РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
«ИСТОРИЯ »
основной профессиональной образовательной программы
Направление подготовки бакалавра
20.03.01 - Техносферная безопасность
Тип образовательной программы
Академический бакалавриат
Форма обучения
Очная / заочная
Санкт-Петербург
Автор
Доцент | ____________________ (подпись) | Гарявин А. Н. (Фамилия И.О.) |
Рассмотрена на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин от ____________20__ г., протокол № ___.
Заведующий кафедрой | ____________________ (подпись) | Арефьев М.А. (Фамилия И.О.) |
Одобрена на заседании учебно-методической комиссии по направлению подготовки 20.03.01 - Техносферная безопасность от ____________20__ г., протокол № ___.
Председатель УМК | ____________________ (подпись) | ____________________ (Фамилия И.О.) |
СОГЛАСОВАНО
Зав. библиотекой | ____________________ (подпись) | Позубенко Н.А. | |
Директор Центра информатизации и дистанционных технологий | ____________________ (подпись) | Чижиков А.С. | |
СОДЕРЖАНИЕ | |||
1 Цели освоения дисциплины……….………………………………..С. 4 | |||
2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………………… ………………….С.4 | |||
3 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы…………………………………………………С.6 | |||
4 Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся………………………………………………………………… С.8 | |||
5 Содержание дисциплины, структурируемое по темам (разделам) с указанием отведенных на них количества академических часов и видов учебных занятий……………………………………………………………….С.8 | |||
6 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине………….…………………………. С.66 | |||
7 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………….…………………………………… С.66 | |||
8 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины………………………………… С.66 | |||
9 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины……………………С.67 10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ………….…………………………………………………………………… С.68 11 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем…………………………………………………………………………С.71. 12 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине………………………………………………………………………С.71 |
|
1. Цели освоения дисциплины:
Основной целью преподавания курса «История» является формирование устойчивого представления об истории нашей страны, о ее основных этапах, понятиях, хронологии, исторических источниках. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области, а также расширение общегуманитарного кругозора дает возможность студентам успешно реализовывать их в своей практической деятельности.
|
Задачи изучения дисциплины:
– получение студентами целостной системы знаний о различных проблемах отечественной истории с древнейших времен до конца ХХ века;
– сформировать представление об основных этапах российской государственности, изменении структур органов государственной власти и управления;
– вызвать интерес и воспитать уважение к родной истории, к сложному и противоречивому историческому пути России;
– способствовать преодолению догматического подхода к отдельным сложным вопросам отечественной истории;
– формировать у студентов критическое отношение к околонаучным взглядам и гипотезам претендующим на истину, получившим в настоящее время широкое распространение в популярной литературе;
– на примере богатейшего исторического материала привить чувство сопричастности судьбам Отечества, способствовать формированию национально-государственной самоидентичности и чувства патриотизма.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:
Дисциплина «История » участвует в формировании следующих компетенций:
1) владением компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);
2) владением компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности) (ОК-3);
|
3) владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью (ОК-5);
В результате освоения компетенции ОК-2 обучающийся должен:
знать: теоретические основы исторического познания, методы исторической науки, ее социальные функции;
- движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в истории;
- понятийно-терминологический аппарат исторической науки;
- основные вехи становления и развития отечественной исторической науки;
- дискуссионные проблемы отечественной истории;
- основные этапы, ключевые события отечественной истории, их хронологию;
- системы ценностей и важнейшие достижения, характеризующие историческое развитие России и отражающие ее социокультурное своеобразие;
- имена выдающихся деятелей России, их вклад в развитие страны;
- место и роль России в контексте всемирно-исторического процесса;
- взаимосвязь научно-технического прогресса и развития общества, вклад российской науки в мировую.
уметь:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
владеть: навыками научной аргументации при отстаивании собственной позиции по вопросам истории, в том числе и в публичных выступлениях;
- способами оценивания исторического опыта;
- навыками составления библиографии, историографического анализа, анализа исторических источников;
- навыками рефлексии, адекватного оценивания результатов своей деятельности.
В результате освоения компетенции ОК-3 обучающийся должен:
знать: права и обязанности гражданина РФ;
- ключевые понятия в сфере гражданственности (человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы).
Уметь: исполнять гражданские обязанности;
- критически мыслить;
- анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми;
- уметь пользоваться своими правами и защищать их,
- уважать права других,
- уметь находить компромисс, иметь свою жизненную позицию.
Владеть: гражданскими знаниями и демократическими процедурами,
- навыками участвовать в общественно - политической жизни,
- осознанием сопричастности интересам общества и государства;
- чувством патриотизма и собственного достоинства.
В результате освоения компетенции ОК-5 обучающийся должен:
знать: национально-культурные особенности различных народов и культур и их отражение в образе жизни людей; особенности национальной ментальности и духовные ценности; общие закономерности исторического и культурного развития различных стран и народов в современный период.
уметь: объективно оценивать культурные феномены различных народов и стран; с позиций общечеловеческих ценностей интерпретировать культурные и исторические эпизоды и реалии при общении; умением понимать культурные разнообразия с позиций историко-политических отличий; находить точки соприкосновения используя исторические знания.
владеть: умением сравнивать особенности исторического и культурного различных народов и стран; умением восприятия их национально-специфических особенностей; умением интерпретировать национально-специфические особенности с помощью образов своего национального сознания; умением проследить исторически складывающиеся отношения России с другими странами.
3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебный цикл – Б.1
Учебная дисциплина «История» включена Министерством образования и науки РФ в учебный план для студентов высших учебных заведений. Этот курс призван не только познакомить студентов с историческим прошлым российской государственности, но и привить им навыки работы с многообразным исследовательским литературным комплексом, справочными пособиями и документальными материалами. Курс истории для бакалавров очного отделения направления «Техносферная безопасность», по которой ведется образовательная деятельность в Санкт-Петербургском государственном аграрном университете, построен по проблемно-хронологическому принципу и предусматривает лекционно-семинарскую методику проведения занятий.
3.1 Для изучения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Поскольку преподавание курса истории ведется во 2 семестре, а другие гуманитарные дисциплины начинаются позже, то оно базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных в рамках изученного учебного предмета «История» по программе общего среднего образования:
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
-историческую обусловленность современных общественных процессов;
-особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Владеть: навыками использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
3.2 Перечень последующих дисциплин, практик, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной дисциплиной:
1) Б1.В. ДВ. 9.1. Социология и политология
2) Б1.В. ДВ.9.2. Культурология
4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы /108 часов.
Объем дисциплины (модуля)
очная форма обучения
Виды учебной деятельности | 1й семестр | 2й семестр | Всего, часов |
Общая трудоемкость | - | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в т. ч. | - | ||
Занятия лекционного типа | - | ||
Занятия семинарского типа | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Форма промежуточной аттестации | экзамен |
заочная форма обучения
Виды учебной деятельности | № семестра | № семестра | Всего, часов |
Общая трудоемкость | - | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в т. ч. | - | ||
Занятия лекционного типа | - | ||
Занятия семинарского типа | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Форма промежуточной аттестации | экзамен |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенных на них количества академических часов и видов учебных занятий