Статус вещи в культуре и в музее. Междисциплинарный подход к изучению музейного предмета. Музейный предмет как научное понятие. Свойства и функции музейного предмета.
Вещь в антропоцентрическом контексте.
Топоров Владимир Николаевич Вещь в антропоцентрической перспективе:
· Сакральное, связь вещи с ритуалом (символический смысл, архетип)
В христианстве вещи - символы
· Функционального, ремесленник (прагматическое) – при появлении цели создания вещи (не дать погибнуть) происходит переход от космогинеза к антропоцентрическому этапу культуры.
Современность(Фуко, Бодрийяр) подлинность – связь символической природы вещи и её утилитарного назначения (сохранение связи между сакральностью и бытом).
Хайдеггер. По назначению, органично в культуре – не замечает ценность. Вещность (смысл, подлинное предназначение через прообразы)
Быт мы замечаем только когда нам его не хватает (Лотман)
Понять подлинное значение вещь можно только в рамках исторический контекста тай культуры, откуда вещь родом (об этом писал Кнабе, Лотман, Мальро)
Вещь в «невербальном поле культуры».
Тело, вещь, ритуал (функция вещи через форму - морфология)
Человек – вещь, созданная богом. Вещь как продолжение человека и удовлетворение его потребности.
У вещи всегда есть смысл, который не покрывает функции её применения (Р. Барт)
В области культуры вещь как знак – метафора, отсылающая к образу, общественно историческому содержанию которое выражено в эмоциональной памяти и образных ассоциаций (Кнабе)
«Культурная биография» и «социальная история» вещи.
При выяснении биографии вещей можно задавать вопросы, аналогичные тем, что задают о людях: каковы в социологическом плане биографические возможности, допускаемые «статусом» вещи, данной эпохой и культурой, и как эти возможности реализуются? Откуда эта вещь взялась, и кто ее сделал? Какова была ее карьера, и что люди считают идеальной карьерой для подобных предметов? Каковы общепризнанные «эпохи» или периоды в «жизни» этой вещи, и как они культурно маркированы? Меняется ли использование вещи с течением времени, и что с ней случится, когда она исчерпает свою полезность?
|
михаил эпштейн реология – гуманитарная дисциплина, изучающая отдельную вещь. Вернутся к исходной точке от общих понятий, раскрыть в вещи свернутое богатство всей человеческой культуры и вселенского смысла
лирический музей - три функции вещи - как раритета, как экземпляра и как реликвии - могут по-разному пересекаться и совмещаться в конкретной музейной практике; но по традиции именно они обеспечивают музейный статус вещам, переводят их в разряд экспонатов. Тот музей, проект которого предлагается обсудить, не относится ни к одному из вышеперечисленных типов. Его экспонаты - вещи повседневного быта, повсеместного распространения, лишенные особой материальной, исторической или художественной ценности, они встречаются повсюду, не вызывая никакого внимания и удивления.
В том и состоит задача реалогии как теоретической дисциплины и лирического музея как ее экспериментального обоснования, практического вещеведения, чтобы постичь в вещах их собственный, нефункциональный смысл, не зависимый ни от товарной стоимости, ни от утилитарного назначения, ни даже от их эстетических достоинств.
|
Соотношение понятий «вещь», «предмет музейного значения», «музейный предмет», «экспонат».
Термин «музейный предмет» ввел в начале 1930-х гг. в научный оборот Н. М. Дружинин. Но теоретическая разработка этого понятия началась несколько десятилетий спустя в 1970-80-е гг. В исследованиях З. Странского, Й. Бенеша, К. Шрайнера, А. М. Разгона, В. Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева муз. предмет стал изучаться как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.
По З. Странскому.
Музейный предмет – это объект реального мира, движимый, аутентичный (подлинный), изъятый из среды бытования в связи с культурной, исторической и информационной ценностью.
Музейный объект – это недвижимый, как материальный, так и не материальный (песня, нормы, ритуал, экологические отношения) объект.
По Энненбаху: музейный предмет является документом, свидетельством развития культуры, общества, природы, явл. Участником исследования – первоисточник знаний. Он содержит в себе информацию и может ее передавать (коммуникация).
Й. Бенеш считал, что музейный предмет возникает не произвольно, а в процессе целенаправленной деятельности. Он рассматривал следующую последовательность превращения обычного предмета реального мира в мир музейный:
- предмет функционирует в естественной среде бытования, выполняет утилитарную функцию.
- предмет существует в естеств. Среде после утраты утилитарной функции – граница между средой естественной и музейной.
- предмет подвергается научной обработке, консервации и реставрации.
- предмет, информационно обогащенный в результате научного исследования, находится в рамках музейного учета.
- предмет включается в фонды или экспозицию
Предмет музейного значения – объект, обладающий музейной ценностью и свойствами музейного предмета, но не входящий в муз. собрание. ПМЗ выявляются в процессе комплектования, изымания из среды бытования и после прохождения всех стадий научной обработки включается в муз. собрание.
Экспонат – предмет, выставленный для обозрения, начальный структурный элемент экспозиции.
Вещь – любой отдельный предмет, обычно являющийся продуктом деятельности человека.