Исследовательский проект «Состав жужелиц различных биотопов»




Исследовательский проект «Состав жужелиц различных биотопов» посвящен изучению видового состава жужелиц различных биотопов, их экологической приуроченности.

Исследовательский проект «Состав жужелиц различных биотопов» является частью исследования видового состава насекомых – жужелиц различных биоценозов и изучения фауны жужелиц Смоленской области вообще. Данная работа выполнена на территории Детской Лесной Республики национального биосферного парка «Смоленское Поозерье». Материал был собран стандартным методом при помощи ловушек, использовался и отлов вручную. Всего удалось обнаружить 22 вида жужелиц, относящихся к 12 рода, тогда как на территории Смоленской области обнаружено существование 56 видов, относящихся к 22 рода.

Многочисленные исследования показали, что многие виды жужелиц весьма чутко реагируют на изменение окружающей среды и могут служить прекрасными индикаторами экологических условий биоценозов, использоваться для мониторинговых исследований.

Актуальность темы

Современное развитие общества, демократические преобразования, вхождение России в мировое образовательное пространство делают необходимыми признание образования и воспитания приоритетными направлениями в политике государства.

В условиях современной действительности тема «Состав жужелиц различных биотопов» является весьма актуальной. Причиной тому служит тот факт, что данная тематика затрагивает ключевые вопросы устойчивого развития природных экосистем, а, следовательно, и общества.

Тема "Состав жужелиц различных биотопов " была выбрана по причине высокой степени её актуальности и значимости в современных условиях. Это обусловлено широким общественным резонансом и активным интересом к вопросам эколого-краеведческого образования и воспитания со стороны научного сообщества.

Проблема

Новые высокие требования, которые общество предъявляет к подготовке подрастающего поколения, определяют главную функцию учреждений образования: обеспечение необходимых условий развития личности, комплексное эколого-краеведческое образование и воспитание подрастающего поколения.

Гипотеза

Обеспечение необходимых условий развития личности, комплексное эколого-краеведческое образование и воспитание подрастающего поколения возможно только через приобретение ребенком теоретических и практических знаний в сфере эколого-краеведческой деятельности, участие его в конкретном практически значимом деле.

Объект исследования

Объектом исследования является видовой состав жужелиц различных биотопов.

Предмет исследования

Предметами исследования являются:

- биотопическая приуроченность разных видов жужелиц,

- зависимость наличия данного вида жужелиц в данном биотопе от характеристики фенологической группы,

- зависимость наличия данного вида жужелиц в данном биотопе от характеристики отношения к влажности,

- зависимость наличия данного вида жужелиц в дано биотопе от жизненной формы.

1.8. Цель:

изучение видового состава жужелиц различных биотопов.

1.9. Задачи:

- изучение биотопической приуроченности разных видов жужелиц,

- изучение зависимости наличия данного вида жужелиц в данном биотопе от характеристики фенологической группы,

- изучение зависимости наличия данного вида жужелиц в данном биотопе от характеристики отношения к влажности,

- изучение зависимости наличия данного вида жужелиц в дано биотопе от жизненной формы.

1.10. Проектные продукты: 1). мультимедийный продукт (презентация),

2). коллекция насекомых жужелиц.

В дальнейшем проектные продукты могут бытьиспользована в качестве наглядного пособия на уроках биологии, географии, природоведения, внеклассных и внеурочных мероприятиях.

Все слайды презентации сжаты, откорректированы по контрастности, яркости и цвету;

содержание слайдов не является копией содержания исследования, оно лишь иллюстрирует устный рассказ;

Мультимедийное пособие составлено в соответствии с требованиями СанПинов:

- сочетание цветовой гаммы фона и шрифта одобрено психологами и медиками;

- минимальный размер шрифта 24 пт.

 

Практическая значимость

Практическая значимость данной работы обусловлена потенциально широким спектром применения полученных знаний в практической сфере деятельности. В ходе выполнения данной работы возможно получение профессиональных навыков, которые пригодятся в будущей практической деятельности. Этот факт непосредственно обуславливает практическую значимость проведённой работы. Жужелицы – одна из самых многочисленных групп насекомых лесной подстилки и верхнего слоя почвы. Большинство из них – многоядные хищники, играющие определенную роль в регуляции численности многих компонентов биоценозов. Для различных биоценозов в зависимости от состава почвы, структуры, влажности, микроклимата и растительного покрова характерен определенный состав видов. Но сведения о распространении жужелиц в различных биоценозах недостаточны. Многочисленные исследования показали, что многие виды весьма чутко реагируют на изменение окружающей среды и могут служить прекрасными индикаторами экологических условий биоценозов, использоваться для мониторинговых исследований. (Гиляров, 1965 г.)

Так жужелицы рода Carabus играют значительную роль в поддержании равновесия лесных биогеоценозов. Будучи многоядными хищниками, они быстро переключаются на уничтожение размножающихся в массе насекомых, нападают на больных и ослабленных мышевидных грызунов, ящериц, поедают их трупы, лимитируют численность кровососущих клещей, принимают участие в процессах биологической мелиорации лесных почв.

Все это подтверждает актуальность и практическую значимость данной работы.

Основная часть

2.1. Методы исследования:

  • поиск и обработка (сравнительный анализ) информации;
  • анализ;
  • синтез;
  • обобщение и абстракция;
  • общетеоретические методы;
  • практические методы – экспедиционный, опытный, комплексный, наблюдение.

Исследования проводились в следующих биотопах:

- огород,

- окраина мелколиственного леса, тень,

- солнечная поляна, разнотравье,

- овраг, около русла ручья,

- песчаная камово-озовая гряда,

- хвойный лес,

- открытое пространство без травяного покрова.

Материал был собран стандартным методом при помощи ловушек, использовался и отлов вручную. Ловушками служили стеклянные банки емкостью 0,5 л., вкопанные в землю и соединенные по две почвенными канавками. Ловушки на 1/3 наполнялись фиксатором – 9% раствором уксуса.

В дальнейшем собранный материал размещался в ватные матрасики, после разбора материал оформлялся в коллекцию.

Исследования были проведены в следующие сроки:

22 – 25 июня (т/к база «Рибшево» - оз. Махнач).

2.2. Ресурсы:

! временные ресурсы (12 месяцев: сентябрь - август),

! информационные – книги, Интернет, архивные материалы, материалы научной и отраслевой периодики, краеведческие данные,

! интеллектуальные – творческий коллектив методистов и педагогов Центра этнографии, краеведения и туризма ДТДМ, Детской Лесной Республики, научное сообщество.

! материально-технический – компьютер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: