Задача на принятие решений в условиях риска.




Содержание

 

1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе. 4

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.. 5

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.. 5

3.1. Общекультурные компетенции. 5

3.2. Профессиональные компетенции. 6

4. Программа дисциплины.. 7

5. Практические занятия. 13

5.1. Деловые игры.. 13

5.3. Темы и планы семинарских занятий. 18

6. Самостоятельная работа студентов. 20

6.1. Тематика курсовых работ. 20

6.2. Структура курсовой работы и её краткая характеристика. 22

6.3. Подготовка к защите курсовой работы.. 23

6.4. Критерии оценки курсовой работы при её защите. 24

7. Вопросы к экзамену. 24

8. Индивидуальная работа студентов. 25

9. Библиографический список. 25

Основная литература. 25

 


 

1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе

Необходимость изучения дисциплины «Разработка управленческого решения» при профессиональной подготовке менеджеров различных уровней связана с тем, что в современных условиях достижение конкретных результатов управленческой деятельности невозможно без понимания природы управленческих решений, способов их разработки, принятия и реализации.

Основной целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов навыков разработки и принятия различного рода управленческих решений на уровне фирмы, в частности, с помощью различных моделей.

Задачи дисциплины включают :

– изучение технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений, в том числе в условиях риска и неопределенности;

– изучение методов анализа, прогнозирования, оптимизации управленческих решений;

– получение практических навыков в применении изучаемых инструментов и методов разработки и принятия управленческих решений при помощи проигрывания конкретных ситуаций и решения практических задач, в том числе с применением компьютерной техники;

– формирование навыков адаптации рассмотренных методов к конкретным условиям функционирования фирмы.

Дисциплина «Разработка управленческого решения» имеет тесную взаимосвязь с такими дисциплинами, как «Экономика торгового предприятия», «Анализ хозяйственной деятельности», «Организация производства на предприятии», «Управление персоналом», «Торговое право», «Менеджмент».

Изучение курса включает как лекционные, семинарские, практические занятия, так и активные формы обучения:

· деловые игры с разбором тех или иных ситуаций, возникающих в процессе управления на торговых предприятиях;

· изучение, исследование и анализ деятельности конкретных предприятий торговли;

· проведение внеаудиторных занятий на торговых предприятиях, в частности семинаров, совместно с руководителями и ведущими специалистами отрасли.

По результатам изучения данной дисциплины студенты выполняют курсовую работу и сдают экзамен.

 

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

2.1. Общекультурные компетенции

ОК-1 – владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-3 – готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным; способностью проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину;

ОК-4 – способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность;

ОК-6 – стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, способностью намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков;

ОК-8 – осознанием сущности и значением информации в развитии современного общества; владением основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

2.2. Профессиональные компетенции

ПК-1 – способностью применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем;

ПК-2 – умением пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов;

ПК-4 – способностью прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность;

ПК-9 – способностью распознавать и оценивать опасности разных видов с учетом общепринятых критериев;

ПК-11 – способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной);

ПК-12 – готовностью работать с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) и проверять правильность ее оформления;

ПК-14 – готовностью анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации;

ПК-17 – способностью участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности (коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической, товароведной);

ПК-18 – способностью разрабатывать проекты профессиональной деятельности (торгово-технологические, маркетинговые, рекламные, логистические процессы) с использованием информационных технологий.

4. Программа дисциплины

Тема 1. История науки об управленческих решениях. Подходы к разработке управленческих решений.

Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении.

Основные научные подходы, применяемые при разработке управленческих решения: системный подход, процессуальный, личностно-деятельностный, культурологический, ситуационный (общий обзор).

Литература: [1], [3], [4], [11].

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Какие наиболее яркие представители управленческой мысли, жившие до возникновения науки об управлении, вам известны. Какие мысли высказывали они?

2. Каковы основные положения системы научного управления, сформулированные Тейлором?

3. Какое событие стало переломным в признании науки об управлении?

4. Кто впервые сформулировал задачу повышения эффективности управленческого труда?

5. Какие цели управленческого труда сформулированы Эмерсоном?

6. Является ли принцип «разделяй и властвуй» эффективным при управлении современным предприятием?

7. Охарактеризуйте основные школы в науке об управлении

8. Когда впервые принятие решения стало рассматриваться как самостоятельный управленческий акт?

9. Какие науки, связанные с управленческой деятельностью, возникли во время и после второй мировой войны?

10. Что является неотъемлемой составляющей частью всех наук, связанных с управленческой деятельностью?

11. Сопоставьте различные определения теории принятия решений. В чем их основное различие?

12. Какова роль количественных и качественных данных при принятии управленческих решений?

13. Как соотносятся теория и практика принятия управленческих решений?

14. Как отразились на процессе принятия управленческих решений современные возможности работы с информационными потоками?

 

Тема 2. Теоретические основы разработки управленческого решения.

Решение как выбор альтернативы. Решения в обыденной жизни человека. Психология принятия решения.

Решения, типичные для функции управления: планирование, организация деятельности, мотивация, контроль.

Движущие силы процесса принятия решения.

Структура управленческого решения. Форматы управленческого решения в отечественной практике.

Литература: [3], [4], [11], [14].

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Назовите основные этапы разработки и реализации управленческого решения.

2. Какой подход находит наибольшее использование при разработке и реализации управленческого решения?

3. Назовите известные вам методы получения информации о ситуации принятия управленческого решения.

4. Как используются в процессе разработки управленческого решения оценочные системы?

5. Какие виды оценочных систем вам знакомы?

6. Что входит в состав оценочной системы?

7. Назовите основные составляющие анализа ситуации.

8. Что является основной задачей диагностики ситуации принятия управленческого решения?

9. Какова роль прогнозирования при принятии решений?

10. Какие методы прогнозирования представляются наиболее перспективными на современном этапе экономического развития?

11. Назовите известные вам методы генерирования альтернативных вариантов управленческих решений?

12. Что необходимо учитывать при сравнительной оценке альтернативных вариантов решений?

13. Зачем необходимы корректировка и контроль реализации принятых управленческих решений?

14. На что необходимо обращать первоочередное внимание при анализе результатов реализации принятых управленческих решений?

 

Тема 3. Условия и факторы принятия эффективных решений. Классификация управленческих проблем и типология управленческих решений.

Система факторов.

Решение и внешняя среда.

Понятие управленческой проблемы.

Типология управленческих решений.

Литература: [1], [3], [11], [14].

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Раскройте содержание понятия «управленческие решения».

2. Опишите роль управленческих решений в процессах управления.

3. Раскройте понятия «проблема», «ситуация», «цель» и их значение в процессе принятия управленческих решений.

4. Перечислите основные характеристики управленческих решений.

5. Назовите основные принципы принятия управленческих решений.

6. Приведите типологию управленческих решений.

7. Приведите классификацию управленческих решений.

8. Назовите виды управленческих решений по уровню творческого вклада.

9. Перечислите основные требования к управленческим решениям.

10. Назовите основные факторы, влияющие на качество управленческих решений.

11. Опишите формы подготовки (принятия) и реализации управленческого решения.

 

Тема 4. Принятие решений в условиях определенности, неопределенности и риска. Стратегические игры.

Основные понятия теории стратегических игр.

Разработка управленческих решений в условиях определенности.

Понятие игры с природой.

Принятие решений в условиях полной неопределенности. Принятие решений в условиях риска.

Литература: [2], [4], [11], [13].

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Что понимается под общей и рабочей средой?

2. Назовите основные факторы прямого воздействия.

3. Являются ли международная интеграция и либерализация внешнеэкономических отношений факторами риска?

4. Назовите ключевые элементы внутренней среды.

5. Как можно использовать матрицу SWOT для анализа рисков?

6. Дайте определение понятия «риск».

7. Справедливо ли утверждение, что менеджер должен стремиться избегать риска?

8. Рассмотрите основные виды рисков.

9. Как можно количественно оценить уровень риска? Что показывает коэффициент риска?

10. В чем заключается содержание риск-менеджмента?

11. Какие методы управления рисками используются в практике менеджмента?

12. Что называется «кривой риска»?

13. Для чего необходима стадия контроля и оценки результатов решения?

14. Назовите основные функции механизма реализации решений.

 

Тема 5. Анализ факторов, влияющих на процесс принятия решения.

Личностные оценки и приоритеты менеджеров при принятии решений.

Определенность или неопределенность ситуации. Проблема принятия решения в условиях риска.

Классификация рисков при принятии решения, проблема оценки риска.

Время и изменяющаяся внешняя среда принятия решения. Информационные ограничения.

Литература: [1], [3], [4], [14].

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Опишите алгоритм принятия управленческого решения.

2. Подходы к принятию управленческих решений (интуитивный, основанный на суждениях и рациональный).

3. Основные этапы, стадии, операции рационального решения проблем.

4. Содержание и основные результаты разведывательной стадии процесса принятия управленческих решений.

5. Содержание и основные результаты проектной стадии процесса принятия управленческих решений.

6. Содержание стадии выбора и реализации управленческих решений.

7. Основные элементы процесса диагностики проблем.

8. Дерево проблем и методы его построения.

9. Профиль причин возникновения проблем и методы его построения.

10. Методы построения структурной диаграммы Ишикавы («рыбий скелет»).

11. Содержание анализа альтернатив действий.

12. Сущность ограничений и критериев в процессах принятия управленческих решений.

13. Значение целевой функции в процессе принятия управленческих решений.

 

Тема 6. Системный подход и моделирование.

Понятие системного подхода.

Моделирование. Виды моделей, применяемых при принятии решения. Применение модели.

Имитационное моделирование. Экономический анализ ситуации.

Литература: [3], [11], [13], [14].

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Какие причины объясняют необходимость использования моделирования?

2. Назовите основные этапы процесса построения модели.

3. Приведите общие проблемы моделирования.

4. Назовите наиболее распространенные модели науки управления.

5. Назовите основные составляющие методов дискретной математики.

6. Из каких процедур состоит метод исследования операций?

7. В каких ситуациях возможно применение модели теории игр?

8. Какие типы расчетов можно произвести при помощи модели линейного программирования?

9. В чем коренное различие методов моделирования и оптимизации решений и экспертных методов?

10. Назовите основные методы экспертных оценок.

11. чем заключается сущность метода мозговой атаки?

12. Какие особенности проведения экспертизы присущи методу Дельфи?

 

Тема 7. Методы прогнозирования и сценарии описания развития ситуации.

Прогнозирование как метод управления.

Количественные методы прогнозирования. Качественные методы прогнозирования.

Применение экспертных оценок в прогнозировании и разработке управленческих решений.

Литература: [1], [3], [4], [11].

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Дайте определение терминам «метод», «методика», «методология».

2. Перечислите характеристики методов диагностики проблем.

3. Перечислите характеристики методов генерирования альтернатив. Методы активизации мышления.

4. Перечислите характеристики методов генерирования альтернатив.

Методы соединения альтернатив.

5. Опишите методы оценки и выбора альтернатив и методы эксперт-

ных оценок.

6. Опишите методы оценки и выбора альтернатив. Критериальные методы.

7. Опишите методы реализации управленческих решений.

8. Опишите индивидуальные методы принятия управленческих решений.

9. Опишите коллективные методы принятия управленческих решений.

10. Опишите эвристические методы принятия управленческих решений.

11. Что такое креативные методы принятия нестандартных решений?

12. Опишите методы экспертного ранжирования.

13. Сущность метода морфологического анализа.

14. Методы планирования реализации управленческих решений.

 

Тема 8. Эффективность управленческих решений. Управление качеством.

1.Общее понятие об эффективности. Эффективное решение. Допустимое решение. Правильное решение.

2. Контроль за выполнением решения.

3. Проблемы обратной связи и информационных барьеров.

Литература: [1], [3], [4], [14].

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Чем определяется вид ответственности руководителя за принятое решение?

2. Назовите виды юридической ответственности.

3. Охарактеризуйте систему судебного контроля управленческих решений. Каковы ее основные недостатки?

4. Как в организации реализуется административная ответственность?

5. Чем отличаются дисциплинарная и материальная ответственность?

6. Каковы ограничения в использовании механизма иерархического контроля?

7. Как соотносятся понятия «эффективность управления» и «эффективность управленческого решения»?

8. Какими факторами определяется эффективность управленческого решения?

9. В чем заключается сущность метода «затраты — прибыль»?

 

5. Практические занятия

5.1. Деловые игры

Практическое занятие 1

1. Деловая игра «Выбор варианта решения по нескольким критериям»

Цель занятия–развитие у студентов практических навыков к само­стоятельной и групповой работе по анализу факторов, ограничений, влияющих на принятие решения, выбору одного из альтернативных ва­риантов решения по набору критериев.

Задание 1.

Представьте, что вы потерпели кораблекрушение в Тихом океане. Обломки корабля и вас вынесло волной на маленький необита­емый остров диаметром не более 200 м. Уцелели несколько человек. Вы в цивилизованной одежде. После опроса уцелевших и осмотра выброшенных на берег объектов выявлен набор полезных предметов: зажигалка; канистра с пресной водой; косметичка с зеркалом; москитная сетка; аварийный запас продуктов на три дня для нескольких человек; подробная карта Тихого океана; надувная подушечка; канистра горючего; средство для отпугивания акул; светонепроницаемый пластиковый лист; один литр рома; нейлоновый шнур; коробка шоколада; рыболовные снасти; слегка поврежденная весельная шлюпка; средство от расстройства живота; спасательный круг; набор инструментов; книга о первой помощи при травмах и несчастных случаях; мобильный телефон.

Выбрать стратегию спасения по выбранным критериям с учетом влияющих факторов.

Порядок выполнения работы.

Участникам следует разбиться на две группы: группу потерпевших и группу экспертов.

Задания для группы потерпевших:

¾ выбрать лидера группы;

¾ определить стратегию спасения группы;

¾ проранжировать предметы по степени полезности для реализа­ции выбранной стратегии;

¾ определить факторы, которые могут оказать влияние на успех/ провал реализации выбранной стратегии;

¾ лидеру группы кратко изложить стратегию и рассказать о влияющих факторах группе экспертов;

¾ после оценки экспертами стратегий сделать предположение о факторах, повлиявших на выбор экспертов.

Задание для группы экспертов (ролевой состав: студент, бабушка, ге­неральный директор торгового предприятия, рок-музыкант, врач-травматолог):

¾ выбрать лидера группы;

¾ сформулировать критерии оценки стратегий группы;

¾ разработать шкалы оценки по критериям;

¾ определить значимость каждого критерия;

¾ провести оценку варианта стратегии по критериям после презен­тации каждого варианта;

¾ определить суммарный балл по каждому варианту стратегии;

¾ лидеру группы объявить результат оценки экспертов и стратегию­победителя.

Практическое занятие 2

Деловая игра – Разработка ключевых положений антикризисной программы

Цель и назначение игры – освоение приемов группового анализа ситуаций и разработки управленческих решений; развитие навыков обоснования решения и поиска согласия интересов различных социальных групп, участвующих в экономическом процессе; освоение принципов демократического управления.

Содержание и организация игры:

Игра проводится в 6 этапов, каждый из которых имеет собственные учебные цели.

Первый этап игры: Введение ситуации посредством шкалы тенденций, происходящих в экономике. Ситуации задаются по пяти параметрам:

¾ выпуск продукции (темп роста в действующих и сопоставимых ценах);

¾ занятость населения (уровень занятости и безработицы, наличие скрытой безработицы);

¾ инвестиционный климат (темпы роста инвестиций);

¾ цены (изменение индексов потребительских цен и индекса-дефлятора);

¾ инфляция (темпы).

При модификации игры возможны другие ситуации: по параметрам группа экспертов выступает с кратким обзором, проводится актуализация знаний посредством изучения данных Росстата и пр.

Группы проводят предварительный анализ ситуации. Можно воспользоваться данными текущей экономической ситуации в стране, регионе или создать соответствующие условия.

Второй этап игры: Распределение ролей. Учебная группа разбивается на 5 подгрупп, каждая из которых проводит анализ ситуации и разработку управленческих решений, исходя из интересов той социальной группы, которую она учитывает и защищает. Выделяются следующие социальные группы: государство, предприниматели, инвесторы, профсоюзы. Каждая группа получает конверт с карточками. В каждом конверте кроме карточек с предполагаемыми управленческими решениями находятся задания для каждой группы.

Пятая группа назначается преподавателем – это эксперты (помощники преподавателя, наблюдатели за ходом процесса обсуждения в группах).

Третий этап: Все группы анализируют предложенные управленческие решения по снижению последствий кризиса, исходя из оценки понимания ситуации, а также из потребности защиты собственных интересов. Им надо выбрать пять управленческих решений, реализация которых может изменить ситуацию в лучшую, по их мнению, сторону. Выбор решения сопровождается групповой дискуссией, обменом опытом и мнениями. Постепенно в группе появляется неформальный лидер, который управляет процессом обсуждения и, в последующем будет представлять общее мнение группы.

Эксперты получают управленческие решения всех групп и также выбирают пять управленческих решений.

Четвертый этап: предложения каждой группы выносятся на общее обсуждение, представляются обоснования решений, аргументы и контраргументы. Взаимодействие групп. Снятие противоречий в решениях. Предложение решений, не предусмотренных выданными карточками. Поиск баланса интересов. Выбранные решения всех групп регистрируются на доске и на бумаге для согласования социальных интересов. Лидеры каждой группы выступают с обоснованием выбранных управленческих решений.

Пятый этап: Если общее решение не найдено, согласование решений по социальным интересам не достигнуто, проводится голосование и последующий анализ результатов голосования и изменений ситуации по решениям, принятым демократическим путем.

Шестой этап: Подведение итогов игры. Формулирование позитивных принципов коллективной разработки управленческих решений и балансирования социальных интересов.

 

5.2. Задачи

Практическое занятие 3

Задача на принятие решений в условиях риска.

Компания рассматривает три альтернативы закупки оборудования: 1 категории, 2 категории, 3 категории. Условия выплаты для каждой альтернативы зависят от экономических условий в течении будущего года. Рассматриваются три возможных экономических ситуации: медленный рост, нормальный рост, быстрый рост.

Проведенный экономический прогноз оценивает следующие вероятности: медленный рост - 30%, нормальный рост - 40%, быстрый - 30%. Условия выплат по каждой альтернативе в зависимости от различных условий показаны ниже в таблице.

 

Таблица 1 – Матрица доходов и расходов

Вид оборудования Экономические условия
медленный рост нормальный рост быстрый рост
1 категории - 200 000 150 000 200 000
2 категории - 40 000 100 000 480 000
3 категории - 1 000 000 550 000 750 000

 

Задача на оптимальный план производства

Требуется разработать такой план производства, который обеспечивал бы наибольшую прибыль при следующих условиях:

 

Таблица 2 – Затраты времени на выпуск единицы продукции

...





Читайте также:
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.054 с.