Собеседование по дополнительным вопросам.




В билете два вопроса. Первый вопрос формулируется по историко-литературному материалу курса.

 

Список вопросов к зачету по дисциплине «История зарубежной литературы. Часть вторая. Литература XVII, XVIII и XIX века»

Специальность «Издательское дело и редактирование»

I курс, 2 семестр 2017/2018 г.

Собеседование по дополнительным вопросам представляет собой второй этап экзамена. Оно проводится в обычной экзаменационной форме. В билете два вопроса. Первый вопрос формулируется по историко-литературному материалу курса и содержит программу ответа. Список э кзаменационных вопросов:

1. Классицизм и его истоки в культуре Возрождения. Представители классицизма в литературе. Важнейшие произведения. Деятельность Французской Академии. «Поэтическое искусство» Буало.

2. Театр классицизма. Представители классицизма в драматургии. Важнейшие произведения. Жанры драматургии классицизма. Спор о "Сиде" и влияние этого спора на французский театр и становление концепции классицизма. «Единства» и «приличия» в театре классицизма. Конфликт, сюжет, действие классической драмы.

3. Мольер. Общая характеристика творчества. Становление концепции «высокой комедии», смысл театральной реформы Мольера. Важнейшие произведения, их темы и идеи. Жанровые формы комедий. Мольер и «правила» классицизма.

4. Барокко. Представители барокко в литературах европейских стран. Важнейшие произведения. Стиль барокко и его мировоззренческие основы. Отличия барокко от классицизма в отношении жанра, сюжета, героя.

5. Плутовской роман. Положение романа в системе литературы. Генезис плутовского романа. Важнейшие тексты и авторы. Сюжет плутовского романа. Образ пикаро. Плутовская традиция в романах Дефо, Филдинга, Прево и др.

6. Философская и сатирическая проза XVII – XVIII вв. Отражение в ней духовного кризиса галантной культуры. Важнейшие авторы и произведения. Соотношение художественного и нехудожественного в «прикладной литературе».

7. Просвещение как культурная эпоха. Просвещение и философский рационализм. Проблема «естественного человека». «Энциклопедия». Идеи Просвещения в литературе. Представители. Важнейшие произведения.

8. Расцвет романа в XVIII веке. Крупнейшие английские, французские, немецкие романисты. Феномен «буржуазного романа»: поэтика, жанровые формы. Роль романа воспитания в европейской литературе Нового времени.

9. Драма XVIII века, основные тенденции ее развития. Теория драмы Дидро. Крупнейшие драматурги XVIII века. Важнейшие произведения.

10. Место сентиментализма в культуре XVIII века. Психологическое, историческое, культурологическое содержание понятий «сентиментальность», «сентиментальный характер». Сентиментализм и буржуазная культура. Сентиментализм и Просвещение. Рационалистическое и антирационалистическое в сентиментализме. Сентиментализм и революция. Представители сентиментализма в литературе. Важнейшие произведения.

11. Литературное движение в Германии XVIII века. Немецкий классицизм и позиция Лессинга. Движение «Буря и натиск», его философские и эстетические основы. Крупнейшие немецкие писатели XVIII века. Важнейшие произведения.

12. Личность Гёте, социально-исторические обстоятельства её формирования. Периодизация творчества. Гете во главе штюрмерского движения. Веймар и Италия в жизни и творчестве Гёте. Веймарский классицизм. Основные произведения Гете.

13. Романтизм. Исторические и философские основы явления. Представители романтизма в литературе. Важнейшие произведения. Романтические жанры. Типы романтического героя.

14. Романтизм в Германии. Представители романтизма в немецкой литературе. Роль «кружков» и локальных центров в истории немецкого романтизма. Важнейшие произведения. Принцип романтической иронии.

15. Гофман, своеобразие творческого облика и положение в немецкой литературе: Гофман и романтизм. Основные произведения, темы, приемы.

16. Английская литература XIX века. Культурно-исторический фон. Представители, важнейшие произведения. Романтизм и реализм в английской литературе. Разнообразие форм английского романтизма. Английский исторический роман и романтизм.

17. Творчество Диккенса. Биографический и культурно-исторический контекст творчества. Важнейшие произведения, темы и мотивы. Традиции сказки и воспитательного романа в произведениях Диккенса.

18. Французская литература XIX века. Культурно-исторический фон. Представители, важнейшие произведения. Романтизм и реализм во французской литературе.

19. Бальзак. Биографический контекст творчества. Замысел и структура «Человеческой комедии». Усвоение и переосмысление Бальзаком современных научных теорий. Принципы типизации. Социологический анализ и романтическая образность в произведениях Бальзака.

20. Флобер. Важнейшие произведения. Флобер и романтизм. Эстетическая концепция Флобера и ее воплощение в его произведениях. Тема буржуазии и образы буржуа у Флобера.

21. Американская литература XIX века. Культурно-исторический фон. Представители, важнейшие произведения. Романтизм и реализм во французской литературе.

22. Герман Мелвилл. Биографический контекст творчества. Важнейшие произведения. Жанровый синтез в композиции романа Германа Мелвилла «Моби Дик». Символика романа.

 

Второй вопрос экзаменационного билета предполагает составление краткого комментария к фрагменту произведения из числа тех, которые включены в обязательный список. Студент должен: 1. Определить автора и произведение; 2. Охарактеризовать место фрагмента в сюжете и композиции произведения, объяснить, какие сюжетные линии завязываются, развиваются или разрешаются в нем, какие образные мотивы, важные для произведения в целом, в нем присутствуют; 3. Если возможно, указать, какие черты характера и личности героя (героев) проявляются в цитируемом фрагменте; 4. Охарактеризовать фрагмент в аспекте проявления в нем черт авторского стиля.

Ответ может включать контекстуальный и интертекстуальный комментарий. Контекстуальный комментарий объясняет исторические и культурные реалии, знание которых необходимо для адекватного понимания текста. Интертекстуальный комментарий выявляет и объясняет присутствующие во фрагменте литературные аллюзии.

Ответы на оба вопроса оцениваются отдельно. Оценка «отлично» за ответ дает 10 баллов, оценка «хорошо» - 7 баллов, оценка «удовлетворительно» – 3 балла. В сумму баллов за ответы на дополнительные вопросы будут включены баллы за работу на практических занятиях (кроме баллов за доклад). Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.

Основная литература

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Хрестоматия-практикум: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие / [Л.Г. Андреев, Г.К. Косиков, Н.Т. Пахсарьян и др.]; Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001. См. статьи: Пахсарьян Н.Т. XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности. Пахсарьян Н.Т. «Ирония судьбы» века Просвещения. Толмачев В.М. Где искать XIX век? (романтизм) Венедиктова Т.Д. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма XIX века.

История западноевропейской литературы. XIX век. Англия / Под ред. Л. В. Сидорченко, И. И. Буровой. СПб., 2004.

История западноевропейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия / Под ред. Т. В. Соколовой. 2-е изд. М., 2003.

История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Е. М. Апенко. М., 2001.

История зарубежной литературы XVII века: Учеб. / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987.

История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. / Под ред. З. И. Плавскина. – М., 1991.

История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н.А.Соловьевой) М.: Высшая школа, 1991. 2-е изд. М., 1999.

История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. Н. Т. Пахсарьян. М., 2005.

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001.

Литературная энциклопедия терминов и понятий /Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2003.

Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII - XVIII веков: Учебно-методическое пособие/ М., 1996.

Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская реалистическая проза. М., 2004.

Теория литературы: Учеб.пособие для студ.филол.фак.высш.учеб.заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 2.: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм / Под ред. Г. Н. Храповицкой. М., 2002.

Храповицкая Г. Н., Солодуб Ю. П. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830–1860-е гг.). М., 2005.

Литература по отдельным темам указана в заданиях самостоятельных работ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: