предлагается в рамках еАЭС закрепить следующее понятие социального партнерства:
Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), а в случаях, установленных Трудовым кодексом, - и органами государственного управления (органами местного самоуправления), направленную на согласование интересов работников и работодателей при разработке и реализации социально-экономической политики государства, а также по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В системе принципов социального партнерства наблюдаются как сходства, так и различия. Законодательство четырех стран ЕАЭС[1] единогласно относит к принципам социального партнерства следующие начала:
1) равноправие сторон;
2) законность (в различной интерпретации: соблюдение сторонами и их представителями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов[2], соблюдение норм законодательства[3]; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов[4]);
3) полномочность представителей сторон (полномочность принятия обязательств в Беларуси);
4) добровольность принятия обязательств;
5) обязательность выполнения договоренностей[5] (коллективных договоров[6]/ соглашений[7]);
|
6) ответственность за принятые обязательства[8] (за невыполнение коллективных договоров[9]/соглашений[10]).
Дополнительно выделяются следующие принципы в отдельных странах:
Общие для Армении, Кыргызстана и России:
1) учет и уважение интересов сторон (в Армении, Кыргызстане и России);
2) контроль (и надзор) за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; общие для Кыргызстана и России:
3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
5) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;6) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; общие для Армении и Беларуси:
7) реальность принимаемых обязательств[11] (учет реальных возможностей принятия реальных обязательств[12]); свойственные только Армении: 8) свобода коллективных переговоров; 9) свобода
выбора предложенных к рассмотрению вопросов, касающихся сферы труда; свойственные только Беларуси:
10) отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
11) взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.
Учитывая столь разнородный набор принципов в трудовом законодательстве стран ЕАЭС, предлагается унифицировать и установить в Общих началах трудового законодательства все вышеуказанные принципы.