Общая характеристика системы образования Израиля




Система образования в Израиле

Израиль является относительно молодым государством (оно было основано в 1948 году) и с первых лет его возникновения одной из приоритетных задач является создание оптимальной системы образования. И это не случайно. Государство, не имеющее природных богатств, делает ставку в своем развитие на создание новых технологий. За годы своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока. Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и новые репатрианты, но и иностранцы. Израильская система образования успешно абсорбировала сотни тысяч иммигрантов на протяжении многих лет, включая школьников, студентов и учителей различного происхождения. Население Израиля характеризуется широким этническим, религиозным, культурным и социальным разнообразием.

Государственная система образования состоит из трех главных направлений: государственного, государственно-религиозного, независимого. В государственных школах приблизительно 75% учебного плана обязательны, а остальные 25% дополнительно выбирает сама школа. Изучение иудаизма проводится с национально-культурной точки зрения без упора на соблюдение религиозных заповедей. Дополнительные дисциплины выбираются из утвержденного министерством просвещения списка советом школы, в который входят как преподаватели, так и представители родительского комитета. В государственно-религиозных школах основной учебный план почти идентичен планам государственных школ, но дополнительные занятия направлены на углубленное еврейское и религиозное обучение. Учащиеся данных школ должны одеваться и вести себя согласно религиозным стандартам, и ежедневные молитвы – часть школьного дня. Мальчики и девочки в таких школах учатся раздельно. Независимые школы разделяются на признанные Министерством просвещения и непризнанные. В признанных независимых школах учебные планы Министерства просвещения обязательны. Данные школы функционируют за пределами государственной системы образования и обслуживают преимущественно ультра-ортодоксальный сектор. Директорат определяет учебные и образовательные нормы каждой школы самостоятельно. Обучение платное, но в ряде школ предоставляются существенные скидки новым репатриантам. При поступлении в эти школы нужно сдавать экзамены. Почти все средние школы в Израиле обладают правовым статусом независимых и признанных школ. При этом они управляются не Министерством просвещения, а муниципалитетами, различными национальными сетями и местными комитетами. Неофициальные и непризнанные Министерством просвещения религиозные школы включают те, которыми управляют различные религиозные организации. Такие школы предлагают только часть предметов из основного учебного плана министерства. Наблюдение за этими школами ограничено и касается преимущественно их материально-технического обеспечения. Получение образования является обязательным для всех детей и представителей молодежи, проживающих в Израиле, с дошкольного возраста и до двенадцатого класса 5 средней школы. В случае распространения закона об обязательном образовании на детей младшего дошкольного возраста, то есть, на детей в возрасте 3-4 лет, его внедрение будет осуществляться постепенно в населенных пунктах и районах, перечисленных в министерских указах. Недавно введенная поправка (поправка 29) предусматривает распространение закона также на 11-й и 12-й классы средней школы. Эта поправка будет внедряться постепенно в соответствии с будущими министерскими указами. До настоящего времени эта поправка была применена к 10% учащихся данного возраста. В 2011/2012 учебном году эта поправка распространена еще на 10% учащихся, а к 2014/15 учебному году ожидалось ее повсеместное внедрение.

На государство возложена ответственность за создание единых рамок государственного образования, а также за выработку набора целей, на достижение которых направлена деятельность образовательных учреждений. Это включает в себя:

- Внедрение системы государственного и государственно-религиозного образования; - Выработка стандартных учебных программ, а также дополнительных и экспериментальных учебных программ; создание необходимых условий и определение критериев для официального признания неофициальных учебных заведений;

- Организация надзора за деятельностью государственных образовательных учреждений, назначение инспекторов, директоров и учителей, а также внедрение базисной учебной программы;

- Определение критериев зачисления в учебные заведения и условий перехода с одного учебного уровня на другой; предотвращение любых форм политической пропаганды в образовательных учреждениях.

На государство возложена ответственность за бесплатное предоставление специального образования детям с особыми потребностями для того, чтобы и трудновоспитуемые дети имели возможность развивать свои способности и приобретать необходимые знания, образование и жизненные навыки. В Израиле предусмотрено введение удлиненного учебного дня в населенных пунктах и районах, определенных в министерских указах. Добавляются образовательные и учебные часы к тем, которые уже предоставляются в рамках существующей общеобразовательной системы, с целью углубления и расширения знаний учащихся, а также выделения дополнительного времени для социально значимой деятельности. На министра образования возложена ответственность за выработку образовательных программ, предназначенных для детей, которые госпитализированы или неспособны покидать свои дома в связи с той или иной медицинской проблемой или в результате несчастного случая (если они вынуждены оставаться дома на протяжении более чем 21 дня подряд). Образовательная программа обязана учитывать медицинские ограничения учащегося и учебный план, сформированный до начала болезни. После официального утверждения предложенной программы министром здравоохранения министр образования должен обеспечить создание и поддержание образовательных структур в рамках больниц, а также определить порядок их работы. Министр образования имеет право предоставлять официальный статус образовательным учреждениям, которые полностью или частично укомплектованы учащимися 9-12 классов и в которых обучение осуществляется на основе образа жизни, присущего им как представителям особой культурной группы. Под определение «особой культурной группы» подпадает ультра-ортодоксальное население, представители которого посещают йешивы и изучают священные писания в соответствии с еврейским религиозным законодательством. Согласно закону министр образования имеет право издать соответствующий указ, с одобрения парламентской комиссии по образованию, культуре и спорту, и предоставить другим группам населения статус уникальных культурных групп при условии их соответствия законодательному определению данного термина. Структуры и службы в образовательных учреждениях должны быть доступны для лиц с ограниченными возможностями. Это включает в себя также и образовательные услуги. Министр образования несет ответственность за обеспечение доступа к учебным заведениям и услугам, которые они предоставляют, а также за постепенное внедрение данного закона. Недопустимо применение следующих мер по отношению к детям: дискриминация на этнической, социально-экономической или политической основе; физические наказания или унижение; наказание учащихся за действия родителей или же за их бездействие; отчисление учащегося из учебного заведения без предоставления ему и его родителям возможности изложить собственные аргументы, обратиться в апелляционный комитет с просьбой о пересмотре дела и так далее. Представители профессорско-преподавательского состава в образовательных учреждениях обязаны сообщать любому лицу, являющемуся возможной жертвой насилия в семье, о местах, в которые следует обращаться за помощью, включая предоставление адресов и телефонов ближайших центров по борьбе с насилием.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: