Соотношение понятий «вещь», «предмет музейного значения», «музейный предмет», «экспонат».




Статус вещи в культуре и в музее. Междисциплинарный подход к изучению музейного предмета. Музейный предмет как научное понятие. Свойства и функции музейного предмета.

Вещь в антропоцентрическом контексте.

Топоров Владимир Николаевич Вещь в антропоцентрической перспективе:

· Сакральное, связь вещи с ритуалом (символический смысл, архетип)

В христианстве вещи - символы

· Функционального, ремесленник (прагматическое) – при появлении цели создания вещи (не дать погибнуть) происходит переход от космогинеза к антропоцентрическому этапу культуры.

 

Современность(Фуко, Бодрийяр) подлинность – связь символической природы вещи и её утилитарного назначения (сохранение связи между сакральностью и бытом).

Хайдеггер. По назначению, органично в культуре – не замечает ценность. Вещность (смысл, подлинное предназначение через прообразы)

Быт мы замечаем только когда нам его не хватает (Лотман)

Понять подлинное значение вещь можно только в рамках исторический контекста тай культуры, откуда вещь родом (об этом писал Кнабе, Лотман, Мальро)

Вещь в «невербальном поле культуры».

Тело, вещь, ритуал (функция вещи через форму - морфология)

Человек – вещь, созданная богом. Вещь как продолжение человека и удовлетворение его потребности.

У вещи всегда есть смысл, который не покрывает функции её применения (Р. Барт)

В области культуры вещь как знак – метафора, отсылающая к образу, общественно историческому содержанию которое выражено в эмоциональной памяти и образных ассоциаций (Кнабе)

«Культурная биография» и «социальная история» вещи.

При выяснении биографии вещей можно задавать вопросы, аналогичные тем, что задают о людях: каковы в социологическом плане биографические возможности, допускаемые «статусом» вещи, данной эпохой и культурой, и как эти возможности реализуются? Откуда эта вещь взялась, и кто ее сделал? Какова была ее карьера, и что люди считают идеальной карьерой для подобных предметов? Каковы общепризнанные «эпохи» или периоды в «жизни» этой вещи, и как они культурно маркированы? Меняется ли использование вещи с течением времени, и что с ней случится, когда она исчерпает свою полезность?

михаил эпштейн реология – гуманитарная дисциплина, изучающая отдельную вещь. Вернутся к исходной точке от общих понятий, раскрыть в вещи свернутое богатство всей человеческой культуры и вселенского смысла

лирический музей - три функции вещи - как раритета, как экземпляра и как реликвии - могут по-разному пересекаться и совмещаться в конкретной музейной практике; но по традиции именно они обеспечивают музейный статус вещам, переводят их в разряд экспонатов. Тот музей, проект которого предлагается обсудить, не относится ни к одному из вышеперечисленных типов. Его экспонаты - вещи повседневного быта, повсеместного распространения, лишенные особой материальной, исторической или художественной ценности, они встречаются повсюду, не вызывая никакого внимания и удивления.

В том и состоит задача реалогии как теоретической дисциплины и лирического музея как ее экспериментального обоснования, практического вещеведения, чтобы постичь в вещах их собственный, нефункциональный смысл, не зависимый ни от товарной стоимости, ни от утилитарного назначения, ни даже от их эстетических достоинств.

 

Соотношение понятий «вещь», «предмет музейного значения», «музейный предмет», «экспонат».

Термин «музейный предмет» ввел в начале 1930-х гг. в научный оборот Н. М. Дружинин. Но теоретическая разработка этого понятия началась несколько десятилетий спустя в 1970-80-е гг. В исследованиях З. Странского, Й. Бенеша, К. Шрайнера, А. М. Разгона, В. Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева муз. предмет стал изучаться как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

По З. Странскому.

Музейный предмет – это объект реального мира, движимый, аутентичный (подлинный), изъятый из среды бытования в связи с культурной, исторической и информационной ценностью.

Музейный объект – это недвижимый, как материальный, так и не материальный (песня, нормы, ритуал, экологические отношения) объект.

По Энненбаху: музейный предмет является документом, свидетельством развития культуры, общества, природы, явл. Участником исследования – первоисточник знаний. Он содержит в себе информацию и может ее передавать (коммуникация).

Й. Бенеш считал, что музейный предмет возникает не произвольно, а в процессе целенаправленной деятельности. Он рассматривал следующую последовательность превращения обычного предмета реального мира в мир музейный:

- предмет функционирует в естественной среде бытования, выполняет утилитарную функцию.

- предмет существует в естеств. Среде после утраты утилитарной функции – граница между средой естественной и музейной.

- предмет подвергается научной обработке, консервации и реставрации.

- предмет, информационно обогащенный в результате научного исследования, находится в рамках музейного учета.

- предмет включается в фонды или экспозицию

 

Предмет музейного значения – объект, обладающий музейной ценностью и свойствами музейного предмета, но не входящий в муз. собрание. ПМЗ выявляются в процессе комплектования, изымания из среды бытования и после прохождения всех стадий научной обработки включается в муз. собрание.

Экспонат – предмет, выставленный для обозрения, начальный структурный элемент экспозиции.

Вещь – любой отдельный предмет, обычно являющийся продуктом деятельности человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: