Главные целевые ориентиры:
1. Развитие предметных игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами.
2. Развитие ролевых высказываний.
№ п/п | Педагогическое сопровождение | Примечание |
1. | Разыгрывание воспитателем сюжета с куклой, другими игрушками; в разных местах групповой комнаты. | 1. Вначале индивидуально, затем с подгруппой из 2-3 детей. 2. Содержание – реальные бытовые действия, знакомые детям (приготовление обеда, кормление, купание, прогулка с дочкой, стирка кукольного белья и др.). 3. Эмоциональное обозначение своей роли («я – мама»); подчеркивание смысла действия («налью кашу в тарелку», «буду кормить дочку»); результат действия («вкусно поела»). 4. «Одушевление» игрушки – приписывание знакомых желаний и эмоциональных состояний («дочка хочет есть – не хочет, капризничает»). 5. Выражение эмоционального отношения к персонажу («пожалею», «успокою»). 6. Выполнение игровых действий полушутя, давая понять, что это игра. 7. Развитие сюжета как цепочки 2-4 взаимосвязанных игровых действия (вымыли руки», «покормила», «укачала», «уложила спать»). 8. Введение в игру воображаемых элементов: кормление «кашей», умывание «водой» и т.д. |
2. | -//-//- с последующим вовлечением в игру ребенка/детей. | 1. Прямая подсказка игровых действий ребенку через речевой оборот «сначала-потом» («сначала покормим куклу – потом уложим спать» - фиксирование завершения одного действия и переход к другому; 2. Косвенная подсказка игровых действий ребенку («сначала покормим куклу – а потом что будем делать?»; «мишка проголодался – кто ему поможет?»; «чья дочка потеряла свою маму – как ты о ней позаботишься?»). 3. «Подытоживание» принятия роли ребенком: § Какая заботливая мама? Вымыла дочке ручки, вытерла полотенцем… § Ты кто? Шофер? Куда ты везешь своих пассажиров?... |
3. | Развитие сюжета игры, в котором: a) игровые действия воспитателя направлены на ребенка/детей; b) -//-//- ребенка/детей направлены на воспитателя. | 1. Индивидуально/с подгруппой из 2-3 детей. 2. Содержание – реальные бытовые действия, знакомые детям (приготовление обеда, кормление, лечение и др.). 3. Развитие сюжета как цепочки 2-4 взаимосвязанных игровых действия; 4. (а) Введение в игру предметов-заместителей, воображаемых элементов; словесное пояснение: Ø Давай, как будто это ложка (на палочку). Ø Давай, как будто мы едем на машине (крутит воображаемый руль и гудит). 5. Эмоциональное обозначение своей роли («я – доктор»); передача действий, характерных для персонажа («мама», «шофер», «доктор»…); взаимоотношений (мама ласково разговаривает с дочкой). 6. (а) Словесное пояснение игровых действий («сначала-потом»). 7. Создание проблемных игровых ситуаций через ролевое общение: § Я не хочу такой холодный чай. § Доктор, это лекарство очень горькое. |
4. | Развитие сюжета игры, в котором игровые действия ребенка /детей направлены на игрушки. | 1. Создание проблемной ситуации для развития самостоятельной детской игры: § Мишка, что ты такой грустный? Заболел? Ушко болит? (к ребенку) Есть ли доктор в нашей группе?... § Чья дочка потеряла свою маму? (к ребенку) Как ты о ней позаботишься? § Смотрите, кто прибежал к нам в группу - котята! Есть хотите? Кто накормит этого котенка? А этого?... Что любит твой котенок? Он не хочет такое холодное молоко!... 2. Наблюдение за самостоятельной детской игрой/индивидуальное сопровождение. |
5. | Разыгрывание воспитателем сюжета с введением в игру предметов-заместителей. | 1. Придание предметам несвойственных им значений с показом действия и словесным его комментированием (подношу ко рту кубик – «Ам-ам, съем пирожок!»; стучу шариком по столу, чищу и ем «яичко» - «Какое вкусное яичко!»). 2. Вовлечение в игру с предметом-заместителем ребенка («Попробуй мой пирожок!»; «Это у тебя пирожок? Дай, я попробую»). 3. Организация игр с предметами-заместителями, обозначающими хорошо знакомые, но отсутствующие в данный момент игрушки (вспомогательные предметы: кирпичик – мыло, конфетка; основные: кусочек меха, пушистый платок – котенок, которого укладывают спать; щенок, которого кормят). 4. Поочередная уборка части игровых материалов из игрового уголка: ложки, утюжки, телефон и др. 5. Создание комплексов «игрушка + предмет-заместитель». 6. Создание коробки с «бросовым материалом» - палочки, кубики, колечки и др. 7. Побуждение ребенка к поиску предметов-заместителей через создание проблемно-игровых ситуаций («кукла хочет спать», но нет кроватки – «как уложить дочку спать?» - построить из кубиков и т.д.) |
6. | Разыгрывание воспитателем сюжета с введением в игру воображаемых действий с воображаемыми предметами. | 1. Расчесывание несуществующей расческой; угощение невидимой конфетой и т.д. 2. Одушевление предмета и включение его в мнимую ситуацию: § Пи-пи-пи… Кто это пищит? Ай, поймала. Цыпленок! Давай, мы тебя зернышками угостим. |
7. | Организация индивидуального сопровождения. | При манипулировании ребенка с игрушкой или «зацикливании» на одном игровом действии – приемы на развитие сюжета. 1. Наполнение действий ребенка смыслом: § Твоя машина за кирпичиками поехала? Привезешь кирпичики, будешь строить дом? § Не праздник ли у тебя сегодня? Мишка в гости придет, и ты его чаем угощать будешь? § Что это у тебя? Яблоко? Ты его ешь? Куклы тоже хотят по кусочку яблока. 2. Разрыв круговых действий: § Не надо больше кормить, зайка уже все съел. Теперь он хочет спать. § Все, кукла наелась. Теперь гулять хочет. 3. Обыгрывание случайно возникшего действия: § Что пьет мишка: молоко или чай? § Кукла упала? Испачкалась? Умыть надо? 4. Сравнение ситуаций в реальной жизни и в игре: § Где ты сидишь во время обеда? А почему кукла сидит на полу? Разве ей удобно? Куда ее нужно посадить? |
8. | Создание игровых сюжетов по представлению. | Технология: 1. Оживление представлений ребенка в беседе: § Что у тебя болело? Горлышко? Как смотрел доктор? Зеркальце на лоб одел? Сказал: не бойся, больно не будет? Как сказал лечить? Компресс сделать? Что делала мама? Намочила вату лекарством. Приложила к горлышку и платочком теплым завязала? Сказала: снимать нельзя? Горлышку тепло было?... 2. Рассказ-аналогия воспитателя с показом действий (повторяет сюжет, выделяя действия, фразы, подчеркивая эмоции: § Доктор одел на лоб зеркальце, поправил, вот так. Сказал: открой рот, скажи: а-а-а… § Мама взяла вату, намочила ее в лекарстве. Свернула платочек, вот так. Положила на него вату, обернула горлышко и завязала. Сказала: не снимай… (рассказы-аналогии про самого себя, детей группы, «знакомого» мальчика или девочку – о лечении, о выходных, о походе в магазин и др.) 3. Создание игровой проблемной ситуации: § Смотри, какой мишка грустный. Мишка, у тебя тоже горлышко болит? (к ребенку) Давай, как будто ты доктор! Вот у меня и зеркальце есть (крупная пуговица на резинке). Одевай, посмотри горлышко у мишки. Скажи: открой рот, скажи а-а-а… |
9. | Дополнительные приемы. | 1. Включение в игру словесных элементов из песенок, книг, мультфильмов: § «Тук-тук, кто-кто в теремочке живет?»; § «Серенькая кошечка села на окошечко…»; § «Спи, усни, котенок мой»; § «Баю-баю-баю, дочку я качаю…» и др. 2. Разыгрывание диалогов с куклой/игрушкой: § Меня зовут Таня. А тебя (вас) как? У меня красное платье, а у тебя? Я люблю танцевать, вот так. А ты (вы)?... 3. Общение-диалог воспитателя с ребенком (два телефона: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы). 4. Создание игровых ситуаций «Телефон без абонента»: предложение позвонить маме, папе, бабушке, мишке; подсказка фраз: § Спроси у мишки: ты придешь к нам в детский сад? § Мама, наверно спросила, как ты играешь? 5. Обыгрывание построек: поездка на транспорте; катание кукол с горки и др. |
|
|
|
Список литературы:
1. Дошкольное воспитание. 2005. № 4 (тема номера «Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста»).
2. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. – М., 2001.
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2001.
5. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. – М., 1989.
6. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. – СПб., 2010.