Возрастная группа: пожилые люди (65 лет и старше)




Для взрослых людей этой возрастной группы физическая активность предполагает оздоровительные упражнения или занятия в период досуга, подвижные виды активности (например, велосипед или пешие прогулки), профессиональной деятельности (если человек продолжает работать), домашние дела, игры, состязания, спортивные или плановые занятия в рамках ежедневной деятельности, семьи и общества.

· такие же рекомендации, как и для взрослых людей (приведенные выше), при надлежащих для пожилых людей интенсивности и типе физической активности; и

· упражнения для поддержания гибкости; и

· упражнения на равновесие.

 

Тренирующий режим

Сама по себе физическая нагрузка несёт в себе оздоровительный характер. Данная процедура назначается людям всех возрастов. По мере того, как человек себя чувствует, какие у него есть показания и противопоказания, ему назначается определённая физическая нагрузка, которая имеет несколько видов сложности. Физическая нагрузка включает в себя комплекс различных упражнений, действующих на человека согласно его заболеванию. Эффективность лечебно-восстановительного процесса зависит от рационального построения двигательного режима. Рациональный режим движения основан на:
1) стимуляции восстановительных процессов путем активного отдыха и направленной тренировки функций различных органов и систем;
2) соответствие физических нагрузок возрасту пациента, его физической подготовленности, клиническому течению заболевания и функциональным возможностям организма;
3) постепенной адаптации организма пациента к возрастающей нагрузке.

 

Тренирующий режим - является наиболее расширенным. Состояние больного позволяет включать в занятия спортивные игры без строгой регламентации интенсивности и продолжительности занятия; интенсивность нагрузки обусловлена техничностью и выносливостью больного и его партнеров по игре, продолжительность – правилами выбранной игры. Показаны длительные прогулки (ближний туризм) и участие во всех мероприятиях, проводимых в лечебных учреждениях. Физическая нагрузка достигает 60% аэробных возможностей.

 

Лучшими формами физических упражнений тренирующего режима являются обязательная утренняя гимнастика, занятия в группах общей физической подготовки по программе комплекса ГТО, дозированная ходьба и дозированный бег, спортивные игры по общим правилам. У этой группы отдыхающих при нагрузках на занятиях указанными видами физических упражнений выявляется учащение пульса до 120-150 ударов в 1 мин, максимальное артериальное давление повышается до 150 мм рт. ст., а минимальное может снижаться до 55 мм рт. ст. и ниже. У лиц пожилого возраста (60-75 лет) не следует допускать учащение пульса более чем до 120-130 ударов в 1 мин.

 

 

Пульсовый режим

Пульсовой режим при выполнении физических упражнений должен быть таким, чтобы обеспечивалась физиологически оправданная нагрузка, направленная на развитие определенных двигательных качеств. Рассмотрим этот режим на примере циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки.

Режим стандартной непрерывной нагрузки рекомендует для начинающих упражнения, вызывающие частоту сердечных сокращений (ЧСС) от 120 до 180 уд./мин, а для спортсменов — 150— 180 уд./мин. Продолжительность выполнения упражнений должна составлять от 10—15 мин до нескольких часов.

В режиме переменной непрерывной нагрузки интенсивность дозируется по ЧСС в диапазоне от 130—140 до 170—185 уд./мин. Изменение интенсивности при выполнении упражнения может производиться произвольно в указанном диапазоне или планироваться заранее. Продолжительность выполнения упражнений — от 10—12 мин до 1 ч.

Режим интервальной нагрузки предусматривает, что интенсивность работы должна быть на уровне 75—85% от максимальной, при этом ЧСС к концу работы должна составлять примерно 180 уд./мин. Продолжительность выполнения упражнений должна быть не более 1,5 мин. Число повторений упражнений зависит от подготовленности занимающегося. Перед очередным повторением ЧСС должна снизиться до 120—140 уд./мин. Интервалы отдыха между повторениями не должны превышать 4 мин.

Особенностью циклических упражнений является удобство в дозировании нагрузки. Она варьируется дистанцией и скоростью ее преодо­ления. Все параметры нагрузки поддаются точной стандартизации, что дает возможность оценить степень функциональной напряженности органов и систем, обеспечивающих мышечную работу. Методика оцен­ки тяжести аэробных упражнений также хорошо изучена. Контроль на­грузки не требует специальных навыков и оборудования. Достаточно измерить частоту сердечных сокращений и соотнести рациональный объем, интенсивность мышечной работы с затратами организма на их обеспечение.

Однако различные виды циклических упражнений отличаются друг от друга структурой двига­тельного акта и особыми внешними условиями его выполнения. Рас­смотрим специфику наиболее популярных аэробных упражнений, ис­пользуемых в оздоровительной физической культуре.

Наиболее доступными видами циклических физических упражне­ний являются ходьба и бег. Они основаны на естественных двигатель­ных стереотипах и не требуют специального разучивания техники. К тренировкам можно приступать с минимальным уровнем физической подготовленности. Для этого существуют специальные тренировочные программы постепенного повышения нагрузки путем сочетания ходьбы и бега. Перечень медицинских противопоказаний также минимален, возможны даже занятия ходьбой и бегом с целью лечения заболеваний. Единственные «всепогодные» упражнения, которые к тому же не требу­ют специального инвентаря и оборудования.

Аэробные упражнения включают в себя большую разновидность двигательных действий, которые объединяет аэробный характер энергообеспечения. В рамках оздоровительной фи­зической культуры целесообразными считаются только такие аэробные упражнения, которые могут выполняться длительное время и охватыва­ть работой большую группу мышц (около 2/3 от мышечной массы тела).

Плавание и ходьба на лыжах более «требовательны» к уровню фи­зической подготовленности. Выполнение этих упражнений в режиме оздоровительной тренировки требует освоения специфических, несте­реотипных двигательных действий. Причем уровень освоения техники должен быть закреплен в виде навыка. В противном случае мощность нагрузки будет выше за счет нерациональной техники. Отличительной особенностью данных видов упражнений являются особые внешние условия выполнения мышечной работы, что может повышать их оздо­ровительную ценность.

При занятиях плаванием сопутствующим оздоровительным факто­ром является водная среда. Уже само пребывание в воде (без выполнения каких-либо движений) вызывает увеличение расхода энергии на 50% (по сравнению с уровнем покоя), поддержание тела в толще воды требует уве­личения расхода энергии уже в 2 - 3 раза. Это связано с тем, что теплопро­водность воды в 25 раз больше, чем воздуха, а осуществление дыхательных актов затруднено увеличенным давлением на грудную клетку. Вследствие высокого сопротивления воды на 1 м дистанции расходуется в 4 раза боль­ше энергии, чем при ходьбе с аналогичной скоростью. Практическое от­сутствие давления на позвоночник и суставы, горизонтальное положение туловища позволяют использовать плавание при некоторых расстройствах опорно-связочного аппарата. Для достижения необходимого оздоровитель­ного эффекта занятий плаванием необходимо длительно поддерживать скорость, при которой ЧСС находится в оптимальном диапазоне тре­нирующего воздействия. Это возможно только при освоении правильной техники плавания.

Применение в оздоровительной тренировке ходьбы на лыжах воз­можно только при соответствующих климатических условиях. Регуляр­ные занятия лыжами существенно увеличивают холодо­устойчивость. В отличие от бега и плавания при ходьбе на лыжах задействуются практически все мышечные группы. Не случайно основопо­ложник аэробики К.Купер ставит ходьбу на лыжах на первое место, оце­нивая ее даже выше, чем бег. Техника ходьбы на лыжах осваивается быстрее плавания. Однако для начинающих среднего и пожилого возра­ста может представлять определенные трудности.

 

Заключение

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

Наш век – век значительных социальных, технических и биологических преобразований. НТР внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию (недостаток объема двигательной деятельности), нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и др. влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им является регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.

Следует заметить, что даже самостоятельные занятия физическими упражнениями при четком планировании физической нагрузки и отдыха дают высокий эффект. В настоящее время наблюдается рост количества людей разных возрастов и профессий, приобщающихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Это не дань моде и не исполнение чьих-то указаний и приказов, а скорее всего веление времени, результат осознанной необходимости. Не случайно замечено, что здоровье, жизненный тонус, настроение людей зависят не от одной лишь медицины. Поэтому просто необходимо заниматься физической культурой постоянно.

Известно, что здоровье человека определяется на 20% генетической предрасположенностью, на 20% экологическими факторами, на 10% уровнем медицинского обеспечения и на 50% - образом жизни человека.Именно на этом направлении можно ожидать наиболее эффективного прорыва в решении проблем восстановления и сохранения здоровья.

 

Литература

1. Ильинчина В.И. Физическая культура студента. М. 1999.

2. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия. 2000.

3. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997.

4. Лещинский Л. А. Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 1995.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.-М.: ФиС,1991.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: