РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. 1. Цели освоения дисциплины




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

«ИСТОРИЯ »

основной профессиональной образовательной программы

 

Направление подготовки бакалавра

 

20.03.01 - Техносферная безопасность

 

Тип образовательной программы

Академический бакалавриат

 

Форма обучения

Очная / заочная

 

Санкт-Петербург

Автор

  Доцент     ____________________ (подпись)   Гарявин А. Н. (Фамилия И.О.)

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин от ____________20__ г., протокол № ___.

 

 

  Заведующий кафедрой   ____________________ (подпись)   Арефьев М.А. (Фамилия И.О.)
     

 

Одобрена на заседании учебно-методической комиссии по направлению подготовки 20.03.01 - Техносферная безопасность от ____________20__ г., протокол № ___.

 

  Председатель УМК   ____________________ (подпись)   ____________________ (Фамилия И.О.)

 

СОГЛАСОВАНО

 

 

Зав. библиотекой ____________________ (подпись) Позубенко Н.А.      
Директор Центра информатизации и дистанционных технологий   ____________________ (подпись) Чижиков А.С.      
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цели освоения дисциплины……….………………………………..С. 4
2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………………… ………………….С.4
3 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы…………………………………………………С.6
4 Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся………………………………………………………………… С.8
5 Содержание дисциплины, структурируемое по темам (разделам) с указанием отведенных на них количества академических часов и видов учебных занятий……………………………………………………………….С.8
6 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине………….…………………………. С.66
7 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………….…………………………………… С.66
8 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины………………………………… С.66
9 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины……………………С.67 10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ………….…………………………………………………………………… С.68 11 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем…………………………………………………………………………С.71. 12 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине………………………………………………………………………С.71  

 

 

1. Цели освоения дисциплины:

Основной целью преподавания курса «История» является формирование устойчивого представления об истории нашей страны, о ее основных этапах, понятиях, хронологии, исторических источниках. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области, а также расширение общегуманитарного кругозора дает возможность студентам успешно реализовывать их в своей практической деятельности.

 

Задачи изучения дисциплины:

– получение студентами целостной системы знаний о различных проблемах отечественной истории с древнейших времен до конца ХХ века;

– сформировать представление об основных этапах российской государственности, изменении структур органов государственной власти и управления;

– вызвать интерес и воспитать уважение к родной истории, к сложному и противоречивому историческому пути России;

– способствовать преодолению догматического подхода к отдельным сложным вопросам отечественной истории;

– формировать у студентов критическое отношение к околонаучным взглядам и гипотезам претендующим на истину, получившим в настоящее время широкое распространение в популярной литературе;

– на примере богатейшего исторического материала привить чувство сопричастности судьбам Отечества, способствовать формированию национально-государственной самоидентичности и чувства патриотизма.

 

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:

 

Дисциплина «История » участвует в формировании следующих компетенций:

1) владением компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);

2) владением компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности) (ОК-3);

3) владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью (ОК-5);

В результате освоения компетенции ОК-2 обучающийся должен:

 

знать: теоретические основы исторического познания, методы исторической науки, ее социальные функции;

- движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в истории;

- понятийно-терминологический аппарат исторической науки;

- основные вехи становления и развития отечественной исторической науки;

- дискуссионные проблемы отечественной истории;

- основные этапы, ключевые события отечественной истории, их хронологию;

- системы ценностей и важнейшие достижения, характеризующие историческое развитие России и отражающие ее социокультурное своеобразие;

- имена выдающихся деятелей России, их вклад в развитие страны;

- место и роль России в контексте всемирно-исторического процесса;

- взаимосвязь научно-технического прогресса и развития общества, вклад российской науки в мировую.

 

уметь:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

 

владеть: навыками научной аргументации при отстаивании собственной позиции по вопросам истории, в том числе и в публичных выступлениях;

- способами оценивания исторического опыта;

- навыками составления библиографии, историографического анализа, анализа исторических источников;

- навыками рефлексии, адекватного оценивания результатов своей деятельности.

В результате освоения компетенции ОК-3 обучающийся должен:

знать: права и обязанности гражданина РФ;

- ключевые понятия в сфере гражданственности (человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы).

 

Уметь: исполнять гражданские обязанности;

- критически мыслить;

- анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми;

- уметь пользоваться своими правами и защищать их,

- уважать права других,

- уметь находить компромисс, иметь свою жизненную позицию.

 

Владеть: гражданскими знаниями и демократическими процедурами,

- навыками участвовать в общественно - политической жизни,

- осознанием сопричастности интересам общества и государства;

- чувством патриотизма и собственного достоинства.

 

В результате освоения компетенции ОК-5 обучающийся должен:

 

знать: национально-культурные особенности различных народов и культур и их отражение в образе жизни людей; особенности национальной ментальности и духовные ценности; общие закономерности исторического и культурного развития различных стран и народов в современный период.

 

уметь: объективно оценивать культурные феномены различных народов и стран; с позиций общечеловеческих ценностей интерпретировать культурные и исторические эпизоды и реалии при общении; умением понимать культурные разнообразия с позиций историко-политических отличий; находить точки соприкосновения используя исторические знания.

 

владеть: умением сравнивать особенности исторического и культурного различных народов и стран; умением восприятия их национально-специфических особенностей; умением интерпретировать национально-специфические особенности с помощью образов своего национального сознания; умением проследить исторически складывающиеся отношения России с другими странами.

 

 

3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

 

Учебный цикл – Б.1

 

Учебная дисциплина «История» включена Министерством образования и науки РФ в учебный план для студентов высших учебных заведений. Этот курс призван не только познакомить студентов с историческим прошлым российской государственности, но и привить им навыки работы с многообразным исследовательским литературным комплексом, справочными пособиями и документальными материалами. Курс истории для бакалавров очного отделения направления «Техносферная безопасность», по которой ведется образовательная деятельность в Санкт-Петербургском государственном аграрном университете, построен по проблемно-хронологическому принципу и предусматривает лекционно-семинарскую методику проведения занятий.

 

3.1 Для изучения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

 

Поскольку преподавание курса истории ведется во 2 семестре, а другие гуманитарные дисциплины начинаются позже, то оно базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных в рамках изученного учебного предмета «История» по программе общего среднего образования:

 

знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

-историческую обусловленность современных общественных процессов;

-особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Владеть: навыками использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

 

3.2 Перечень последующих дисциплин, практик, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной дисциплиной:

 

1) Б1.В. ДВ. 9.1. Социология и политология

2) Б1.В. ДВ.9.2. Культурология

 

4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы /108 часов.

Объем дисциплины (модуля)

очная форма обучения

Виды учебной деятельности 1й семестр 2й семестр Всего, часов
Общая трудоемкость   -  
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в т. ч.   -  
Занятия лекционного типа   -  
Занятия семинарского типа   -  
Самостоятельная работа обучающихся   -  
Форма промежуточной аттестации экзамен    

 

заочная форма обучения

Виды учебной деятельности № семестра № семестра Всего, часов
Общая трудоемкость   -  
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в т. ч.   -  
Занятия лекционного типа   -  
Занятия семинарского типа   -  
Самостоятельная работа обучающихся   -  
Форма промежуточной аттестации экзамен    

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенных на них количества академических часов и видов учебных занятий

 

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Вид учебного занятия Количество часов
очная форма заочная форма
  Введение в дисциплину. История как наука Что такое история, её предмет, задачи и источники, хронологические и территориальные рамки. История как действительность и история как наука. Своеобразие исторического познания. Трудности получения адекватного знания о прошлом. Проблема объективности исторического познания. Историзм как способ мышления и как принцип научного познания. Его основополагающее значение в системе гуманитарного знания. Место истории в системе гуманитарных и естественных наук. Роль изучения и преподавания истории в формировании исторического сознания. Принцип системности в изучении истории. Методы исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению прошлого и их соотношение. Общенаучные методы и их место в историческом исследовании. Классификация и типологизация в исторических исследованиях. Системный подход и системный анализ. Сравнительно-исторический и историко-типологический методы. Источниковедение отечественной истории. Исторические источники и их классификация. Развитие исторических знаний в античности и средневековье. «Научная революция» Нового времени. Становление истории как науки и как учебной дисциплины. Понятие историографии. Роль историографии в системе исторических дисциплин. Периодизация развития исторических знаний в России: «летописный» период; дворянская историография XVIII – начала XIX вв.; буржуазная историография XIX – начала XX вв.; утверждение марксизма в качестве официальной методологии истории после 1917 г.; современная историография. Выдающиеся отечественные историки: В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), Н. М. Карамзин (1766-1826 гг.), Н. И. Костомаров (1817-1885 гг.), С. М. Соловьёв (1820-1879 гг.), В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), М. Н. Покровский (1868-1932 гг.), Б. Д. Греков (1882-1953 гг.), Б. А. Романов (1889-1957 гг.), Л. В. Черепнин (1905-1977 гг.), Б. А. Рыбаков (1908-2001 гг.), Л. Н. Гумилёв (1912-1992 гг.), А. А. Зимин (1920-1980 гг.), Р. Ш. Ганелин (1926-2013 гг.), Ю. Д. Марголис (1930-1996 гг.), В. И. Старцев (1931-2000 гг.), Е. Р. Ольховский (1931-2003 гг.), Р. Г. Скрынников (1931-2009 гг.), Б. В. Ананьич (1931-2015 гг.), И. Я. Фроянов (род. 1936 г.), С. Г. Кащенко (род. 1949 г.), М. Ф. Флоринский (род. 1952 г.). Лекции    
Практические занятия -
Самостоятельная работа          
  Древняя Русь Древние авторы о славянах. Историческая наука о происхождении славян (миграционная и автохтонная концепции). Венеды, анты, склавины. Славянские племена в Восточной Европе. Славянские земледельческие поселения. Взаимоотношения земледельцев и кочевников. «Великое переселение народов» и участие в нем славян. Складывание союзов племен у славян. Взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар. Основные занятия и образ жизни восточных славян. Перемены в хозяйстве и общественной жизни. Соседская община. Образование двух центров объединения восточных славян. Язычество восточных славян. Тенденции становления государства у восточных славян.Условия и причины образования древнерусского государства. «Норманнская теория» и ее современная оценка.Норманисты и антинорманисты о происхождении термина «русь» и о вкладе норманнов в становление древнерусской государственности. Восточно-Европейская (Великая Русская) равнина как территория расселения восточных славян. Путь «из варяг в греки». Великий Волжский путь. Рюрик. Объединение Олегом двух русских государственных центров. Обложение данью восточнославянских союзов племен. Походы Олега на Византию. Князь Игорь. Полюдье. Действия княгини Ольги по укреплению государства. Налоговая реформа Ольги: погосты, уроки. Князь Святослав, его походы и завоевания. Принятие православия и становление восточно-христианской цивилизации. Причины и последствия крещения Руси. Владимир I Святославович. Противоборство и сотрудничество Руси и Византии.Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда» – первый письменный свод законов Древнерусского государства. Социально-экономическое и социально-политическое развитие Киевской Руси. Княжеская власть и формирование институтов государственной власти Киевской Руси.Возникновение феодальной земельной собственности. Вотчина. Взгляды историков на социально-экономический строй Древней Руси: рабовладельческий, переходный, феодальный. Основные категории населения Руси. Города, городское население, торговля и ее роль в экономике страны. Организация Русской православной церкви. Митрополит Иларион. Зарождение монашества на Руси. Киево-Печерский монастырь. Междукняжеские усобицы. Русь и соседние народы.Любечский съезд князей и значение его решений для развития страны. Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. «Поучение» сыновьям. Лекции  
Практические занятия    
Самостоятельная работа          
  Политическая раздробленность. Борьба за независимость и объединение русских земель в XIII – начале XVI вв. Распад Киевской Руси. Природно-экономические, социальные и политические причины распада. Положительные и отрицательные последствия периода раздробленности. Образование самостоятельных княжеств и земель. Причины славянской колонизации Северо-Восточной Pycи. Князь Юрий Долгорукий. Основание Москвы. Политика князя Андрея Боголюбского по усилению княжеской власти. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества при Всеволоде Большое Гнездо. Политическое и династическое противоборство в Галицко-Волынском княжестве.Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславович. Даниил Романович Галицкий. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Вече. Полномочия князя, посадника, тысяцкого и архиепископа. Структура новгородского городского управления: концы, улицы, кончанские и уличанские старосты. Тенденция к складыванию централизованного государства в наиболее развитых княжествах. Католическая экспансия и борьба русского народа со шведскими и немецкими завоевателями.Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский и его политика «умиротворения» и «союзничества». Держава Чингисхана и походы монголов в Китай и Среднюю Азию. Первые стычки между монголами и русскими, трагедия на Калке. Батыево нашествие. Завоевание русских земель и образование Золотой Орды. Особенности ордынского ига. Взаимоотношения Орды и княжеств Северо-Восточной Руси – отношения «сюзерен – вассал». Взгляды историков на понятие «монголо-татарское иго». Великое княжество Литовское и Русское. Социально-экономическое и политическое положение Московского княжества. Геополитические и природно-климатические условия образования единого государства. Значение Московско-Владимирского великого княжества в объединительных процессах XIV-XV вв. Особенности формирования институтов власти, политической и церковной элиты. Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование великорусской народности.Иван I Калита. Дмитрий Донской. Борьба с Золотой Ордой. Куликовская битва. Династические распри в Московском княжестве: феодальная война второй четверти XV в. Правление Василия II Темного. Иван III – первый «государь всея Руси». Присоединение Ярославского княжества, Новгорода, Твери, Пскова, Смоленска и Рязани к Москве. «Стояние» на Угре войск Ивана III и хана Ахмеда. Государственное устройство Московского государства: Боярская дума, приказы, местное управление. Начало складывания самодержавной власти. Судебник 1497 г. Начало юридического оформления крепостного права.Развитие вотчинного и поместного землевладения и усиление социальной эксплуатации.Компромисс государства с церковью. Церковь и ереси. Нестяжатели и иосифляне. Политическая теория «Москва – Третий Рим» и ее вклад в обоснование самодержавия и имперских амбиций. Завершение процесса территориальной и политической централизации при Василии III. Социальный строй в XV – начале XVI вв.: двор и войско, российское крестьянство, «гости» и ремесленники в городской среде. Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа          
  Русское единое государство в середине XVI-XVII вв. Развитие вотчинного и поместного землевладения и усиления социальной эксплуатации. Начало юридического оформления крепостного права. Становление и укрепление русского государства. Начало правления Ивана IV Грозного. Правление Елены Глинской и боярский произвол в 30-х – 40-х гг. XVI в. Первый Земский собор (1549 г.). «Избранная рада», ее состав и реформы. Изменения в управлении на местах. Отмена кормлений. Губная и земская реформы. Создание стрелецкого войска. Уложение о службе. Ограничение местничества. Стоглавый собор. Судебник 1550 г. Истоки опричнины и начала самодержавия. Опричнина и опричный террор. Попытки укрепления России в Прибалтике. Ливонская война. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Поход Ермака Тимофеевича за Урал и присоединение Западной Сибири. Царствование Федора Иоанновича и учреждение патриаршества (1589 г.). Смута: её причины, периодизация, характерные особенности и последствия. Системный кризис государства и общества. Историки о причинах Смуты. Конец династии Рюриковичей.Правление Бориса Годунова и нарастание социальной напряженности в обществе. Голод 1602-1603 гг. Феномен самозванства. Лжедмитрий I. Боярский переворот 1605 г. и воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II («Тушинский вор»). «Семибоярщина» и приглашение Владислава Сигизмундовича на русский престол. Гражданская война и иностранная интервенция. Первое и второе земские ополчения. Борьба русского народа против польско-шведской интервенции. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало правления династии Романовых. Экономическое развитие страны после Смуты. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, их внутренняя и внешняя политика. Особенности сословно-представительной монархии в России. «Соборное Уложение» 1649 г. и законодательное оформление крепостного права. Зарождение сословной системы общества. Служилые и тяглые люди. Черносошные, удельные, монастырские, помещичьи крестьяне. Казачество. Новые явления в экономике: появление мануфактур и складывание общероссийского рынка. Социальная борьба. Городские бунты второй половины XVII в. и восстание под предводительством Степана Разина. Церковная реформа патриарха Никона и раскол. Старообрядчество в истории России. Правительственное реформаторство в царствование Федора Алексеевича (1676-1682 гг.) и регентство царевны Софьи (1682-1687 гг.). Стрелецкие бунты. Крепостническое законодательство XVII в. Борьба за возвращение русских земель, утраченных в ходе Смутного времени. Воссоединение Украины с Россией. Борьба России с Крымским ханством и Турцией. Выдающиеся государственные деятели периода: А. Л. Ордин-Нащокин, Ф. Ртищев, В. В. Голицын. Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа          
  Социально-экономическое и политическое развитие России в период первой волны модернизации (XVIII в) Пётр I и историческое значение его деятельности. Складывание абсолютизма. Реформы органов власти и управления. Образование Сената. Учреждение коллегий. Административно-территориальная реформа. Городское управление. Создание Святейшего Синода. Сословно-дворянская реформа. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Меркантилизм и протекционизм. Рост числа мануфактур. Железоделательные заводы Урала. Введение государственных монополий. Указ о создании промышленных и торговых компаний. Казенные заказы. Указ о посессионных (владельческих) крестьянах. Налоги. Введение подушной подати и ревизия (1718-1724 гг.). Судебная реформа. Соединение военной и гражданской юстиции. Ландрихтеры. Надворные суды. Вооруженные силы России (структура и комплектование). Реформа армии и создание флота. Рекрутская повинность. Воинский и морской уставы. Новые явления в сфере культуры и быта. Ассамблеи. Начало светского образования и учреждение Академии наук. Основание Санкт-Петербурга. Провозглашение России империей. Династические проблемы в годы царствования Петра I. «Дело» царевича Алексея. Указ о престолонаследии 1722 г. как юридическая база дворцовых переворотов. Социальные волнения и восстания в первой четверти XVIII в. Внешняя политика Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» и дипломатическая подготовка Северной войны. Северная война. Персидский поход. Россия в эпоху дворцовых переворотов. Характерные черты периода. Внутренняя политика Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны, Елизаветы Петровны, Петра III. Новые государственные учреждения и роль чиновничьей бюрократии в управлении страной России после смерти Петра I. Верховный тайный совет и попытка аристократического ограничения самодержавия в 1730 г. Кабинет министров. Бироновщина. Рост дворянских привилегий. Иоанн VI Антонович и правление брауншвейгской династии. Манифест о вольности дворянской (18 февраля 1762 г.). Россия в войнах за польское и австрийское наследство. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война (1741-1743 гг.). Участие России в Семилетней войне. Екатерина II. «Просвещенный абсолютизм». Уложенная комиссия. Укрепление Российского государства. Губернская реформа. Судебная реформа. Разделение гражданского и уголовного судопроизводства. Завершение формирования сословий в России. Жалованные грамоты дворянству и городам. Усиление крепостничества. Социально-экономическое развитие страны в 60-е – 90-е гг. XVIII в.: образование общероссийского товарного рынка, зарождение буржуазных отношений. Секуляризация церковных и монастырских земель. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва. Распространение идей европейских просветителей в России. Просветительский либерализм Н. И. Новикова. Зарождение революционной идеологии. А. Н. Радищев и «Путешествие из Петербурга в Москву». Консервативная критика абсолютизма М. М. Щербатовым. Русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг. Георгиевский трактат. Русско-шведская война 1788-1790 гг. Участие России в разделах Речи Посполитой. Россия и Великая Французская революция. Павел I, его внутренняя и внешняя политика. «Учреждения об императорской фамилии». Манифест о трехдневной барщине. Участие России в 1-й и 2-й антифранцузских коалициях и войнах с Францией. Лекции  
Практические занятия    
Самостоятельная работа          
  Российская империя в первой половине XIX в. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. и воцарение Александра I. Кризис феодально-крепостнической системы. Развитие и утверждение капиталистических отношений. Кружок «молодых друзей» императора. «Дней Александровых прекрасное начало»: правительственный либерализм первого периода царствования. Министерская реформа. Планы конституционных преобразований. Государственная деятельность М. М. Сперанского. План государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов» (1809 г.). Реформа финансовой системы. Указ «О вольных хлебопашцах» (20 февраля 1803 г.) и проекты отмены крепостного права. Присоединение Грузии к России. Манифест 12 сентября 1801 г. Русско-иранская война 1804-1813 гг. и начало присоединения Кавказа. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. Русско-шведская война 1808-1809 гг. и присоединение Финляндии к России. Участие России в коалиционных войнах против наполеоновской Франции. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы российской армии. Венский конгресс. Священный союз и его конгрессы. Общественные настроения и политика Александра I после войны. Консервативные и либеральные тенденции во внутренней политике Александра I после Отечественной войны 1812 г. Конституционные проекты Н. Н. Новосильцева и деятельность А. А. Аракчеева. Военные поселения. Запрещение масонства. Факторы формирования дворянской революционности в России. Декабристы, их организации, идеология и программные документы. «Русская Правда» П. И. Пестеля и Конституция Н. М. Муравьева. Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге. Выступление Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 г. – 3 января 1826 г.). Причины поражения и историческое значение движения декабристов. Полицейско-бюрократическая монархия Николая I. Собственная Его Императорского Величества канцелярия и разграничение ее полномочий. II отделение С. Е. И. В. канцелярии. Кодификация законодательства. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов Российской империи. Деятельность III отделения С. Е. И. В. канцелярии. Отдельный корпус жандармов. Политика репрессий и бюрократического реформаторства. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева. Указ об обязанных крестьянах (1842 г.). Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Кризис крепостного хозяйства и генезис капиталистических отношений в России. Начало промышленного переворота. Теория «официальной народности». Западники и славянофилы. Зарождение революционно-демократической идеологии. Петрашевцы. В. Г. Белинский. Начало деятельности А. И. Герцена, Н. П. Огарёва и М. А. Бакунина. Либеральное западничество 50-х – 60-х гг. XIX в. (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин). Внешняя политика: укрепление на Балканах, Кавказская война. Шамиль и его имамат. Мюридизм. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Царизм – «жандарм Европы»: подавление русскими войсками польского восстания 1831 г. и революции 1848 г. в Венгрии. Русско-турецкие отношения в 30-х – 40-х гг. XIX в. Ункяр-Искелессийский договор 1833 г. Лондонские конвенции 1840 и 1841 гг. Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг.: причины, повод, фронты, ход военных действий. Героическая оборона Севастополя. Парижский мирный договор и его «статьи о нейтрализации». Причины поражения России в Крымской (Восточной) войне. Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа          
  Россия во второй половине XIX в. Эпоха «великих реформ» Александра II. Причины и предпосылки отмены крепостного права. Подготовка реформ. Деятельность Секретного и Главного комитета. Редакционные комиссии. Проекты освобождения крестьян (А. М. Унковский, М. П. Позен, Ю. Ф. Самарин, К. Д. Кавелин). Отмена крепостного права в России. Манифест 19 февраля 1861 г. Выкупная операция и выкупные платежи. Институт мировых посредников. Уездные и губернские по крестьянским делам присутствия. Указной, дарственный (четверной), высший душевой и низший душевой наделы. «Отрезка» и «прирезка» земли. Отмена крепостного права в удельной и государственной деревне. Уставные и владенные грамоты. Земская реформа 1864 г.: уездные и губернские земские собрания и управы. Новые судебные уставы 1864 г. Создание судебных округов. Мировой суд и суд присяжных. Адвокатура. Права на кассацию и апелляцию. Реформа городского управления 1870 г. Городские думы, городские управы, городской голова. Военная реформа 1874 г. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области цензуры, образования и просвещения. Историческое значение и последствия «великих реформ». Внешняя политика Александра II. А. М. Горчаков и борьба за ликвидацию статей о нейтрализации Черного моря Парижских трактатов. Балканское, дальневосточное и среднеазиатское направления. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и Берлинский конгресс. Симодский договор с Японией. Айгунский и Пекинский договоры с Китаем. Проникновение России в Среднюю Азию. А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский – основоположники русского народничества. Три течения в революционном народничестве 60-х – 70-х гг. XIX в.: бунтарское (анархистское), пропагандистское, заговорщическое (бланкистское). Идейные лидеры революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв, С. Г. Нечаев. Организации революционного народничества (первая «Земля и воля», кружок «чайковцев», вторая «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»). Тактика народников: от «хождения в народ» к революционному терроризму. Покушения на Александра II. Цареубийство 1 марта 1881 г. Контрреформы Александра III и их идейные вдохновители: К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, Д. А. Толстой. Земская, судебная и городская контрреформы. Создание Крестьянского и Дворянского банков. Новый импульс для выкупной операции. Формирование буржуазии и промышленного пролетариата. Проникновение иностранного капитала в Россию. Основные итоги развития капитализма в России. Внешняя политика Александра III. Образование русско-французского союза. Кризис народничества. Проникновение марксизма в Россию. Г. В. Плеханов и группа «Освобождение труда». Рабочее движение в 80-х – 90-х гг. XIX в. Первые рабочие союзы. Зарождение российской социал-демократии. В. И. Ульянов и «Союз борьбы за освобождение рабочего класса. Земский либерализм и конституционализм. Консервативно-охранительное движение. М. Н. Катков и К. П. Победоносцев. Лекции    
Практические занятия    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: