Исследовательский проект «Состав жужелиц различных биотопов» посвящен изучению видового состава жужелиц различных биотопов, их экологической приуроченности.
Исследовательский проект «Состав жужелиц различных биотопов» является частью исследования видового состава насекомых – жужелиц различных биоценозов и изучения фауны жужелиц Смоленской области вообще. Данная работа выполнена на территории Детской Лесной Республики национального биосферного парка «Смоленское Поозерье». Материал был собран стандартным методом при помощи ловушек, использовался и отлов вручную. Всего удалось обнаружить 22 вида жужелиц, относящихся к 12 рода, тогда как на территории Смоленской области обнаружено существование 56 видов, относящихся к 22 рода.
Многочисленные исследования показали, что многие виды жужелиц весьма чутко реагируют на изменение окружающей среды и могут служить прекрасными индикаторами экологических условий биоценозов, использоваться для мониторинговых исследований.
Актуальность темы
Современное развитие общества, демократические преобразования, вхождение России в мировое образовательное пространство делают необходимыми признание образования и воспитания приоритетными направлениями в политике государства.
В условиях современной действительности тема «Состав жужелиц различных биотопов» является весьма актуальной. Причиной тому служит тот факт, что данная тематика затрагивает ключевые вопросы устойчивого развития природных экосистем, а, следовательно, и общества.
Тема "Состав жужелиц различных биотопов " была выбрана по причине высокой степени её актуальности и значимости в современных условиях. Это обусловлено широким общественным резонансом и активным интересом к вопросам эколого-краеведческого образования и воспитания со стороны научного сообщества.
Проблема
Новые высокие требования, которые общество предъявляет к подготовке подрастающего поколения, определяют главную функцию учреждений образования: обеспечение необходимых условий развития личности, комплексное эколого-краеведческое образование и воспитание подрастающего поколения.
Гипотеза
Обеспечение необходимых условий развития личности, комплексное эколого-краеведческое образование и воспитание подрастающего поколения возможно только через приобретение ребенком теоретических и практических знаний в сфере эколого-краеведческой деятельности, участие его в конкретном практически значимом деле.
Объект исследования
Объектом исследования является видовой состав жужелиц различных биотопов.
Предмет исследования
Предметами исследования являются:
- биотопическая приуроченность разных видов жужелиц,
- зависимость наличия данного вида жужелиц в данном биотопе от характеристики фенологической группы,
- зависимость наличия данного вида жужелиц в данном биотопе от характеристики отношения к влажности,
- зависимость наличия данного вида жужелиц в дано биотопе от жизненной формы.
1.8. Цель:
изучение видового состава жужелиц различных биотопов.
1.9. Задачи:
- изучение биотопической приуроченности разных видов жужелиц,
- изучение зависимости наличия данного вида жужелиц в данном биотопе от характеристики фенологической группы,
- изучение зависимости наличия данного вида жужелиц в данном биотопе от характеристики отношения к влажности,
- изучение зависимости наличия данного вида жужелиц в дано биотопе от жизненной формы.
1.10. Проектные продукты: 1). мультимедийный продукт (презентация),
2). коллекция насекомых жужелиц.
В дальнейшем проектные продукты могут бытьиспользована в качестве наглядного пособия на уроках биологии, географии, природоведения, внеклассных и внеурочных мероприятиях.
Все слайды презентации сжаты, откорректированы по контрастности, яркости и цвету;
содержание слайдов не является копией содержания исследования, оно лишь иллюстрирует устный рассказ;
Мультимедийное пособие составлено в соответствии с требованиями СанПинов:
- сочетание цветовой гаммы фона и шрифта одобрено психологами и медиками;
- минимальный размер шрифта 24 пт.
Практическая значимость
Практическая значимость данной работы обусловлена потенциально широким спектром применения полученных знаний в практической сфере деятельности. В ходе выполнения данной работы возможно получение профессиональных навыков, которые пригодятся в будущей практической деятельности. Этот факт непосредственно обуславливает практическую значимость проведённой работы. Жужелицы – одна из самых многочисленных групп насекомых лесной подстилки и верхнего слоя почвы. Большинство из них – многоядные хищники, играющие определенную роль в регуляции численности многих компонентов биоценозов. Для различных биоценозов в зависимости от состава почвы, структуры, влажности, микроклимата и растительного покрова характерен определенный состав видов. Но сведения о распространении жужелиц в различных биоценозах недостаточны. Многочисленные исследования показали, что многие виды весьма чутко реагируют на изменение окружающей среды и могут служить прекрасными индикаторами экологических условий биоценозов, использоваться для мониторинговых исследований. (Гиляров, 1965 г.)
Так жужелицы рода Carabus играют значительную роль в поддержании равновесия лесных биогеоценозов. Будучи многоядными хищниками, они быстро переключаются на уничтожение размножающихся в массе насекомых, нападают на больных и ослабленных мышевидных грызунов, ящериц, поедают их трупы, лимитируют численность кровососущих клещей, принимают участие в процессах биологической мелиорации лесных почв.
Все это подтверждает актуальность и практическую значимость данной работы.
Основная часть
2.1. Методы исследования:
- поиск и обработка (сравнительный анализ) информации;
- анализ;
- синтез;
- обобщение и абстракция;
- общетеоретические методы;
- практические методы – экспедиционный, опытный, комплексный, наблюдение.
Исследования проводились в следующих биотопах:
- огород,
- окраина мелколиственного леса, тень,
- солнечная поляна, разнотравье,
- овраг, около русла ручья,
- песчаная камово-озовая гряда,
- хвойный лес,
- открытое пространство без травяного покрова.
Материал был собран стандартным методом при помощи ловушек, использовался и отлов вручную. Ловушками служили стеклянные банки емкостью 0,5 л., вкопанные в землю и соединенные по две почвенными канавками. Ловушки на 1/3 наполнялись фиксатором – 9% раствором уксуса.
В дальнейшем собранный материал размещался в ватные матрасики, после разбора материал оформлялся в коллекцию.
Исследования были проведены в следующие сроки:
22 – 25 июня (т/к база «Рибшево» - оз. Махнач).
2.2. Ресурсы:
! временные ресурсы (12 месяцев: сентябрь - август),
! информационные – книги, Интернет, архивные материалы, материалы научной и отраслевой периодики, краеведческие данные,
! интеллектуальные – творческий коллектив методистов и педагогов Центра этнографии, краеведения и туризма ДТДМ, Детской Лесной Республики, научное сообщество.
! материально-технический – компьютер.