Требования к показателям, используемым в контроле.




Применительно к условиям каждого из видов контроля показатели должны соответствовать следующим требованиям.

Соответствие специфике вида спорта. Учет специфических особенностей вида спорта имеет первостепенное значение для выбора показателей, используемых в контроле, поскольку достижения в разных видах спорта обусловлены различными функциональными системами, требуют строго специфических адаптационных реакций в связи с характером соревновательной деятельности.

Соответствие возрастным и квалификационным особенностям занимающихся. Структура и содержание тренировочной и соревновательной деятельности во многом определяются возрастными и квалификационными особенностями спортсменов. Следовательно, и содержание контроля должно строиться с учетом возраста спортсменов, а также уровня их спортивной квалификации. Поэтому на каждом этапе многолетнего совершенствования в качестве контроля должны использоваться различные показатели, адекватные возрастным особенностям и уровню подготовленности занимающихся.

Соответствие направленности тренировочного процесса. Состояние подготовленности и тренированности спортсменов существенно изменяется не только от этапа к этапу в процессе многолетней подготовки, но и в различных периодах макроцикла тренировки. Эти изменения во многом зависят от направленности физических упражнений, характера тренировочных нагрузок и т. д. Опыт показывает, что наиболее информативными в процессе контроля оказываются показатели, отвечающие специфике тренировочных нагрузок, применяемых на данном этапе подготовки. Так, если в видах легкой атлетики, где успех соревновательной деятельности обеспечивается преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, спортсмены в каком-либо периоде годичного цикла используют кроссовый бег или другое упражнение в целях развития сердечно-сосудистой, дыхательной или другой систем, обеспечивающих высокую работоспособность, то и целью контроля на этом этапе тренировки является оценка соответствующих способностей занимающихся и включение показателей, адекватных тренировочной деятельности. В соревновательном периоде тренировки, когда спортсмены находятся в состоянии высокой специальной тренированности, наиболее информативными оказываются уже скоростно-силовые показатели, соответствующие характеру соревновательной деятельности.

Основными критериями, определяющими возможность включения тех или иных показателей в программу контроля, являются их информативность и надежность.

Информативность показателя определяется тем, насколько точно он соответствует оцениваемому качеству или свойству. Существует два основных пути подбора показателей по критерию информативности. Первый путь предполагает выбор показателей на основе знания факторов, определяющих уровень проявления данного свойства или качества. Этот путь может быть реализован далеко не всегда в силу недостаточной изученности указанных факторов. Второй путь основан на нахождении статистически значимых связей между показателем и критерием, имеющем достаточное научное обоснование. В случае, если связь между каким-либо показателем и критерием является постоянной и сильной, есть основания рассматривать этот показатель как информативный.

В теории и практике спорта оба указанных пути используются в органическом единстве. Это позволяет отобрать показатели для контроля на основе установления причинно-следственных отношений, раскрывающих механизмы взаимосвязи различных показателей с уровнем спортивных результатов, структурой подготовленности и соревновательной деятельности в конкретном виде спорта, и соответствия требованиям математической статистики.

Надежность показателей определяется соответствием результатов их применения реальным изменениям в уровне того или иного качества или свойства у спортсмена в условиях каждого из видов контроля, а также стабильностью результатов, получаемых при многократном использовании показателей в одних и тех же условиях.

Чем выше разница между результатами исследований у различных спортсменов или у одного и того же спортсмена, находящегося в различны функциональных состояниях, и чем теснее располагаются результаты, зарегистрированные у одного и того же спортсмена в постоянных условиях, тем выше надежность применяемых показателей.

 

Виды контроля.

В спортивной практике различают три типа состояния спортсменов, изменяющегося под влиянием тренировки:

а) этапно е, которое сохраняется относительно долго в крупных структурных образованиях – этапах многолетней подготовки, макроциклах или периодах. Этапное состояние является следствием кумулятивного, накопительного эффекта тренировочных нагрузок. Примерами такого состояния могут быть спортивная форма, недостаточная тренированность и т. д. Учет перманентного состояния спортсменов необходим при коррекции планов тренировки в годичных циклах, их периодах, т. е. в крупных стуктурных образованиях тренировочного процесса;

б) текущее, изменяющееся под влиянием одного или нескольких занятий, микро- и мезоцикла, отдельных соревнований. Это состояние определяет направленность, характер построения ближайших тренировок и объем нагрузки в них. Информация о текущем состоянии спортсменов используется для коррекции тренировочных нагрузок в микроциклах;

в) оперативное, которое изменяется под влиянием отдельных упражнений и их комплексов, программ тренировочных занятий, соревновательных стартов, схваток, поединков и т. п. Данные срочных реакций организма спортсмена на некоторые упражнения позволяют нормировать его нагрузку и отдых в ходе занятий.

В соответствии с необходимостью оценивать этапные, текущие и оперативные состояния спортсменов принято различать три вида контроля: поэтапный, текущий и оперативный.

Основные задачи поэтапного контроля – определение изменения состояния спортсменов под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период. В связи с этим в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивается уровень различных сторон подготовленности, выявляются недостатки и дальнейшие резервы совершенствования. В результате вырабатываются индивидуальные план построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при поэтапном контроле может быть различной. Она зависит прежде всего от особенностей годичного планирования тренировочного процесса. Наиболее эффективна такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле – на 1 и 2 этапах подготовительного периода и в соревновательном периоде.

Объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию, которая должна заключаться в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке на серьезное отношение к выполнению программ, тестов и т. п. Поэтому нужно, во-первых, подводить спортсменов к поэтапному контролю в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечивать стандартные условия обследования.

Задача текущего контроля – оценка реакции организма спортсмена на работу различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов, выявление особенностей взаимодействия различных по величине и направленности нагрузок в течении дня или микроцикла. Все это позволяет оптимизировать процесс тренировки в течении дня, микроцикла и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития необходимых адаптационных перестроек.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программы тренировочных занятий, выбор таких упражнений и их комплексов, которые в наибольшей мере будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальные для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность упражнений, величину отягощения и т. д.

Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного – на очередной тренировочный макроцикл или этап, текущего – на мезоцикл, микроцикл, занятие, оперативного – на отдельное упражнение или комплекс упражнений.

Спортивная деятельность не будет полной, если не осуществятся такие виды контроля, как углубленный, избирательный и локальный.

Углубленный позволяет определить состояние здоровья и отдельных функциональных систем: центральной нервной и кислородтранспортной систем, нервно-мышечного аппарата, уровень психических процессов.

Избирательный, когда с использованием групп показателей оценивается одна система, влияющая на достижения в конкретном виде спорта.

Локальный дает возможность с учетом одного – двух простейших показателей определить состояние спортсмена в данный момент.

В зависимости от используемых показателей контроль классифицируется следующим образом:

- педагогический, когда оцениваются уровень технико-тактической и физической подготовленности, особенности выступления в соревнованиях, динамика спортивных результатов, структура и содержание тренировочного процесса и др.;

- медико-биологический, при котором оцениваются состояние здоровья, возможности функциональных систем, отдельных органов и механизмов;

- социально-психологический, связанный с изучением особенностей личности спортсмена, его психологического состояния и подготовленности, общего микроклимата и условий тренировочной и соревновательной деятельности.

Подобная классификация позволяет уточнить ряд понятий о комплексном контроле, под которым понимают применение методов этапного, текущего и оперативного контроля, когда в пределах одного обследования предполагается оценка различных сторон подготовленности спортсменов, содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.

Подготовка спортсменов осуществляется в основном методами этапного контроля с помощью комплексных научных групп, которые используют объемные программы тестирования преимущественно в лабораторных условиях. Реже применяются методы текущего и оперативного контроля, что объясняется незначительными возможностями, доступными тренеру. В спортивной практике эта проблема относится к наиболее актуальным. Она может быть решена путем создания унифицированных программ тестирования на основе специфических тестов, позволяющих охарактеризовать состояние различных компонентов двигательной функции спортсмена.

 

 

Вопросы к семинару

 

1. Дайте определение понятия «педагогический контроль».

2. Как Вы понимаете выражение контроль «фактора воздействия»?

3. Как Вы понимаете выражение контроль «объекта и эффекта воздействия»?

4. Какие требования предъявляются к педагогическому контролю?

5. Дайте характеристику оперативно-текущего контроля?

6. Дайте характеристику циклового контроля?

7. Дайте характеристику этапного контроля?

8. В чем различие углубленного, избирательного и локального контролей?

9. Как классифицируется контроль в спорте в зависимости от используемых показателей?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: