Жизненный путь жителя города




 

Современная жизнь с ее многочисленными изменениями и трудностями требует от человека осмысления, понимания того, что происходит, каким образом необходимо действовать, в тех или иных ситуациях, простраивать, организовывать свой жизненный путь, для успешного взаимодействия в системе отношения «Человек-Мир». Проблеме жизненного пути и жизни уделяли внимание Ш. Бюлер, А. Адлер, В. Франкл, Ж. Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Логина, Л.И. Анциферова, И.С. Кон, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.

Жизненный путь - это и становление человека по этапам его созревания, и способ бытия человека, без которого нет его развития, восхождения. Жизненный путь обозначает историю человека как субъекта жизнедеятельности, которая развертывается в конкретно-историческом времени и в известной мере им определяется.

В зарубежной психологии жизненный путь рассматривали как индивидуальную или личностную жизнь в ее динамике. Единицей анализа «было событие», в котором выделили две стороны внешнюю и внутреннюю. Введение событий позволило разделить жизненный путь на фазы и описать его (Ш. Бюлер). Особое внимание уделяли, вопросу движущих сил жизни. В качестве первичной силы жизни был назван поиск ее смысла, отмечали индивидуальность и неповторимость каждого человека и его жизненного пути (В. Франкл). В соответствие жизненному пути человека рассматривали индивидуальный жизненный стиль, интегрирующий значимые цели и способы их достижения и определяемый как единство личностных характеристик, установок в повседневной деятельности (А. Адлер). Таким образом, жизненный путь рассматривался через события, смысл, цели и способы, акцент делали на внешней стороне жизни, меньше уделяли внимания внутренней, при этом найти связь между внутренней и внешней стороной жизненного пути не удалось.

В отечественной психологии к пониманию жизни и жизненного пути впервые обратился С.Л. Рубинштейн. Жизненный путь личности он рассматривал, как целостное непрерывное явление, а жизнь - как закономерный процесс, наполненный, насыщенный событиями и фактами. Высшим личностным образованием жизненного пути является активность, проявляющаяся в формировании основных составляющих жизни и обеспечивающих реализацию собственных потребностей в конкретных жизненных обстоятельствах. По Рубинштейну активное - субъективное отношение к жизненному пути связано с появлением рефлексии жизни. Б.Г. Ананьев под жизненным путем личности понимал историю формирования развития личности в определенном обществе, единицей анализа рассматривал возраст, именно он соединяет социальные и биологические периоды жизни. В трудах К.А. Абульхановой-Славской изучение жизненного пути рассматривается, через призму понятий: жизненная позиция, жизненная линия, жизненные стратегии, смысл жизни. Данный автор указывает важность не только возрастной периодизации, но и личностной. Жизненная позиция- это совокупность ее жизненных отношений, способ реализации, отвечающий потребностям, ценностям личности. Жизненная линия представляет реализацию жизненной позиции во времени и обстоятельствах жизни, отражает каким образом, личность воплощает свои жизненные принципы и отношения. В основе жизненной позиции лежит смысл - ценностный способ обобщения, целеполагания в жизни. Рассматривая, жизненный путь во времени Л.И.Анциферова отмечает, что это индивидуализированное преломление личностью движения социально-исторической деятельности. Таким образом, при изучении жизненного пути в отечественной психологии внимание уделялось не только внешнему описанию жизни, через возраст, события, время, но и через внутреннюю активность, рефлексию. Это позволило прийти к пониманию жизненного пути как закономерности, которая определяется составляющими личности, но целостного, структурно-системного представления жизненного пути нет. Проблема соотношения внутренней и внешней жизни остается открытой. В связи с этим, проблему жизненного пути на наш взгляд, наиболее продуктивно изучать с позиции рефлексивно-регулятивного подхода, который позволяет целостно изучить жизненный путь, связать внешнюю и внутреннюю сторону жизни, (И.М.Сеченов, С.Л. Рубинштейн, А.С. Шаров).

Регуляция - это направленная система выборов, регулятивных актов, посредством, которых осуществляется взаимодействия человека с миром, с другими людьми, природой, техникой. В регуляции воплощается весь потенциал человека, все то, что он накопил в своем развитии, регуляция это форма проявления человеком себя, она служит основой развития и саморазвития человека. В регуляции находят свое воплощение компоненты психологической структуры человека: ценностно-смысловое содержание, активность и рефлексия. Они являются границами, наполняют ее содержанием и выполняют определенные функции, без них невозможна регуляция.

Ценностно-смысловое содержание ориентирует человека в мире, указывает на значимое для него и дает силы, энергию для достижения значимого. Значимость выступает стержнем человека. Различение значимости приобретает формы внутреннего напряжения, направленной напряженности, ценностных и смысловых переживаний. В совокупности они образуют нечто целостное, освещая, дорогу в жизни и направляют человека к заветным целям. Это внутренний модус человека, который в совокупности составляет внутренний мир человека и выступает единицей анализа психологической жизни. Ценностно-смысловое содержание воплощается в жизни через активность, она включает в себя внешнюю (это все виды и формы деятельности и жизнедеятельности) и внутреннюю активность, которая находит свое выражение в функционировании психических процессов, познавательной сферы, задавая границы жизненному пути.

Соединение внешней и внутренней стороны наблюдается в активности, как управлении, регулировании собой, когда человек делает выбор действия, поступка.

Рефлексия является основой развития и изменения человека, она соотносит что-то с чем-то, позволяет планировать и прогнозировать события, соотносить прошлое и будущее. Выражается в том, что человек может сам строить свою судьбу и определять поведение в жизненных ситуациях в соответствии с собственным обобщенным отношением к жизни и жизненным планам. В свою очередь жизненные планы формируются во внутреннем мире человека, а реализуются во внешнем. Следовательно, мотивы, смыслы и ценности о-граничивают (по направлению, мере напряжения, предметно-содержательно и т.д.) активность человека в жизни, а значит, регулируют ее. Регуляция идет изнутри, тем самым соприкасается и учитывает внешние реалии, но эта регуляция идет на разных уровнях. Операционный уровень связан с реализацией насущных потребностей и мотивов, проявляющихся в конкретных жизненных ситуациях. Тактический уровень связан с целями, смыслами, выбирая их человек, оформляет свой жизненный путь. Стратегический уровень проявляется в ценностях, их задает культура, в которой развивается человек. В процессе усвоения культуры, формируются ценностные ориентации человека как механизм регуляции жизненного пути. Способность регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное его целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество жизни человека.

Таким образом: 1) авторы пытаются рассмотреть и изучить жизненный путь, как ограничения, связывают его с определенной зависимостью; 2) мы считаем, что жизненный путь необходимо рассматривать с рефлексивно-регулятивного подхода, т. к. активность является связующим звеном внутренней и внешней сторон жизни, выражается в регуляции; 3) регуляция обеспечивает организацию жизненного пути на операционном, тактическом, стратегическом уровне.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: