Определение педагогического контроля.




ЛЕКЦИЯ

 

 

“ОПЕРАТИВНО-ТЕКУЩИЙ, ЦИКЛОВОЙ И ЭТАПНЫЙ КОНТРОЛЬ В ТРЕНИРОВКЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ”

 

 

Исполнитель: ст. преподаватель

И.А. Навицкий

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры легкой атлетики

Зав. кафедрой

________________А.Н. Конников

“___”________________2007 г.

Протокол №____

 

 

Минск 2007

 

План

 

1.Определение педагогического контроля………………………………….3

2.Требования к показателям, используемым в контроле…………………..5

3.Виды контроля………………………………………………………………6

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта:Учеб. – метод. пособие: В 3-х ч. – Мн., 1997. – Ч.3. – 240с.

2. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учебное пособие. – Киев: Олимпийская литература, 1999.

3. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 584с.

4. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. Книга 1. – Киев: Олимпийская литература, 1994. – 496 с.

5. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 128с.

Определение педагогического контроля.

 

Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом и на этой основе повышать уровень управленческих решений при подготовке занимающихся.

Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путем решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.

Информация, которая является результатом решения частных задач контроля, реализуется в процессе принятия управленческих решений, используемых для оптимизации структуры и содержания процесса подготовки, а также соревновательной деятельности спортсменов.

Объектом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, физической, тактической и других), их работоспособность, возможности функциональных систем.

В управлении процессом тренировки предполагается выявление взаимосвязи между результатами и показателями различных сторон подготовленности спортсменов. Установление корреляционной зависимости между показателями контроля и спортивными результатами позволяет обосновать информативные комплексы для оценки состояния спортсменов.

Контроль в соревновательной деятельности основан на сопоставлении показанных спортивных результатов с запланированными и направлен на выявление сильных и слабых сторон подготовленности спортсмена.

Структура соревновательной деятельности, например, в спринтерском беге, состоит из времени реакции на старте, скорости стартового разбега, дистанционной скорости и финиша. Иначе говоря, многое зависит от техники выполнения старта, амплитуды и частоты движений, тактических вариантов прохождения дистанции, психологической готовности к соревновательной борьбе. В общей структуре соревновательной деятельности спринтера основой являются быстрота реакции, импульс силы мышц и быстрота их сокращений, анаэробные возможности и т. д. Структура соревновательной деятельности или время составных частей спортивного результата берется за образец в управлении подготовкой занимающегося.

Таким образом, анализ соревновательной деятельности позволяет рассматривать спортивный результат по частям, из которых он состоит (контроль «фактора воздействия»).

Получая такую информацию, тренер имеет реальную возможность целенаправленно планировать контроль за подготовкой спортсмена и на основе показателей структуры соревновательной деятельности объективно оценивать важнейшие стороны подготовленности (контроль “объекта и эффекта воздействия”). При планировании дальнейшей работы учитывается не только улучшение, но и то, за счет чего оно достигнуто. И наоборот, анализ соревновательной деятельности показывает, что время преодоления стартового отрезка у спортсмена ниже, чем запланировано. Это может быть следствием недостаточной силы отталкивания или других ошибок. После определения причины слабого выполнения старта соответственно подбирают средства и методы воздействия на отстающие стороны подготовки.

В процессе каждого из видов контроля можно использовать очень широкий круг показателей, характеризующих различные стороны подготовленности спортсменов. В комплексном контроле основными являются педагогические, социально-психологические и медико-биологические показатели. Педагогические показатели характеризуют уровень технической и тактической подготовленности, стабильность выступления в соревнованиях, содержание учебно-тренировочного процесса и др. Социально-психологические показатели характеризуют условия окружающей среды, силу и подвижность нервных процессов спортсменов, их способность к усвоению и переработке информации, состояние анализаторной деятельности и др. Медико-биологические включают в себя анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические и другие показатели.

Используемые в процессе контроля показатели делятся на две группы.

Показатели первой группы характеризуют относительно стабильные признаки, передающиеся генетически и мало изменяющиеся в процессе тренировки. Адекватные этим признакам показатели используются преимущественно в этапном контроле при решении задач отбора, ориентации на разных этапах многолетней подготовки. К числу стабильных признаков относят длиннотные размеры тела, количество волокон различных видов в скелетной мускулатуре, тип нервной деятельности, скорость некоторых рефлексов и др.

Показатели второй группы характеризуют техническую и тактическую подготовленность, уровень развития отдельных физических качеств, подвижность и экономичность основных систем жизнедеятельности организма спортсменов в различных условиях учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности и другие, то есть подверженные существенному педагогическому влиянию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: