Интеграция бюджетного и управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования




При организации управленческого учета у руководителей вуза неизбежно возникает вопрос, следует ли им создавать эту систему отдельно, независимо от системы бюджетного учета – что означает создание специального структурного подразделения или, по крайней мере, отдельной группы работников, которые бы занимались только вопросами управленческого учета, - либо выстраивать управленческий учет во взаимосвязи с уже существующей системой бюджетной отчетности.

Применительно к деятельности вузов целесообразным представляется вариант интеграции управленческого и бюджетного учета.

Во-первых, в настоящее время во многих российских учреждениях высшего профессионального образования уже существуют элементы управленческого учета и его информационной базы, которые встроены в систему бюджетной отчетности.

Во-вторых, российские вузы не обладают возможностями привлечения дополнительного числа квалифицированных специалистов, которые могли бы работать в специализированном подразделении или группе по управленческому учету.

В-третьих, поскольку существуют многочисленные области пересечения управленческого и бюджетного учета, наличие двух самостоятельных систем учета в рамках одного вуза неизбежно привело бы к росту трудоемкости и затрат на сбор и обработку информации, ненужному дублированию операций и видов работ и увеличению количества ошибок в отчетности.

В итоге, интеграция систем бюджетного и управленческого учета позволит вузу получить следующие преимущества:

1. Обеспечивается возможность сравнения и проверки данных различных систем учета, поскольку в их основе лежит использование единого информационного пространства.

2. Исключается необходимость дублирования ввода данных и сведений по одним и тем же операциям по исполнению бюджета для нужд различных систем учета.

3. Значительно повышается уровень достоверности управленческой информации за счет однократного ввода данных, что способствует минимизации количества ошибок.

4. Обеспечивается экономия трудовых и иных ресурсов в связи с отсутствием необходимости в содержании дополнительных служб (подразделений, групп) для параллельного ведения различных видов и систем учета и отчетности.

5. Достигается оптимизация документооборота.

6. Возрастает оперативность (сокращаются сроки) предоставления запрашиваемой информации руководителям вуза и его подразделений, в результате чего появляется больше времени для принятия взвешенных, экономически обоснованных решений.

В российских вузах применяются различные пакеты прикладных программ для ведения бюджетного учета и формирования отчетности. При внедрении управленческого учета должны быть предприняты необходимые меры по доработке данного программного продукта с целью создания возможности использования данных бюджетного учета для формирования информации в системе управленческого учета. При этом предпочтение следует отдать такой организации обмена информацией, при котором вся первичная информация поступает из системы бюджетного учета.

Трансформация данных из бюджетного учета в управленческий учет предполагает решение следующих задач:

- разработка правил трансформации данных бюджетного учета в управленческие;

- установление соответствия статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления и управленческих статей доходов/расходов, операций с активами и обязательствами;

- введение при необходимости дополнительных аналитических признаков в счета бюджетного учета плана счетов и дополнительных реквизитов в выводимые на дисплей при использовании программного продукта формы ввода данных первичного учета.

В целях разработки правил трансформации данных бюджетного учета в управленческие следует провестианализ всех операций по исполнению бюджета, осуществляемых вузом, способы их отражения в бюджетном учете и документы, которыми данные операции оформляются.

При этом необходимо установить соответствие корреспонденций счетов бюджетного учета отражению информации на счетах управленческого учета, включая соответствие дополнительных аналитических показателей, статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления и управленческих статей доходов/расходов, операций с активами и обязательствами.

Например, для того, чтобы в управленческом учете сформировалась информация о направлениях расходования средств бюджета на оплату коммунальных услуг, необходимо составить соответствие подстатьи классификации операций сектора государственного управления «Коммунальные услуги» и подстатей управленческого учета «Оплата отопления, технологических нужд и горячего водоснабжения», «Оплата потребления газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги)»; «Оплата потребления электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей»; «Оплата водоснабжения, водоотведения, ассенизации» и т.д.

Выполнение данной работы позволит детализировать аналитический аппарат бюджетного учета с целью получения необходимой для управленческого учета информации и установить более полное соответствие между ними.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: