Меры, принимаемые по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, после приостановления предварительного следствия.




Тема 5. Приостановление возобновление предварительного следствия

Понятие и значение приостановления предварительного следствия.

Приостановление предварительного следствия — это времен­ное прекращение досудебных уголовно-процессуальных отно­шений, обусловленное объективно сложившимися обстоятель­ствами, исключающими возможность производства следствен­ных действий и иных процессуальных мероприятий с участием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственно­сти.

Таким образом, основания для приостановления предвари­тельного расследования всегда представляют собой объектив­ные, не зависящие от волеизъявления органов дознания или предварительного следствия обстоятельства, сопряженные с от­сутствием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответ­ственности.

Основания и условия приостановления предварительного следствия.

Предварительное следствие может быть приостановлено только при наличии указанных в законе оснований и только при выполнении предусмотренных законом условий.

Основания приостановления предварительного следствия – это фактические обстоятельства, которые препятствуют его продолжению и окончанию. Они перечислены в ч. 1 ст. 208 УПК.

Предварительное расследование приостанавливается только в случаях: 1) когда не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого; 2) если обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам; 3) когда место нахождения обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в уголовном деле; 4) временного тяжелого заболевания подозреваемого, удостоверенного медицинским заключением, что препятствует его участию в следственных или иных процессуальных действиях.

Условиями приостановления предварительного следствия являются:

– выполнение всех необходимых и возможных в отсутствии обвиняемого следственных действий, доказанность события преступления и участия в нем определенного лица;

– истечение срока предварительного следствия, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено либо если обвиняемый скрылся от следствия или же место его нахождения не установлено по иным причинам;

– принятие всех процессуальных и оперативно-розыскных мер для обнаружения обвиняемого или установления лица, совершившего преступление.

Порядок и процессуальное оформление приостановления предварительного следствия.

Процессуальный порядок приостановления предварительного расследования обладает определенной спецификой в зависимости от основания. Общую процедуру приостановления можно условно разделить на ряд этапов:

  1. изучение материалов уголовного дела в целях установления оснований приостановления, указанных в п. 1-4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ;
  2. определение наличия процессуальных условий, при которых возможно приостановление предварительного расследования по тому или иному основанию;
  3. составление постановления о приостановлении предварительного следствия или дознания;
  4. разрешение сопутствующих вопросов;
  5. уведомление участников уголовного судопроизводства о приостановлении производства по уголовному делу;
  6. принятие мер по устранению обстоятельств, послуживших основанием приостановления предварительного расследования.

Меры, принимаемые следователем по установлению места нахождения подозреваемого и обвиняемого, а также по их розыску во время производства предварительного следствия и после его приостановления.

После приостановления предварительного следствия следователь принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, установлению места нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску. Но после приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается (ст. 209 УПК).

Розыск подозреваемого, обвиняемого, правовые основания которого предусмотрены ст. 210 УПК, может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление. Однако в любом случае следователь не освобождается от обязанности проводить розыскные действия.

Розыск подозреваемою или обвиняемого, объявленный во время производства предварительного следствия, представляет собой совокупность следственных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемого лица.

Производство следственных и розыскных действий относится к компетенции следователя. Однако розыскные действия может производить и орган дознания по поручению следователя в соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК. Оперативно-розыскные мероприятия могут производиться только органами дознания, субъектами оперативно-розыскной деятельности, указанными в ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Розыскная деятельность следователя и органа дознания должна отвечать следующим требованиям:

1) розыскные действия по обнаружению и задержанию подозреваемого начинаются с начала производства предварительного следствия;

2) розыск подозреваемого или обвиняемого осуществляется непрерывно и планомерно. Собрав необходимые сведения о разыскиваемом подозре-

ваемом или обвиняемом, следователь и орган дознания анализируют их и строят розыскные версии, т.е. предположения о возможном местонахождении подозреваемого или обвиняемого;

3) после построения розыскных версий определяются пути и средства их проверки;

4) деятельность по розыску ведется в тесном взаимодействии следователя и органа дознания. План совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий подлежит своевременной корректировке с учетом складывающейся следственной ситуации.

Розыск лица, совершившего преступление, является необходимым условием, обеспечивающим неотвратимость наказания за содеянное. Поэтому вся деятельность следователя и органа дознания по розыску такого лица должна строиться на основе совместно разработанного плана и постоянного обмена поступающей следственной и оперативной информацией.

В зависимости от характера совершенного преступления и сложившейся следственной ситуации розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого может проводиться в местах вероятного его нахождения или на всей территории России. В связи с этим розыск подразделяется на местный и федеральный. Кроме этого, существует и третий вид розыска – международный.

Под местным розыском понимается совокупность следственных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых следователем и органами дознания в местах вероятного нахождения разыскиваемого подозреваемого или обвиняемого.

Федеральный розыск – это комплекс оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами дознания на всей территории Российской Федерации. Этот вид розыска производится, как правило, по приостановленному уголовному делу. Он ведется на всей территории России, поскольку у субъектов, его осуществляющих, отсутствуют данные, которые бы свидетельствовали о вероятном местонахождении подозреваемого или обвиняемого.

Органы дознания, которым поручено производство розыска, обеспечиваются сведениями о личности и опознавательными фотографиями разыскиваемого подозреваемого или обвиняемого, а также розыскными ориентировками, составляемыми в соответствии с правилами описания внешности человека по методу "словесного портрета".

Международный розыск – это розыск лица, совершившего преступление на территории Российской Федерации, скрывшегося от органов предварительного расследования и находящегося на территории иностранного государства. Он объявляется Генеральным секретариатом Интерпола[1] по просьбе национальных центральных бюро, в том числе Национального центрального бюро Российской Федерации. Выдача лица для уголовного преследования и исполнения приговора регулируется гл. 54 УПК.

На начальном этапе расследования розыск подозреваемого, скрывшегося с места происшествия, производится но "горячим" следам в целях быстрого раскрытия преступления. Сюда относятся следующие оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые параллельно с осмотром места происшествия или непосредственно после его проведения: преследование (погоня), прочесывание (обследование) местности, заградительные действия, оцепление (блокирование), обход, облет, засада, захват.

Преследование осуществляется тогда, когда есть основания полагать, что с момента совершения преступления прошло мало времени и разыскиваемый не успел далеко уйти. Направление преследования определяется с учетом имеющихся исходных данных и выдвинутых розыскных версий. Преследование должно начинаться сразу же при поступлении информации, полученной в ходе осмотра места происшествия, а также данных, свидетельствующих о направлении, в котором скрылся разыскиваемый. В преследовании по "горячим" следам целесообразно использовать служебно-розыскную собаку.

Прочесывание местности применяется в тех случаях, когда имеются данные, свидетельствующие о том, что на определенном участке открытой местности может скрываться разыскиваемый.

Заградительные действия состоят в наблюдении за маршрутами, которыми мог воспользоваться разыскиваемый. Участники этих мероприятий снабжаются розыскными ориентировками и опознавательными фотографиями.

Оцепление производится при наличии данных, указывающих на то, что разыскиваемый скрывается в определенном месте или объекте. Сотрудники органа дознания, участвующие в оцеплении, должны иметь представление о характере территории и расположения на ней объекта.

Обход и облет (на вертолете) применяются в случаях, когда предполагается, что разыскиваемый находится на определенной территории или в лесной местности, используя ее для скрытого движения.

Засада, т.е. скрытое наблюдение за местом вероятного появления разыскиваемого, например, в квартире его родственников или знакомых. При появлении разыскиваемого осуществляется его захват с применением физической силы и специальных средств, не позволяющих ему оказать сопротивление при задержании, особенно вооруженное. Участники захвата должны действовать внезапно, решительно, без малейшего промедления, чтобы парализовать сопротивление задерживаемого.

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, допускается при наличии одного из оснований, предусмотренных ст. 91 УПК. При этом следователь, дознаватель вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

С точки зрения тактики задержание должно быть неожиданным для задерживаемого и проводиться в таких местах, где наиболее возможно парализовать его сопротивление. Организация задержания имеет некоторые особенности в зависимости от того, задерживается ли одно или несколько лиц, находятся ли они в одном или разных местах. Задержание всех соучастников преступления, находящихся в разных местах, должно осуществляться в одно и то же время, быстро и решительно. Немедленно по задержании производится личный обыск задержанного с целью обнаружения и изъятия оружия, наркотиков, предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела. Тактика проведения задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, обусловливает его различные виды.

Задержание с поличным осуществляется в момент совершения преступления или непосредственно после сто совершения. В частности, оно может быть произведено тогда, когда известно, что в определенном месте и в определенное время совершаются или совершены преступные действия конкретными или неизвестными лицами.

По времени проведения задержание может быть одновременным, когда лица, подлежащие привлечению по одному и тому же уголовному делу и находящиеся в разных местах, задерживаются в один и тот же день и час, и неодновременным, т.е. осуществляемым в разное время.

С учетом ситуаций, возникающих при задержании, и позиции лиц, его производящих, оно может быть гласным и негласным, с предварительной подготовкой и без таковой.

Нередки случаи производства задержания без предварительной подготовки – непосредственно на месте совершения преступления, в обстановке, созданной самим событием преступления. Такое задержание производится гласно, наличными силами, прибывшими к месту совершения преступления. Негласное задержание осуществляется специально созданной оперативно-розыскной группой, причем с предварительной подготовкой, необходимость осуществления которой обусловливается совершением тяжких и особо тяжких преступлений группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

По месту производства различают задержание: 1) на открытой местности; 2) в помещении (по месту жительства, работы и др.); 3) на транспорте.

В соответствии с ч. 4 ст. 210 УПК при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения, а в случаях, установленных ст. 108 УПК, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

Меры, принимаемые по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, после приостановления предварительного следствия.

Приостановление предварительного следствия по причине неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, в сущности, означает признание, что следствие зашло в тупик и преступление раскрыть в установленный срок не удалось. В связи с этим закон в таком случае обязывает следователя принимать меры по раскрытию преступления и установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
В связи со значительным количеством таких случаев (в наши дни приостанавливается производство примерно по половине всех возбужденных уголовных дел) уже давно идет поиск рациональных форм организации предварительного расследования с учетом опыта других стран и нашего отечественного.
Во избежание подобного рода тупиковых ситуаций, стремясь повысить уровень раскрываемости преступлений, предварительное (досудебное) производство в ряде стран мира обычно стараются конструировать таким образом, чтобы раскрытие преступлений и досудебное изобличение виновных осуществлялось специализированной полицией, которая в одних странах (к примеру, во Франции) именуется судебной, а в других (например, в ФРГ) - криминальной. Раскрытие сложных и наиболее опасных преступлений в таком случае осуществляется не следователем, вооруженным по преимуществу теми средствами и методами, которые предоставляет в его распоряжение УПК, но специализированной полицией. Причем применяет такая полиция при установлении лиц, подлежащих уголовному преследованию, а также при добывании изобличающей этих лиц информации наряду с процессуальными также оперативно-розыскные средства и методы. На основе добытой такими путями информации и осуществляется затем преследование установленных полицией лиц в суде.
Действующее в наши дни законодательство, однако, в данном отношении устанавливает иной порядок. Оно после приостановления предварительного следствия в случае неустановления обвиняемого, в сущности, всю ответственность за раскрытие преступления и установление подлежащего привлечению к уголовной ответственности лица возлагает на следователя, обязывая именно последнего "принимать как непосредственно, так и через органы дознания меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого" (п. 4 ч 2 ст. 38 УПК). А это в значительной мере "расхолаживает" органы дознания, в том числе при осуществлении установления и розыска обвиняемых.
Чтобы хоть как-то свести к минимуму негативные последствия сложившихся взаимоотношений между следователями и органами дознания, уголовно-процессуальный закон предусматривает ряд общих положений, призванных обеспечивать взаимодействие при установлении обвиняемых и их розыске. В частности, он предоставляет следователю право давать органам дознания поручения и указания; на органы дознания возлагается при этом обязанность продолжать "принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах" (ч. 4 ст. 157 УПК). Предусмотрена также возможность включения в состав следственных групп должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 163 УПК). Следователи наделены правом привлекать должностных лиц этих органов к участию в следственных действиях (ч. 7 ст. 164 УПК).
6. Возобновление приостановленного предварительного следствия: условия и процессуальный порядок

Возобновление приостановленного предварительного следст­вия — это процессуальная процедура, которая заключается в восстановлении всех ранее приостановленных правоотношений ввиду устранения обстоятельств, исключающих возможность участия в уголовном деле лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, или ввиду появления новых об­стоятельств, требующих производства ряда процессуальных ме­роприятий без его участия.

Так, согласно ч. 1 ст. 211 УПК предварительное расследова­ние возобновляется в случаях, если:

 

    1. отпали основания его приостановления;
    2. возникла необходимость производства но­вых следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого или обвиняемого.

Решение о во­зобновлении производства по уголовному делу оформляется со­ответствующим постановлением следователя (дознавателя). О возобновлении предварительного расследования сообщается подозреваемому, обвиняемому, защитнику, потерпевшему и другим заинтересованным лицам, а также прокурору.

Уголовное дело может быть также возобновлено на основа­нии постановления руководителя следственного органа — для предварительного следствия (ч. 2 ст. 211 УПК) либо прокурора или руководителя подразделения дознания — для дознания (ч. З ст. 223 УПК), в связи с отменой постановления следова­теля (дознавателя) о приостановлении предварительного рас­следования.

По возобновленному уголовному делу органы дознания и предварительного следствия имеют право в пределах своей компетенции производить все предусмотренные уголовно-про­цессуальным законодательством процессуальные мероприятия и принимать процессуальные решения.

При исчислении сроков расследования по возобновленному уголовному делу не прини­мается во внимание тот период, на который производство предварительного расследования было приостановлено.

А в случае если все ранее установленные сроки истеки, следователь (дознаватель) после возобновления уголовного дела может на­править ходатайство о предоставлении срока дополнительного следствия в порядке ч. 6 ст. 162 УПК.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: