III период (с 3 до 6 месяцев)




Моторное развитие. В этот возрастной период поза ребенка определяется развивающимися выпрямляю­щими реакциями туловища.

В положении на спине конечности в полусогнутом положении, кисти почти постоянно открыты. Поза зависит от двигательной активности ребенка. Физио­логическая гипертония сгибателей сменяется нормаль­ным мышечным тонусом. Сопротивление пассивным движениям практически отсутствует. Объем движений в конечностях полный. В этом периоде ребенок, лежа на спине, часто принимает позу «лягушки»: бедра со­гнуты, повернуты кнаружи, колени также несколько направлены кнаружи. Из этого положения, слегка приподнимая таз, ребенок двигает ногами вперед к лицу, играет ногами и даже тянет их в рот. Самым важ­ным показателем этого периода является движение рук и независимость движений головы и конечностей. Малыш все чаще поворачивает голову, поднимает руки вверх, поднимает их до уровня глаз и выше, тянется к игрушке, захватывает, перекладывает ее из руки в руку, подносит ко рту, ощупывает одежду, перебира­ет ее пальчиками, складывает руки. Захват предме­та — это первое целенаправленное движение грудного ребенка. В начале периода возможен захват предмета только перед грудью, а к концу периода ребенок спо­собен взять предмет, находящийся над лицом или сбо­ку. К 6 месяцам реакция хватания совершенствуется с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата. Акт хватания связан с формированием зри­тельно-моторной координации, которая является уз­ловой в этот период.

При потягивании за руки на 5 месяце жизни голова с туловищем располагаются по одной линии, ноги слег­ка согнуты. К 6 месяцам голова сгибается еще боль­ше, голова притягивается к груди. Четырехмесячный ребенок пытается повернуться на бок. Сначала пово­рот осуществляется «блоком»: сгибает голову, повора­чивает ее в сторону, за головой следует туловище. К концу третьего периода ребенок осваивает повороты со спины на живот с элементами ротации между пле­чевым поясом и тазом. Затем возникают повороты вок­руг оси тела, начиная с нижней части: поворот ног ве­дет к повороту верхней части туловища. В положении на животе постепенно исчезает флексорная поза. Фор­мируется разгибание головы и выпрямление тулови­ща, что способствует дальнейшему выпрямлению ног. В возрасте 4—5 месяцев ребенок лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом, от­крывает кисть. Голова по средней линии, ноги разо­гнуты. К концу этого периода возможна опора на ла­дони вытянутых рук с приподнятой грудной клеткой. К концу третьего периода в положении горизонталь­ного подвешивания голова поднята, туловище и ноги разогнуты. Развивается оптическая реакция на опору рук: при приближении к столу руки ребенка выпрям­ляются и вытягиваются к опоре. В положении верти­кального подвешивания ребенок в ответ на зрительные и слуховые раздражители свободно поворачивает го­лову, подтягивает ноги к животу. Поставленный на опору, выпрямляет голову и туловище. Опора к 6 ме­сяцам становится хорошей.

Тонические шейные и лабиринтный рефлексы с 4 месяцев на мышечный тонус и позу не оказывают ни­какого влияния, только во сне ребенок может прини­мать асимметричную позу.

Безусловные рефлексы, за исключением сосатель­ного и Моро, уже не вызываются. Отдельные компо­ненты рефлекса Моро могут сохраняться до 6 месяцев.

Нарушение двигательного развития проявляется в том, что у детей с двигательной патологией при на­личии повышенного мышечного тонуса сохраняется патологическая поза: сгибательная, разгибательная или асимметричная, говорит о патологическом разви­тии центральной нервной системы. При патологии от­мечается выраженное сопротивление пассивным дви­жениям, уменьшение их объема. В третий возрастной период сохранение мышечного тонуса, как правило, сочетается с тоническими рефлексами, которые задер­живают нормальную постуральную активность. В по­ложении лежа на спине заметна тенденция к разгибательному положению головы, туловища и конечнос­тей. Разгибательная поза рук сочетается с пронацией предплечий и кистей и сгибанием пальцев, разгибательное положение ног сочетается с приведением и внутренней ротацией бедер, иногда перекрестом ног на Уровне голеней и подошвенном сгибании стоп.

В положении на животе усиливается, а не умень­шается флексорный тонус. Руки продолжают распо лагаться под грудью, их трудно отвести в стороны, выдвинуть вперед. При этом ноги слегка разогнуты, таз поднят. Такая поза обусловлена влиянием шейно­го тонического рефлекса (ШТР).

В случае легкого поражения диагностика затруд­нена, поэтому можно провести пробы, выявляющие незначительные нарушения двигательного развития:

• на разгибание головы и шеи лежа на спине;

• на тракцию за руки;

• на АШТР;

• на отсутствие шейной выпрямительной реакции;

• на спазм аддукторов бедер;

• на защитный поворот головы;

• на флексорную спастичность мышц;

• на опорную функцию рук.

В этот возрастной период безусловные рефлексы уже не вызываются, кроме рефлексов сосательного и Моро (до 5 месяцев). У глубоко недоношенных детей отдельные рефлексы могут сохраняться более длитель­но.

Повышение мышечного тонуса в сочетании с позотоническими рефлексами препятствует формированию возрастных двигательных навыков, нарушает произ­вольную активность, в первую очередь рук. Затрудне­ны направленные движения рук к игрушкам, захват, если и получается, то в пронаторной позе предплечья и кисти. Из-за выраженного АШТР ребенок не может поднести руку и игрушку ко рту.

При мышечной гипотонии сопротивление пассив­ным движениям снижено вплоть до полного отсут­ствия. При выраженной гипотонии с рождения к 6-му месяцу могут сформироваться разгибательные кон­трактуры. Такие дети предпочитают лежать на спине, к игрушке не тянутся, вложенную в руку игрушку быстро выпускают. В этот период еще больше заметна задержка развития цепных установочных рефлексов. Мышечная гипотония в этом периоде может свиде­тельствовать о перинатальном поражении мозга, на­чинающемся рахите, соматических заболеваниях, на­рушении питания, эндокринной патологии, нервно-мышечных заболеваниях. Мышечная гипотония вследствие перенесенной гипоксии чаще всего к 3-му меся­цу жизни через период нормализации мышечного то­нуса переходит в гипертонус.

Встречается и мышечная дистония, характерная для недоношенных детей, детей с низкой массой тела. Синдром мышечной дистонии характеризуется сменой гипо- или нормотонии мышц в покое мышечным ги­пертонусом при попытке пассивных движений или попытке произвести активное движения, а также при положительных или отрицательных эмоциях. Выра­женная мышечная гипотония задерживает развитие выпрямительных реакций так же, как и гипертонус. Нарушение двигательного развития с 4 до 6 месяца сопровождается задержкой цепных выпрямительных реакций туловища. В этом случае, лежа на животе, ребенок не опирается на предплечья, не поднимает го­лову и не удерживает ее в срединном положении или делает это как в более раннем возрасте. В положении на спине не формируется сгибание головы и подтяги­вание.

При тракции за руки ребенок не подтягивается к рукам, а откидывается назад или поднимается вместе с согнутыми руками «дощечкой». Полностью отсут­ствуют или слабо выражены попытки к повороту на бок и на живот. При одностороннем поражении поворот осуществляется только через пораженную сторону.

В положении горизонтального подвешивания при высоком тонусе мышц сохраняется флексорная поза. При мышечной гипотонии голова и конечности свиса­ют. При вертикальном подвешивании дети с гиперто­нусом мышц плохо удерживают голову, с трудом по­ворачивают ее в сторону. При приближении к поверх­ности — опора на пальцы. При гипотонии, даже к кон­цу периода, опора практически отсутствует: нет раз­гибания туловища, ноги подгибаются. При дистонии мышц опора в полусогнутом положении.

Таким образом, нежелание ребенка 4—5 месяцев ле­жать на животе, невозможность в этот период удержи­вать голову по средней линии в горизонтальном и вер­тикальном положении, отсутствие опоры на предпле­чья в положении лежа на животе, задержка попыток поворотов на бок после 4 месяцев и на живот после 5 месяцев не только самостоятельных, но и при стиму­ляции игрушкой, наличие патологического мышечно­го тонуса и тонических рефлексов, а также повороты «блоком » (отсутствие ротации между плечевым поясом и тазом) являются диагностическими критериями за­держки двигательного развития.

С 3 до 6 месяцев отмечается дальнейшее развитие зри­тельных и слуховых ориентировочных реакций. Совер­шенствуется слуховое и зрительное сосредоточение и прослеживание в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). К 4 месяцам ребе­нок локализует звук в пространстве (поворачивает го­лову в сторону невидимого источника звука и находит его). К 5 месяцам совершенствуется общение ребенка с взрослыми, начинает дифференцироваться «комп­лекс оживления».

Возникает ориентировочная реакция: прежде чем вступить в контакт, ребенок внимательно всматрива­ется в лицо взрослого. Отличает близких людей от чу­жих (по-разному реагирует на лицо знакомого и не­знакомого человека). При виде чужих людей переста­ет улыбаться, усиленно и напряженно их рассматри­вает, может заплакать. Появляется новая эмоциональ­ная реакция — радость при узнавании матери и крик после ее ухода. Ребенок различает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи. К 6 месяцам ма­лыш узнает по звучанию свое имя.

Важнейшими достижениями на этом этапе являет­ся развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук (умение захватывать предмет, удерживать и манипулировать). В 4—5 месяцев ребенок начинает тянуться к игрушке и захватывает ее, развивается зри­тельно-моторная координация (взгляд направляет и контролирует движение руки). Захват предмета — пер­вое целенаправленное действие грудного ребенка. Хва­тание постепенно совершенствуется, ребенок свобод­но берет игрушку из разных положений и начинает осуществлять простейшие манипуляции.

Нарушение познавательного развития у детей двигательной патологией характеризуется тем, ч' эмоциональное общение со взрослыми кратковремен­но, ориентировочная реакция быстро переходит в ре­акцию страха. В реакции на новое эмоциональный компонент преобладает над познавательным (в новой обстановке ребенок начинает кричать, плакать). «Комплекс оживления» часто неполноценен и не дифференцируется (из-за выраженных двигательных нарушений)

Прослеживание за предметами фрагментарное, ре­бенок не изучает игрушку, не «ощупывает» ее взгля­дом и после некоторого сосредоточения теряет к ней интерес. Интерес к игрушкам и окружающим предме­там снижен. Ребенок предпочитает рассматривать свои руки, а не игрушки. Локализация звука в простран­стве чаще не выражена. Иногда сохраняется повышенная чувсвительность на любой слуховой раздражитель в виде вздрагивания, мигания век, плача.

В тяжелых случаях при выраженных двигательных нарушениях отсутствует зрительно-моторная коорди­нация: ребенок не тянется к предмету и не захватыва­ет его. Движения рук замедленны, некоординирован-ны. У многих отмечается патологическое состояние ки­стей рук, характеризующееся приведением большого пальца к ладони и плотным сжатием кулаков. В более легких случаях зрительно-моторная координация не­полноценна, она только начинает развиваться (ребе­нок тянется к предмету, но захват не удается; он мо­жет удержать вложенную игрушку, но не дотягивает ее до рта).

Доречевое развитие. У здорового ребенка в П1 период появляется истинное или певучее гуление, которое отличается от начального разнообразием зву­ков с преобладанием сочетаний гортанных и гласных, продолжительностью, певучестью, интонационной ва­риабельностью. Звуки гуления возникают на выдохе, что является своеобразной тренировкой речевого ды­хания, и произносятся спонтанно, с открытым ртом. В период певучего гуления наиболее интенсивно развивается интонационная система языка. Звуки, состав­ляющие гуление, уже приближаются к стандартным фонемам, которые выступают как самостоятельный речевой сигнал.

На этом этапе отмечается переход чисто рефлек­торных звуков в социализированные, т. е. звуки гу­ления все больше и больше начинают выполнять фун­кцию общения ребенка с окружающими. Ребенок ак­тивнее гулит в присутствии других людей. В период певучего гуления произнесение звуков не сопровож­дается общими, диффузными движениями и не явля­ется составной частью «комплекса оживления», как это было в предыдущий период. Постепенно диффуз­ные движения притормаживаются, ребенок как бы со­средотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях. Прислушиваясь и подражая самому себе, ребенок произносит цепочки звуков. Са­моподражание в гулении — новое качественное при­обретение в доречевом развитии ребенка в данный период.

Репертуар звуков гуления постепенно обогащается, удлиняются цепочки звуков и, наконец, появляется сочетание губных звуков с гласными (па, ба, ма), что свидетельствует о переходе к следующему этапу доречевого развития — лепету.

Патология голосовых реакций у детей с двигатель­ными нарушениями в III периоде развития может быть выражена в разной степени: в виде полного отсутствия или неполноценности, специфических особенностей произнесения звуков гуления. Полное отсутствие го­лосовых реакций отмечается лишь у детей с тяжелым поражением нервной системы. У многих детей гуле­ние появляется в более поздние сроки. Неполноцен­ность голосовых реакций проявляется в отсутствии или бедности интонационной выразительности гуления, от­сутствии далее элементов самоподражания, бедности и однообразии звуковых комплексов, редкости их воз­никновения. Однообразие звуков сочетается с их спе­цифическим произнесением: звуки тихие, нечеткие часто с носовым оттенком, не соответствующие фоне­тическим единицам языка.

Большинство детей с двигательной патологией в данный период издает редуцированные (усредненные)

гласные звуки и их сочетания (а, э, аэ, эо) — спонтан­но или при общении с взрослым. Эти короткие звуки гуканья, как правило, не имеют интонационной окрас­ки.

Отдельные недифференцированные звуки представ­ляют собой элементы гуления. При этом они короткие, лишены певучести звучания. Заднеязычные звуки (г, к, х) в гулении часто отсутствуют, так как для их ар­тикуляции необходимо участие корня языка, что зат­руднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности.

Недостаточная активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового ана­лизатора.

IV период (6-9 месяцев)

Моторное развитие. IV период характеризуется разнообразной двигательной активностью нормально развивающегося ребенка. Малыш часто меняет позу, быстро поворачивается на живот, свободно крутится на животе с вытянутыми и отведенными в стороны ногами. В положении на животе ребенок высоко под­нимает голову, поворачивает ее во все стороны, а иног­да и назад, опирается на вытянутые руки и легко пе­реносит центр тяжести с одной руки на другую. Опи­раясь на одну руку, он другой тянется к игрушке. В начале этого периода появляется попытка к полза­нию назад. К 8 месяцам ребенок начинает двигаться вперед к игрушке. Может повернуться с живота на спину. Встает на четвереньки.

В начале этого периода ребенок, как правило, са­диться самостоятельно еще не может. Посаженный ребенок в 6—7 месяцев сидит непродолжительное вре­мя. Если взять лежащего на спине ребенка за руку и слегка подтянуть, он тотчас же садится, опираясь на другую руку. В 7—8 месяцев малыш может сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной и даже садить­ся самостоятельно из положения стоя на четвереньках или с поворотом на бок. В 8—9 месяцев ребенок начи­нает самостоятельно вставать, ухватившись за сетку кровати или манежа, сначала на колени, а затем на ноги. Наряду с верхним появляется нижний рефлекс Ландау, при котором в горизонтальном подвешивании ребенок разгибает голову, верхнюю часть туловища, а затем таз и ноги, образуя дугу, открытую кверху. Эту позу он не может удерживать длительное время, но после отдыха рефлекс можно вызвать опять. После 7 месяцев одновременно с вставанием на четвереньки, ползанием, сидением формируются реакции равнове­сия. С улучшением контроля над положением тулови­ща руки освобождаются для более дифференцирован­ных действий. В 7—8 месяцев ребенок стучит, разма­хивает игрушками. В этот период совершенствуется функция доставания и захвата (с использованием боль­шого пальца).

О нарушении моторного развития в IV период сви­детельствует наличие патологической, не соответству­ющей возрасту позы на животе и спине; невозможность самостоятельно изменить положение тела; снижение возрастной спонтанной двигательной активности. Даже при легком поражении изменение мышечного тонуса выявляется при внешнем осмотре и наблюде­нии за поведением ребенка. В соответствии с преобла­данием типа повышения тонуса (флексорный или экстензорный) меняется поза в покое, причем не только туловища и головы, но и рук. В период возбуждения нарушения становятся более выраженными, проявле­ния дистонии и дистонические атаки — более явны­ми.

Задержка двигательного развития на более ранней стадии, отсутствие оптической опоры рук, позы на жи­воте, невозможность приподняться на вытянутых ру­ках, невозможность манипулировать одной рукой при опоре на трех других конечностях, патологическая опо­ра на пальцы, а не на полную стопу свидетельствуют о поражении нервной системы. Если ребенка посадить, то он не в состоянии удержать правильную позу даже кратковременно. Поворачивается только блоком, реак­ции равновесия не выражены. Нет попыток передви­гаться или передвигается неправильным способом. От­сутствие попыток принять вертикальную позу к 9 ме­сяцам — важный признак нарушения развития движе­ний в этот период.

Познавательное развитие. Для нормального разви­тия познавательной деятельности ребенка в IV периоде характерным является появление начального понима­ния обращенной речи (выделение по слову близких людей, нескольких знакомых предметов, игрушек, ча­сто называемых и находящихся в определенном месте; выполнение разученных ранее действий — «ладушки», «до свидания», «дай ручку»).

Ребенок осуществляет неспецифические манипуля­ции с предметами, т. е. действует стереотипно, одина­ково, не учитывая даже физических свойств предме­тов (перекладывает из руки в руку, стучит, трясет ими, похлопывает по ним рукой, тянет в рот, сосет, броса­ет). Все действия сопровождаются выразительной ми­микой, разнообразными по интонации голосовыми реакциями, выражающими удивление, радость, неудо­вольствие. Все это — проявления активной познава­тельной деятельности, которая формируется на осно­ве зрительно-моторного манипулятивного поведения.

Нарушение познавательного развития у детей с двигательной патологией проявляется в том, что у них часто отмечается слабость слуховых дифференцировок на голос, тон, недостаточность слухового внимания и трудности определения звука в пространстве, что за­держивает развитие начального понимания обращен­ной речи.

Ориентировочная реакция на новое лицо недоста­точна и не переходит в познавательный интерес. От­сутствует готовность к совместной деятельности со взрослым, стремление к подражанию. Ребенок не вы­полняет разученные ранее действия. Вместо ориенти­ровочной реакции и манипулятивной деятельности выражены общий «комплекс оживления» и подража­тельная улыбка. В тяжелых случаях дети пассивны, не интересуются окружающим, эмоциональные реак­ции бедные, маловыразительные.

Зрительно-моторная координация только начинает развиваться. Чаще всего дети не совершают неспеци­фических манипуляций с предметами. Начинает раз­виваться функция хватания, но она несовершенна. При захвате движения пальцев недифференцированные, расположение их на предмете случайно.

Доречевое развитие. При нормальном развития IV период знаменует собой начало лепета. К б меся­цам нормально развивающийся ребенок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков (ба-а-а, ма-а-а), а также сочетания язычных и гласных звуков (та-а-а, ла-а-а). Вначале слоги произносятся од­нократно, очень редко, как бы случайно.

Лепет имеет важное значение в развитии речи. В период лепета происходит соединение отдельных ар­тикуляций в линейную последовательность, что счи­тается существенным механизмом слогообразования. Повторное произнесение слогов под контролем слуха способствует формированию необходимой для речи слух о-вокальной интеграции. Ребенок сначала повто­ряет звуки, как бы подражая самому себе (аутоэхола-лия), а позже начинает подражать звукам взрослого (эхолалия). Для этого он должен слышать звуки, от­бирать наиболее часто слышимые и моделировать свою собственную вокализацию. Стадия канонической во­кализации характеризуется повторением двух одина­ковых слогов (ба-ба, па-па, ма-ма, да-да). Кроме ти­пичных повторяемых слогов, ребенок произносит и отдельные слоги и гласные звуки. В лепете каждый звук артикулируется на выдохе, т. е. тренируется ко­ординация между дыханием и артикуляцией.

Характерна определенная последовательность в по­явлении звуков лепета. Согласные звуки появляются в следующем порядке; гортанные е, к х; губные и губ­но-носовые б, м; зубные и зубно-носовые т, д, н. Сре­ди гласных раньше всего появляются гласные передне-среднего ряда средне-нижнего подъема. Характерной является тенденция к сглаживанию артикуляции глас­ных звуков.

Примерно с 6—7 месяцев лепет приобретает социа­лизированный характер. Ребенок больше лепечет при общении со взрослым. Он слушает речь других и по­степенно начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

Нарушение доречевого развития проявляется в том, что на этом этапе для детей с двигательными расстрой­ствами характерна низкая голосовая активность. Ле­пет отсутствует или малоактивный, без четкой интонационной выразительности, возникает редко. Реак­ция на обращенную речь проявляется бедными звуко­выми комплексами, лишенными эмоциональной ок­раски. Чаще всего голосовая активность детей в дан­ный период на уровне гуления. Самоподражание в гу­лении только начинает развиваться. Стремление к зву­коподражанию обычно отсутствует или выражено не­значительно.

V период (9-12 месяцев)

Моторное развитие. В этот период происходит дальнейшее усложнение движений, направленных на поддержание туловища в вертикальном положении, что способствует высвобождению руки для манипулятивной деятельности.

В период бодрствования ребенок находится на спи­не минимум времени. Потребность познания окружа­ющего мира заставляет ребенка часто менять положе­ние. Мышечный тонус нормальный и не мешает активным движениям. Ползание становится основной формой передвижения. В результате совершенствова­ния вестибулярной функции и координации ребенок может передвигаться с помощью одновременного дви­жения руки и противоположной ноги вперед, сохра­няя вес тела только на двух конечностях. Совершен­ствуется самостоятельное сидение и умение сесть из любого положения тела (лежа, стоя на четвереньках, стоя у опоры). Вставание развивается и совершенству­ется в том случае, если в положении сидя удерживает­ся равновесие. Встает ребенок благодаря активной ра­боте рук: под контролем зрения ребенок хватается за опору, фиксируется и подтягивается. В вертикальном положении он осваивает целую серию новых движе­ний: наклоны, приседания, подъем одной ноги. Когда в вертикальном положении совершенствуются реакции равновесия, ребенок начинает ходить, сначала у опо­ры приставным шагом. Осваивается новое движение рук — произвольное отпускание предмета: сначала предмет бросается всей рукой, а затем отпускается из пальцев рук. Дифференцируются движения пальцев: появляется указательный жест, «ковыряние» одним пальцем. Ребенок начинает мять и рвать бумагу. К концу периода может взять предмет двумя пальцами. При потягивании за руки ребенок быстро садится и встает на ноги.

При нарушении двигательного развития патоло­гические признаки задержки развития, наблюдаемые в этот период, как правило, заметны уже на предыду­щем этапе. Это относится, прежде всего, к произволь­ной моторной активности. В то же время легкие моз­жечковые расстройства и легкие парезы могут обна­руживаться, когда ребенок начинает вставать на ноги и передвигаться у опоры, активно манипулировать предметами. В это время появляются и становятся бо­лее выраженными нарушения опорно-двигательного аппарата.

Поза и нарушения моторики зависят от степени выраженности патологических рефлексов и степени изменения мышечного тонуса. Наличие в этот период выраженных тонических рефлексов и рефлексов спинального автоматизма являются неблагоприятными Ш диагностическими признаками и могут свидетельство­вать о развивающейся церебральной патологии.

Невыраженные двигательные нарушения возмож­ны и при поствакцинальных осложнениях, и при раз­вивающемся рахите, и при нарушениях метаболизма, и при нервно-мышечных заболеваниях.

Как мы уже говорили, патологические симптомы могут быть различной степени и усиливаться, или усу­губляться с возрастом и при наличии дополнительных заболеваний.

Познавательное развитие. При нормальном разви­тии отличительной особенностью этого периода явля­ется интенсивное развитие понимания обращенной речи, дифференцированность эмоциональных и сенсор­ных реакций.

С 9 месяцев у ребенка отмечается ситуативное пони­мание обращенной речи: он по просьбе взрослого нахо­дит и дает предметы и игрушки, отвечает действием на словесную инструкцию, подражая взрослому, играет в «ладушки», «прятки», «догонялки», «сорока-ворона» (выполняет разученные действия и движения).

Все действия ребенка эмоционально окрашены. Ре­бенок осуществляет специфические манипуляции с предметами — действует по-разному, учитывая физи­ческие свойства предметов (резиновую игрушку сжи­мает, погремушкой гремит, мяч катает, коробку с крышкой открывает-закрывает, кольца снимает со стер­жня, отталкивает подвешенные игрушки).

Нарушение познавательного развития характери­зуется тем, что у детей с двигательной патологией диф­ференцированные эмоциональные и познавательные реакции отстают в развитии. Реакция на новое, на не­знакомого человека неадекватная. Снижен интерес к окружающим предметам-игрушкам. Реакция на рече­вое общение неполноценна: ребенок чаще всего не по­нимает обращенную к нему речь, не отвечает действи­ем на словесную инструкцию.

Зрительно-моторная координация нарушена. Толь­ко некоторые дети могут захватить предмет, совершить с ним простейшие неспецифические манипуляции, но их движения неловки, скованы, однообразны. Дети не осваивают специфические манипуляции с предметами.

Доречевое развитие. Для начала V периода при нормальном доречевом развитии характерен активный лепет ребенка, состоящий из 4—5 и более слогов. Он «расцветает», обогащается новыми звуками, интона­циями и становится постоянным ответом на голосовое общение взрослого. Ребенок эхолалично повторяет сло­ги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мело­дику слов, приветствий, с удовольствием произносит восклицания, междометия. Восклицания сопровожда­ются выразительной мимикой и жестами. Голосовое общение ребенка со взрослым расширяется, он начи­нает сигнализировать голосом о биологических нуж­дах, выражать эмоции удовольствия и неудовольствия, появляется новая интонация просьбы. Ребенок произ­носит слоги разных типов: согласный-гласный и даже согласный-гласный-согласный. У одних детей этот этап короткий, рудиментарный, и они быстро переходят к речи, произнося сочетания слогов, имеющих опреде­ленное обозначение — «лепетные слова»; у других этот этап затягивается.

Начало общения ребенка с взрослым при помощи интонационно-выразительных звукосочетаний, выпол­няющих роль слов-предложений, является характер­ной качественной особенностью этого периода. К кон­цу года ребенок соотнесенно произносит от 5 до 10 лепетных слов и звукоподражаний, обозначая ими опре­деленные предметы.

Нарушение доречевого развития у детей с двигатель­ной патологией характеризуется тем, что спонтанный лепет часто не появляется и в этот возрастной период, что значительно отстает от нормы. В более легких случа­ях, если лепет все-таки начинает развиваться, он харак­теризуется фрагментарностью, бедностью звукового со­става, отсутствием слоговых комплексов. Издаваемые звуки однообразны, интонационно невыразительны, монотонны. Ребенок не может произвольно менять вы­соту и громкость голоса. Подражательная звуковая ак­тивность крайне низкая.

Чаще всего в лепете детей с двигательными нару­шениями присутствуют гласные звуки а, э и губно-губные согласные k, л, б (если не выражены нарушения тонуса круговой мышцы рта). Наиболее характерны­ми в лепете являются сочетания гласных а, э с губно-губными согласными: па, ба, ма, ама, ana. Редко встречаются в лепете губно-зубные, передне-, средне-, заднеязычные звуки. Почти нет противопоставлений согласных звуков: звонких глухим, твердых мягким, смычных щелевым.

Снижение потребности в голосовом и речевом обще­нии, а также низкая голосовая активность детей с дви­гательной патологией не обеспечивает готовности ар­тикуляционного аппарата к четкому произнесению звуков. Патологическое состояние речевого аппарата также препятствует развитию артикуляционной мото­рики и появлению новых звуков.

Итак, к году у детей с двигательными нарушения­ми наблюдается снижение потребности в речевом об­щении и низкая голосовая активность. Индивидуаль­ные сроки появления речи у детей с двигательными нарушениями значительно колеблются, что зависит от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, своевременности и адекватности коррекционно-логопедической работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: