География населения мира:




География мировых природных ресурсов:

4. Ресурсы Мирового океана. Освоенность, проблемы.

1. Минеральные ресурсы:

С шельфа (до глубины 200 м) путем вертикального бурения осуществляется:

1. крупномасштабная добыча нефти (1/3 от общемировой добычи)

2. природного газа (1/5)

Крупные регионы шельфовой добычи:

· Мексиканский залив

· Персидский залив (2/5 мировой шельфовой добычи)

· Озеро Маракайбо (1/4)

· Северное море

· Гвинейский залив

· Каспийское море

· Южно-Китайское море

Шахтным способом добывается:

· небольшое кол-во каменного угля

· руд черных и цветных металлов

· горно-химическое сырье

· драгоценные и полудрагоценные металлы

Из морской воды получают:

· Поваренную соль

· Магний

· Калий

· Бром и йод

Биологические ресурсы: (около 35 млрд т)

· Рыба - 0,5 млрд т - 85% добытой человеком морской биомассы

· В шельфовой зоне вылавливается 9/10 рыбы

· 2006 г - 200 млн т рыбы (2000 г - 100 млн т рыбы)

Вылавливают:

· Китай 25%

· Перу 5%

· Индонезия

· Индия

· Чили

 

Проблемы:

1. Истощение рыбных ресурсов (поэтому многие страны внедряют аквакультуру - расселение, акклиматизация рыб) и макрокультуру (разведение рыб в неволе).

1967 г - Сен-Мало обнаружил приливную электростанцию "Ла-Ранс"

5. Рекреационные ресурсы мира. Группы, основные регионы, проблемы.

Рекреационные ресурсы — это совокупность природно-технических, природных, социально-экономических комплексов и их элементов, способствующих восстановлению и развитию духовных и физических сил человека, его трудоспособности.


Группы рекреационных ресурсов:
рекреационно-лечебный рекреационно-оздоровительный рекреационно-спортивный рекреационно-познавательный
лечение минеральными водами купально-пляжные местности   горнолыжные базы исторические памятники
· Италия (Абано-Терме) · Австрия (Бад Ишль) · Германия (Бад-Хомбург) · Гавайские острова; · Сейшельские острова; · Канарские острова; · остров Бали; · остров Куба; · Лазурный берег (Франция); · Золотые пески (Болгария). · Швейцария, · Италия · Франция (Лувр) · Россия (Петергоф) · Египет (пирамиды) · Лондон (Вестминстер) · Рим (Колизей)

 

Проблемы:

1. Загрязнение окр. среды

2. Ухудшение эстетики ландшафта

3. Нарушение экологии природных зон

4. Ущерб историческим памятникам

5. Недовольство жителей (туристов много)

6. Культурная деградация населения

7. Потеря обычаев, традиций страны из-за большое кол-во туристов, которые внедряют свое

 

География населения мира:

9. Возрастной и половой состав населения мира. Отличия по макрорегионам.

Половой состав:

В среднем на 1000 женщин приходится 1010 мужчин (= более 33 млн чел).

· Женский организм более устойчив, то соотношение между м и ж уравнивается к 30-35 годам.

· Женщина живет дольше мужчины, и численное населения пожилых женщин становится значительно больше.

· В мусульманских странах (Юго-Западная Азия, Северная Африка): женщина социально обделена и живет на 1-2 года меньше мужчины.

· В Азии: на 1000 женщин приходится 1049 мужчин.

Больше всего мужчин на 1000 женщин приходится в финансово избыточных странах - экспортеров нефти, природного газа. Т.к. там велика доля трудовых мигрантов-мужчин:

· Катара (80% от общей численности людей - мужчины)

· ОАЭ (75% - мужчины)

· Кувейт (60 % - мужчины)

· Китай (м больше ж на 31 млн чел)

· Индия (м больше ж на 24 млн чел)

· Пакистан (м больше ж на 4,5 млн чел)

Возрастной состав:

3 возрастных группы:

  дети (младше 15 лет) - 28% трудоспособные (15 - 65) - 65% пожилые (65+ лет) - 7%
Мала: ·Страны Европы ·Тропическая Африка ·Мусульманские страны Азии ·В нефтедобывающих станах Персидского залива ·Тропической Африки
Велика: ·Тропическая Африка ·Мусульманские страны Азии ·В нефтедобывающих странах Персидского залива ·Страны Европы
Мировые лидеры · Уганда 50% ·Нигер 49% ·Гвинея - Бисау и Мали 48%   · Катара и ОАЭ 77% ·Кувейт 74% ·Молдавия 72% ·Сингапур 72% ·Южная Корея 72% ·Уганда 48% ·Мали и Нигерия 49% ·Италия 20% ·Япония 20% ·Германия 19 % ·Бельгия 18% ·Греция 18% ·Катара и ОАЭ 1% ·Ангола 2%

10. Плотность населения мира. Факторы, влияющие на размещения населения.

Плотность населения — число жителей, приходящееся на 1 км² территории. При расчёте плотности населения могут исключаться необитаемые территории и крупные внутренние водные пространства. Помимо общей плотности населения, используются отдельные показатели плотности для сельского и городского населения.

Факторы, влияющие на размещение населения:

1. погодные условия

2. плодородие почв

3. экономическое состояние стран в определённых уголках мира (наличие природных ресурсов, транспортных магистралей, развитие производства, рост численности как за счет естественного, так и механического прироста

4. исторический фактор (определенное заселение территорий, их открытие и колонизация)

11. Миграции. Виды миграция. Основные миграционные потоки.

миграции - это переселения народов.

Бывают по месту:

· внутренние - внутри страны

· внешние - за пределы страны: подразделяются на:

· эмиграция - выезд

· иммиграция - въезд

Бывают по времени:

· безвозвратные - осуществляются навсегда

· временные - на несколько лет

· сезонные - на один сезон года (ПР: для сбора урожая)

· маятниковые - в течении суток (ПР: поездки жителей из пригорода в город на работу)

Основные потоки:

· 1441 г - из Африки в Европу, а затем в Америку

· Из Индии уехало почти 1,5 млн англичан в процессе обретения ей независимости

· Из Афганистан более 6 млн человек из-за непрекращающейся гражданской войны

· в 19 в - активный отток населения из Германии, Ирландии, Нидерландов, Италии, Австро-Венгрии, Российской империи) в Северную и Латинскую Америку

· 1970 г - люди переселялись в страны экспортеров нефти (Персидский залив, Ливия)

· Поставляют "мозги" - Индия, Бразилия, Филиппины, Россия и Украина

12. Современные миграции: преобладающие виды, последствия.

191 млн чел - внешние мигранты, 45 млн из них - трудовые мигранты

· 40% всех мигрантов направляются в Северную Америку

· более 30% - в Европу

· 20% - в Азию

По численности эмигрантов в мире - Индия, Пакистан, Мексика, Египет, Турция

По численности мигрантов - США, Германия, Франция, Канада, Сауд. Аравия

По доле иммигрантов в общей численности населения - Катар, ОАЭ, Кувейт и Люксембург

13. Мировые и местные религии, их основные отличия. География религий.

Всего в мире 12 религий:


1. Христианство

2. Ислам

3. Бахаизм

4. Буддизм

5. Индуизм

6. Сикхизм

7. Джайнизм

8. Зороастризм

9. Конфуцианство

10. Даосизм

11. Иудаизм

12. Синтоизм


 

Мировые религии:

Христианство Ислам Буддизм
Католицизм Протестантизм Православие Суннизм Шиизм Махаянизм Хинаянизм
·Южная и Западная и Восточная Европа ·Америка ·Африка ·Средняя и Северная Европа ·Северная Америка ·Африка ·Океания ·Восточная Европа ·84% ·Иран ·Ирак ·Азербайджан ·Ливан ·Бахрейн ·Восточная Азия ·Вьетнам · Юго - Восточная Азия ·Шри - Ланка

14. Охарактеризуйте одну из мировых или местных религий (по выбору).

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Взяв из иудаизма лишь то, что касается непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений.
Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное — вочеловечение Бога (как осуществление ветхозаветного пророчества) и в спасительность Его жертвенной смерти и воскресения.

15. Охарактеризуйте понятия "урбанизация", "ложная урбанизация". Черты урбанизации в разных типах стран.

урбанизация - это триединое понятие, выражающееся в росте доли городского населения, росте численности населения городов и увеличения роли городов в жизни страны.

ложная урбанизация - это процесс искусственного роста доли городского населения и численности населения городов, который обусловлен неконтролируемой миграцией в город сельских жителей

1. Высокоурбанизированные (80% городского населения) - Китай, Индия, США

2. Среднеурбанизированные (20-80%)

3. Слабоурбанизированные (менее 20%) - страны Тропической Африки и Азии

 

16. Трудовые ресурсы и занятость населения. Проблемы трудовых ресурсов в 6разных типах стран.

трудовые ресурсы - это те люди, которые могут работать, основу составляет часть населения в трудоспособном возрасте (15 - 65 лет).

Экономически активное населе­ние (ЭАН), или рабочая сила,— сум­марная численность занятых и безра­ботных.

Занятые — это те, кто работает (с юридическим оформлением на работу).

Безработные — это те, кто потерял работу, но активно ищет ее (через биржу труда).

Уровень безработицы (Б/ЭАН) в развитых странах колеблется:

· 3 — 4 % в восточноазиатских странах (Япония, Юж­ная Корея и Тайвань)

· 10—11 % в некоторых европейских странах

· В развивающихся странах официаль­ный уровень безработицы невысокий (10 %), реаль­ный же может достигать 50 — 75 %.

Для развитых стран характерен дефицит рабочей силы. Собственная рабочая сила не всегда способна удовлетворить запросы ра­ботодателей. В развивающихся странах – избыток ра­бочей силы, они вынуж­дены искать работу за рубежом.

Са­модеятельное население – все, кто имеет какой-либо источник дохода (зарплата, прибыль, процент). Кроме наемного работника, предпринимателя, крупного землевладельца к этой категории может быть отнесена вдова, унасле­довавшая состояние мужа.

Оценка социальной структуры общества:

В раз­витых странах:

· 1 — 2 % населения (с учетом членов семей) являются крупными частными собственника­ми,

· около 10— 15 % — мелкими част­ными собственниками,

· остальные 80 — 85 % — наемными работниками.

Продолжительность рабочей недели во многих европейских странах составляет 35 — 40 ч (для сравнения в США и России — по 40+ ч).

В развивающихся странах доля круп­ных частных собственников:

· доля мелких частных соб­ственников 30 — 40 %

· доля наемных работников 55 — 60 %

В Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, на Филиппинах рабочий день продолжается 14 —16 ч.

Качество рабочей силы:

В США доля работ­ников высшей квалификации состав­ляет 50 % общей численности рабо­чей силы, а в Германии — 55 %.

В развивающихся странах квалификация рабочей силы невысокая.

· Среднее образование получают только 3/4 мужчин и 2/3 женщин,

· Высшее образование — всего несколько %ов населе­ния.

В развитых странах доля занятых

· в сфере услуг составляет 70 — 80 %,

· в промышленности — 20 — 30 %,

· в сельском хозяйстве — 1 — 5 %.

В развивающихся странах:

· для финансово из­быточных стран — экспортеров нефти и газа характерна повышенная доля занятых в промыш­ленности (20 — 30 %)

· сфере услуг (60 — 70%).

 

В мелких странах — квартиросдатчиках, которые сделали ставку на развитие оффшорных зон, явно преобладают занятые

· в сфере услуг (свыше 90 %)

В странах с бурно развивающейся промышлен­ностью (Латинская Америка и новые индустриальные страны Азии) доли занятых

· в промышленности (20-25%)

· в с/х (20-25%)

· в сфере услуг (50-60%)

В остальных развивающихся странах доля занятых

· в с/х (50-60 %)

· в промышленности (10-20%)

· доля занятых в сфере услуг (менее 50%)

 

Мировое хозяйство:

14. Охарактеризуйте транспортную систему мира. Назовите виды транспорта, занимающие первые места по грузообороту, грузоподъемности и пассажирообороту. Какие виды транспорта сильно загрязняют окружающую среду?

Первые места:

· По грузообороту - трубопроводный, морской и ж/д

· По грузоподъемности -

· По пассажирообороту - автомобильный

Какие виды транспорта сильно загрязняют окр. среду?

· автомобильный

· авиационный

· морской

Т.к. им необходим бензин, который загрязняет окр. среду, как при переработке, так и при его использовании, как топлива.

15. Морской вид транспорта: преимущества и недостатки, крупнейшие порты, проблемы.

Преимущества Недостатки
· Обеспечивает межконтинентальные перевозки; · Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния · Высокая провозная способность · Ограниченность перевозок · Низкая скорость доставки · Зависимость от географических, навигационных, погодных и политических условий; · Ограниченная возможность доставки к пунктам потребления; · Предъявляет жесткие требования к упаковке и креплению грузов. · Малая частота отправок.

2005 г - официально самые крупные торговые флоты:

· Панама

· Либерия

· Греция

· Сянган

· Багамские острова

2005 г - крупнейшие экспортные порты:

· Шанхай (443 млн т)

· Нингбо (272 млн т)

· Таньцзинь (245 млн т)

· Гуанчжоу (242 млн т)

· Сянган (230 млн т)

4 крупнейших международных канала:

1. Суэцкий (Египет)

2. Панамский (Панама)

3. Кильский (Германия)

4. Коринфский (Греция)

Проблемы морского транспорта:

1. Увеличение общего тоннажа

2. Повышение единичной грузоподъёмности некоторых типов судов

3. Специализация (а в ряде случаев универсализации) флота

4. Повышение экономичности силовых установок

5. Увеличение скоростей судов

6. Автоматизация систем управления

7. Совершенствование организации грузоперевозок.

16. Внутренний водный вид транспорта: преимущества и недостатки, крупнейшие порты, проблемы.

Преимущества Недостатки
· Обеспечивает высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах; · Низкая себестоимость перевозок · Низкая капиталоемкость · Низкая скорость доставки · Сезонность · Зависит от глубин рек и водоемов, навигационных условий; · Ограниченная возможность доставки к пунктам потребления; · Малая частота отправок; · Низкая географическая доступность

 

Проблемы внутреннего водного вида транспорта:

1. Низкая по скорость (редко более 25 км/ч) не позволяет конкурировать на равных с автомобильным и ж/д транспортом;

2. Функционально-возрастная структура и техническое состояние флота. Новые суда не строятся.

3. Водных путей создают реальную угрозу потери единой глубоководной системы как транспортной артерии. Ныне только 31% гидросооружений соответствует нормам безопасности.

4. У компаний уходит до 17% на содержание внутренних водных путей.

5. Степень развития рынка пассажирских перевозок относительно мала

 

 

17. Автомобильный вид транспорта: преимущества и недостатки, самые протяженные магистрали мира, проблемы.

Появились первые мощенные камнем дорогие во Франции в 16 веке, они назывались шоссе.

1789 г - во Франции Н.Ф, Кюньо создал первую самоходку с паровым двигателем.

Лидеры по протяженности дорог: США, Индия и Бразилия

Преимущества: Недостатки:
· Автоперевозки грузов «от двери до двери»; · Высокая маневренность, гибкость, динамичность · Использование различных маршрутов и схем доставки · Отправка груза мелкими партиями; · Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика; · Обеспечивает регулярность поставки; · Наименее жесткие требования к упаковке товара. · Низкая производительность · Зависимость автомобильного транспорта от погодных и дорожных условий; · Относительно высокая себестоимость перевозок · Большое количество экологически вредных выбросов и шума отечественных автомобилей; · Срочность разгрузки; · Возможны хищения груза и угона автотранспорта; · Сравнительно малая грузоподъемность

Самые протяженные магистрали:

1. Мадрид-Иу, или «Новый шёлковый путь» (13 052 км)

2. Москва-Владивосток, или Транссибирская железнодорожная магистраль (9 289 км)

3. Москва-Пекин (8 984 км)

4. Дальневосточная железная дорога (6 826 км)

5. Горьковская железная дорога (5 296 км)

6. Лхаса-Гуанчжоу (4 980 км)

7. Инин-Шанхай (4 742 км)

8. Урумчи-Гуанчжоу (4 684 км)

9. Торонто-Ванкувер (4 466 км)

10. Чикаго – Лос-Анджелес (4 390 км)

Проблемы автомобильного вида транспорта:

1. Загрязнение окр. среду

2. Автодром развит очень плохо

3. Процент смерти людей связанный с ДТП растет.

18. Железнодорожный вид транспорта: преимущества и недостатки, крупнейшие регионы с наибольшей густотой железных дорог, проблемы.

Преимущества Недостатки
· Высокая провозная и пропускная способность; · Независимость от климатических условий, времени года и времени суток; · Высокая регулярность перевозок; · Удобная организация погрузочно-разгрузочных работ. · Сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов ж/д транспортом, а также наличие скидок.   · Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; · Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок; · Низкая скорость перемещения, поскольку грузовые составы вынуждены длительное время простаивать, чтобы пропустить пассажирские поезда. · В некоторые районы груз невозможно доставить исключительно по ж/д и перевозка становится мультимодальной.

Крупнейшие регионы с наибольшей густотой ж/д:


1. США 257 722 км

2. Китай 124 000 км

3. Россия 85 500 км

4. Индия 67 368 км

5. Канада 46 552 км

6. Германия 43 468 км

7. Австралия 38 445 км

8. Аргентина 36 966 км

9. ЮАР 31 000 км

10. Франция 29 901 км


Проблемы ж/д транспорта:

1.Плохое качество обслуживания транспорта

2.Низкая эффективность работы транспорта

3.Ж/д пути в плохом состоянии

4.Недостаточно безопасное функционирование

5.Плохая возможность коммуникации между точками А и Б ж/д транспорта

19. Авиационный вид транспорта: преимущества и недостатки, крупнейшие аэропорты, проблемы

Преимущества Недостатки
· Обеспечивает наивысшую скорость доставки грузов; · Наивысшая сохранность груза при доставке груза · Обеспечивает доставку грузов в удаленные и труднодоступные регионы; · Низкие затраты на тару и упаковку; · Низкие ставки страхования. · Высокая себестоимость перевозок Высокая капиталоемкость, материало - энергоемкость перевозок; · Зависимость от погодных условий; · Ограниченные объемы и габариты перевозимого груза.

 

Крупнейшие аэропорты:

1. Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта (США)

2. Международный аэропорт Пекин Столичный (Китай)

3. Международный аэропорт Дубай (ОАЭ)

4. Международный аэропорт О'Хара (США)

5. Международный аэропорт Токио (Япония)

6. Лондонский аэропорт Хитроу (Великобритания)

7. Международный аэропорт Лос-Анджелеса (США)

8. Международный аэропорт Гонконга (Китай)

9. Международный аэропорт имени Шарля де Голля (Франция)

10. Международный аэропорт Деллас/Форт - Уэрт (США)

 

Проблемы авиационного транспорта:

1. Воздушный транспорт (самолёты, вертолёты) наносит вред экологии из-за шума и выбросов в воздух отработавших топливных газов.

2. Частые аварийные посадки самолетов = плохое качество транспорта

3. Большие риски при перелете

20. Трубопроводный вид транспорта: преимущества и недостатки, самые протяженные трубопроводы мира, проблемы.

Преимущества Недостатки
1. Возможность повсеместной укладки трубопровода и массовой перекачки нефти и нефтепродуктов; 2. Меньшие расстояния перекачки, чем при транспортировке этих же грузов по речным путям и железным дорогам; 3. Низкая себестоимость транспортировки 4. Сохранность качества перекачиваемого продукта 5. Меньший расход металла, приходящийся на единицу перевозимого груза; 6..Достаточно высокий уровень производительности труда. 7. Полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу. 8. Малочисленность персонала 9. Независимость от климатических условий. 1. узкая специализация, 2. для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза.

 

 

Самые протяженные трубопроводы мира:

1. нефтепроводы:


· США (325 тыс км);

· Россия (66 тыс км);

· Канада (50 тыс км);

· Китай (8 тыс км);

· Саудовская Аравия (8 тыс км);

· Мексика (6 тыс км);

· Алжир (5 тыс км);

· Румыния (4 тыс км);

· Великобритания (4 тыс км).


2. газопроводы:


· США (440 тыс км);

· Россия (148 тыс км);

· Канада (95 тыс км);

· ФРГ (55 тыс км);

· Франция (30 тыс км);

· Италия (18 тыс км);

· Румыния (7 тыс км);

· Мексика (7 тыс км).


Проблемы трубопроводного вида транспорта:

  1. Устаревшая производственно-техническая база;
  2. Непригодность магистральных трубопроводов, построенных 20 - 30 лет назад;
  3. Применение старых технологий и оборудования
  4. Нехватка финансов на улучшение уже имеющихся конструкций и систем.

21. Внешние экономические связи. Экспорт, импорт товаров и услуг.

экспорт -происходит от лат. exporto, что в буквальном смысле означает вывозить товары и услуги из порта страны или государства.

импорт — ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и тому подобное на таможенную территорию государства или страны из-за границы без обязательств на обратный вывоз.

По объему экспорта и импорта Франция занимает четвертое место в мире после США, Германии и Японии. Она является вторым в мире после США экспортером услуг и продукции агропромышленного комплекса.

Во Франции находятся 8000 международных предприятий, в число которых входит 4000 промышленных

Поворот в политике произо­шел в 1983 г.. после завершения деба­тов о сохранении франка в Европей­ской валютной системе (СМЕ). выборе, сделанном в пользу Ев­ропы и, следовательно, курсе на интернационализацию француз­ской экономики.

Второе место по инвестированию за­нимает Северная Америка, обеспечива­ющая с 1985 г. 30% инвестиций. На аме­риканских предприятиях фабричного производства занято 250 000 человек (6% общей численности по данного сек­тора).

22. Международный туризм. Основные направления, центры, проблемы отрасли.

Виды туризма:

· рекреационный (2/5; Испания, Италия, США, Таиланд, Мексика, Греция)

· экскурсионный (Париж, Вена, Лондон, Прага, Берлин, Флоренция)

· круизный (Средиземное и Карибское моря и Восточная, Юго-Вост. Азия)

· этнический (поездки на родину предков)

· спортивный

· религиозный (поездки к местам паломничества)

· научный

· бизнес-туризм (1/3 всего туризма; США, Саудовская Аравия)

Проблемы:

1. Недостаток информации о существующих туристских маршрутах по области, туристских организациях, занимающихся организацией туров по области, и местах проживания на территории области;

2. Нехватка профессионально подготовленных кадров в индустрии туризма. (В сфере туризма области ощущается дефицит высококвалифицированных кадров - маркетологов, квалифицированных гидов и экскурсоводов. Недостаток профессиональных кадров, прежде всего, сказывается на качестве обслуживания туристов.

3. Одной из серьезных проблем является нежелание населения принимать туристов у себя на родине.

4. Слабое научное обеспечение сферы туризма

5. Недостаточно развитая туристская инфраструктура (придорожный сервис, развлекательные центры, объекты историко-культурного наследия).

6. В настоящее время остро стоит проблема недостатка мест в гостиницах области и их несоответствие мировым стандартам, а также слабое развитие придорожного сервиса и объектов общественного питания.

7. Недостаточно развитая транспортная инфраструктура.

23. Охарактеризуйте основные глобальные проблемы человеческого и геополитического положения.

Глобальные проблемы современности:

1. Проблема войны и мира

2. Демографическая проблема

3. Продовольственная проблема

4. Борьба с болезнями

5. Международный терроризм

6. Энергетическая проблема

7. Экологические проблемы

Современные российские политологи В. А. Энгельгардт и Л. Н. Самойлов предложили следующую классификацию глобальных проблем:

1. суперглобальные (общемировые) проблемы: предотвращение мировой ракетно-ядерной войны,

2. общепланетарные глобальные проблемы: сохранение благоприятных для человека природных условий; обеспечение человечества энергетическими и продовольственными ресурсами; обеспечение достойных условий существования быстро растущему населению афро-азиатского региона и преодоление «старения наций в развитых странах;

3. общечеловеческие (субглобальные) проблемы: неравномерность экономического развития и уровня жизни в разных странах и регионах, нищета.

24. Россия на политической карет мира. Изменения экономического и геополитического положения России на рубеже 20-21 веков. Охарактеризуйте влияние Россия на геополитическую ситуацию в мире.

1. Российская внешняя политика в конце ХХ в. стала более нацеленной на перспективу.

2. Россия вступила с непростым экономическим наследием, которое усугублялось падением престижа страны на мировой арене.

3. Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда зависят от факторов:

· уровень и динамика развития национальной экономики,

· степень ее открытости и вовлеченности в МРТ,

· прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей (ВЭС),

· умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни

· одновременно воздействовать на них в желаемом направлении.

4. Доля России в мировой торговле составляет около 2%. В последние годы наблюдается тенденция устойчивого роста внешнеторгового оборота: темпы роста экспорта превышают темпы увеличения мирового экспорта в целом. В товарной структуре российского экспорта сохраняется сырьевая направленность с преобладанием в ней энергоносителей. Из России вывозится:

· больше половины производимых в ней минеральных удобрений

· треть добываемой нефти и газа

· алмазов и драгоценных камней

· черных и цветных металлов

· химических удобрений и древесины

· производимого оружия,

· легковых автомобилей

5. Территориальная организация хозяйства страны понимается как пространственное сопряжение и взаимодействие инфраструктуры и непроизводственной сферы, основанное на рациональном использовании природных, материальных и трудовых ресурсов. Отражает принципиальные положения:

·отраслевые аспекты хоз-ва переплетаются между собой;

·территориальные особенности хозяйства определяются характером и степенью освоения имеющихся ресурсов;

·в условиях нашей страны с ее огромными расстояниями чрезвычайно большую роль играет сокращение транспортных расходов

Отрасли международной специализации — отрасли, в большой степени ориентированные на экспорт продукции и определяющие «лицо» страны в международном разделении труда.

25. Охарактеризуйте место России в мировом хозяйстве и географию отраслей международной специализации.

Определим отрасли специализации России в мировом хозяйстве:

1. Добыча газа, нефти, угля; производство электроэнергии, чугуна, стали, железной руды; пиломатериалов, минеральных удобрений, целлюлозы, древесины, а также продукции агропромышленного комплекса

2. Россия является одним из основных экспортеров алюминия и никеля на мировой рынок.

Около 60 % добытой в России нефти экспортируется.

Основные импортеры российской нефти:

· страны Европы,

· США

· Канада.

Основным принципом участия России в международном географическом разделении труда в новых условиях рыночной экономики является экономическая выгода, т. е.прибыль. Активный торговый баланс стимулирует экономический рост, занятость населения, его доходы, уровень жизни.

В структуре экспорта России в настоящее время основную роль играет сырье. Для восстановления позиций России на мировом рынке необходимо, чтобы все отрасли национальной экономики приспособились к потребностям мирового рынка, производя качественные товары.

Огромные запасы полезных ископаемых расположены в отдаленных и труднодоступных районах. И соответственно затраты на производство любых товаров в нашей стране почти в два раза выше, чем в Европе, а добыча нефти обходится в шесть-семь раз дороже, чем в странах Персидского залива.

· Россия и Туркменистан участвуют в строительстве новых автомобильных и ж/д дорог по восточному берегу Каспия. Россия участвует в поиске и подготовке к эксплуатации газовых месторождений Туркмении.

· Более 2/3 добываемой в России нефти приходится на месторождения Западной Сибири (Тюменская обл. и Ханты-Мансийский автономный округ).

· 90 % российского природного газа добывается на севере Западной Сибири - в Ямало-Ненецком автономном округе: Уренгой, Ямбу рг, Медвежье. Второй по значимости район газодобычи - Южный Урал (Оренбургская область).

· Заключено соглашение с Эстонией о сотрудничестве по строительству нефтетерминала в Таллинне.

· По территории Литвы проходят энергетические сети, соединяющие ее с Калининградской областью России.

· По территории Украины из России в Европу проходят важные межгосударственные коммуникации, эксплуатация которых ведется совместными усилиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: