Методические основы формирования сюжетно-ролевой игры.
Приложение № 6.
Комплексный подход к формированию игрового опыта детей.
(Методические рекомендации для воспитателей ДОУ)
Игра – естественное проявление детской активности. Из истории педагогики известно, что мастерство игры передавалось ребенку от уже умеющего играть старшего ребенка в семье, во дворе. Малыши естественным образом «втягивались» в мир игры. В современных реалиях, особенно в условиях мегаполисов, дети, как правило, лишены свободного межвозрастного общения. Таким образом, основная роль по формированию игрового опыта ребенка ложится на педагога дошкольного образовательного учреждения и родителей.
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, обеспечивающая ребенку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя здесь и теперь, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Практики часто испытывают затруднения в педагогическом сопровождении развития сюжетно-отобразительных / сюжетно-ролевых игр. В планах воспитательно-образовательной работы педагогами нередко указывается только тема игры, например, «Магазин», «Доктор», а само сопровождение сводится к подбору сюжетных игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства по тематике игр. В связи с этим развитие игры зачастую идет спонтанно, сюжеты не отличаются разнообразием; нередко и в подготовительной группе игра остается на уровне предметных игровых действий.
Предложенные методические рекомендации помогут преодолеть указанные трудности. За основу их взята характеристика комплексного метода руководства развитием самостоятельных игр, предложенная Е.В.Зворыгиной и С.Л.Новоселовой. Руководствуясь этой идеей, мы рекомендуем осуществлять образовательную деятельность по формированию игрового опыта ребенка в контексте темы новой сюжетно-отобразительной / сюжетно-ролевой игры. Таким образом, педагогическое сопровождение будет включать в себя четыре взаимосвязанных компонента (направления деятельности):
|
1. Обогащение жизненного опыта детей;
2. Обогащение игрового опыта детей;
3. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр;
4. Создание развивающей предметно-игровой среды.
Опыт показывает, что реализация этих составляющих обеспечивает системную, комплексную работу педагога по развитию сюжетной игры. В выборе тематики детских игр (например, «Детский сад», «Путешествие на корабле», «Экскурсия в зоопарк» и т.д.) необходимо руководствоваться образовательной программой, реализуемой в дошкольном учреждении и учитывать игровые интересы детей группы.
Педагогическое сопровождение включает в себя разнообразные формы образовательной деятельности с детьми и может быть представлено как в перспективном, так и календарном планировании. Перспективный план формирования игрового опыта дошкольников рекомендуется разрабатывать на месяц. По ходу его реализации на практике, на основе изучения игровых умений, интересов детей и др., он может корректироваться и дополняться.
1. Обогащение жизненного опыта детей – первый компонент планирования. Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий людей и др.). Здесь может быть запланирована совместная деятельность педагога с детьми (в повседневной жизни и во время специально организованных занятий), тематически связанная с планируемой сюжетно-отобразительной /сюжетно-ролевой игрой.
|
Примерный перечень форм этой работы:
· наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
· рассматривание картин, иллюстраций, фотографий; обследование, экспериментирование с предметами; просмотр видеозаписей;
· чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть; свободное общение, беседы; прослушивание дисков, аудиозаписей;
· посильное участие детей в трудовых действиях взрослых;
· продуктивные виды детской и совместно со взрослым деятельности.
2. Обогащение игрового опыта детей – второй компонент планирования. Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. В этой работе педагогу необходимо обратить внимание на планирование совместной игровой деятельности с ребенком / детьми, используя все периоды времени, отведенные режимом дня для игры и свободной деятельности детей.
Рекомендуем использовать следующие виды игр:
· дидактические, подвижные, игры-драматизации, театрализованные (игры в театр), пальчиковые, строительно-конструктивные, близкие по персонажам, тематическому содержанию и др. к планируемой сюжетно-отобразительной /сюжетно-ролевой игре. Например, в контексте сюжетно-ролевой игры «Зоолечебница» (старшая группа) могут быть запланированы дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Где мы были – мы не скажем, а что видели покажем», игра-имитация «Угадай, кто я»; игра-инсценировка по сказке К.Чуковского «Айболит», строительная игра «Больница для зверей» и др.
|
· обучающие сюжетно-отобразительные /сюжетно-ролевые игры. Здесь планируются приемы практического руководства игрой, исходя из возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития ребенка. Например, в I младшей группе в плане может быть отражен такой прием, как «обыгрывание воспитателем роли «доктора» с последующим вовлечением в игру заинтересованных детей»; во II младшей – «совместная игра воспитателя с детьми, в которой главную роль – «доктор» – выполняет ребенок, а воспитатель с остальными детьми выполняет одинаковые второстепенные роли - пациенты»; в средней – «разыгрывание с детьми многоперсонажного сюжета, где одна роль по смыслу связана со всеми остальными: «доктор – медсестра – шофер скорой помощи», со сменой ролей воспитателем или детьми по ходу игры; в старшем дошкольном возрасте – «создание проблемной ситуации, направленной на сюжетосложение, например, комбинирование сюжетов «Путешествие в Африку» + «Больница» (письмо от доктора Айболита с просьбой помочь больным зверям)»
Обучающие игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры – это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому. Вместе со взрослым дети учатся ставить интересную воображаемую цель, усваивают новые, более обобщенные способы отображения действительности.
Содержание второго компонента может быть реализовано педагогами при условии владения педагогическими технологиями развития сюжетно-отобразительной /сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах. Педагогическая технология (от др. греческого τέχνη - искусство, мастерство, умение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения (Википедия).
3. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр – третий компонент планирования. Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения; формировать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом.
Общение взрослого с ребенком способствует формированию прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач:
· младший дошкольный возраст – развертывание сюжета как смысловой цепочки предметных действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами;
· средний дошкольный возраст – развертывание сюжета как цепочки ролевых действий (ролевых диалогов);
· старший дошкольный возраст – развертывание сюжета как последовательности взаимосвязанных событий.
Эффективность обучающих игр могут обеспечить продуманные приемы мотивации дошкольников к игре, активизации их по ходу игры, которые реализуются в педагогическом процессе через ролевое общение педагога с детьми. Они и включаются в третий компонент перспективного плана.
Полезно продумать (разработать) игровые образовательные ситуации, алгоритм которых не является неизменным и может меняться по ходу игры с детьми, опираясь уже на предложения и замысел играющих. Игровые образовательные ситуации должны быть направлены на самостоятельное решение игровой задачи ребенком, на нахождение нового способа отображения действительности. Формулировка игровой задачи может быть косвенной («Дочка хочет есть»), может быть поставлена вне подсказывающей сюжетной ситуации («Чья дочка потеряла маму?»).
Игровые образовательные ситуации могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками, игрушками. Например, во II младшей группе может быть следующее развитие сюжетно-ролевой игры «Повар»:
1. Развитие сюжета, в котором игровые действия воспитателя направлены на детей – педагог предлагает испечь и угостить детей пирожками, показывая и комментируя при этом условные игровые действия.
2. Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на воспитателя. В этом случае педагог создает проблемную ситуацию, объясняя детям, почему он голоден и просит его накормить, активизируя их прежний опыт и знания наводящими вопросами, советами, стараясь вызвать эмоциональную заинтересованность игровой задачей.
3. Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на игрушки – теперь уже в группу приходят проголодавшиеся животные, которых дети кормят самостоятельно.
Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемно-игровых ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт, а у педагога есть возможность наблюдать и анализировать игровые умения детей, на основе чего намечать новые развивающие задачи и включать в план новое содержание работы.
4. Создание развивающей предметно-игровой среды – четвертый компонент педагогического сопровождения развития игры. Цель: создание условий для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.
Предметно-игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей:
§ сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы;
§ подсказывающие развернутые сюжетные ситуации – измененные сюжетные ситуации – самостоятельная организация предметно-игровой среды детьми.
Примерное содержание работы в плане работы воспитателя:
· внесение, совместное изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства;
· изменение предметно-игровой среды на основе новых развивающих задач;
· совместное составление алгоритмов игры (старший дошкольный возраст);
· проблемные игровые ситуации, направленные, например, на мотивацию детей к игре (появление новых игрушечных персонажей, которое пришли в группу, потому что знают, что дети умеют вкусно готовить); на использование детьми предметов-заместителей (исчезновение необходимого для работы доктора, парикмахера и др. инструмента) и т.д.
· обыгрывание игрового материала педагогом;
· презентации игрового материала взрослым (детьми старшего дошкольного возраста).
Практика показывает, что комплексный подход к формированию игрового опыта детей обеспечивает системную, пошаговую работу педагогов в развитии сюжетно-отобразительных / сюжетно-ролевых игр дошкольников и способствует нарастанию игровой самостоятельности и творчества детей.
Надеемся, что предложенные методические рекомендации помогут педагогам системно планировать, развивать сюжетные игры дошкольников, проектировать предметно-игровую среду с учетом усложнения игры, и будут дополнены их собственным практическим опытом.
Примерное содержание работы по развитию сюжетно-ролевой игры «Доктор» во II младшей группе (на месяц)