Владение имуществом в городе




 

Глубокие социально-экономические преобразования характеризуют состояние современного российского общества. Значительные изменения претерпевает вся совокупность отношений людей к самим себе, межличностных отношений, отношений в производственной сфере. Происходят радикальные изменения в системе отношений собственности. 1 февраля 2008 года вступил в силу Закон «Об исполнительном судопроизводстве». Согласно документу судебные приставы получили право свободного доступа в дом должника, а в некоторых случаях и без предупреждения. Данный закон вызвал широкий общественный резонанс. Все аспекты, касающиеся собственности и ожидаемой государственной защиты от вторжения на «территорию собственности» имеют первостепенный характер. Даже не смотря на то, что закон регулирует положение должника, а не законопослушного гражданина – такое положение может вызывать психологическое напряжение у большинства граждан.

Собственность – это прежде всего экономическая категория, но одновременно она может рассматриваться с философской, социальной, правовой и психологической точек зрения.

По Г.Гегелю, «право собственности возникает в процессе товарного обмена. Чтобы обменяться товарами, необходимо, прежде всего, признать друг друга собственниками, ведь иначе обмен по стоимости не может состояться. Этот «момент признания» и есть право собственности». Таким образом, отношения собственности – это субъект - объектные и субъект – субъектные отношения.

Отношения собственности исследовались преимущественно социологами, экономистами и юристами, тем не менее отношения собственности обладают социально-психологической основой.

Теоретическое осмысление социально-психологических аспектов отношений собственности получило развитие в трудах А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева (рассматривали содержание и структуру отношения к собственности); в работах З. Фрейда и Э. Фромма (изучали подсознательное стремление к обладанию собственностью), в исследованиях Р. Мэйли, У. Джеймса (анализировали представленность собственности в структуре личности). В настоящее время ряд российских исследователей изучают различные аспекты отношений собственности представителей разных социально – профессиональных групп (А.Л. Журавлев, М.В. Кирюхина, В.П. Позняков, А.Л. Темницкий), последствия депривации отношений собственности (Н.К. Радина, В.И. Слуцкий).

Важно обратить внимание на исследования отдельных структур личности, которые непосредственно зависят в своем становлении и развитии от того, в каких условиях человек живет и какой собственностью обладает и распоряжается. Так, понятие «психологическое пространство личности» исследователи рассматривают как «значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни субъекта и защищаемый им доступными физическими и психологическими средствами». Это пространство включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек отождествляет себя (территория, предметы, привязанности, установки). Измерения психологического пространства, по определению С.К. Нартовой-Бочавер, - это «контурные точки» описания личности во всей простоте или сложности её устройства.

Согласно эмпирическому исследованию С.К. Нартовой-Бочавер, психологическое пространство личности переживается субъектом как сохранное или нарушенное, что выражается в чувстве покоя или беспокойства; осознается вблизи своих границ и не осознается в тех областях, которые в последнее время не подвергались изменениям; выражается в поведении, направленном на объекты значимые для внутреннего мира. Границы пространства определяют отношение к малому и большому социуму – семье и друзьям, социальной группе, этносу, человечеству. Феномен «отношения» существенно влияет на принятие или непринятие изменений в обществе. Общий уровень социально – психологического благополучия и экономического благосостояния является фактором, влияющим на процесс политической социализации общества. В результате реформ бывшее государственное жилье в массовом масштабе перешло к населению. Этот переход был инициирован государством. Часть населения становилось собственниками жилья не по собственной внутренней мотивации, а «под прессом» необходимости, ввиду проводимых государственных реформ.

Согласно цели нашего исследования, необходимо описать и проанализировать социально-психологические последствия практики правообладания жилой собственностью, а также социально-психологические последствия депривации отношений собственности на жилье. Мы полагаем, что опыт владения правами собственности на жилье оказывает влияние на эмоциональный фон личности владельца и обусловливает сохранность его психологического пространства. Тем не менее, отношения собственности затрагивают как социально-психологическую, так и социальную сферы субъектов исследования, поэтому для создания адекватной реальности программы эмпирического исследования необходимо использование и психологических, и социологических концепций.

Проблема социально – психологического отношения к собственности требует комплексного, междисциплинарного рассмотрения и предполагает научный поиск на прикладном (эмпирическом) и теоретическом (концептуальном) уровнях.

 


Заключение

 

Следовательно, излишняя модернизация городской среды, непродуманные нововведения в пространство города, уничтожение зданий, построенных по архитектурным образцам прошлого, может вызывать у людей негативные эмоции, что следует учитывать при проектировании современной городской среды.

Много прилагательных, характеризующих город, в ответах испытуемых указывают на отношение к городу как к живому, что показывает, насколько велико воздействие окружающей среды на человека и как важно заниматься этой проблемой. Мы надеемся, что наша работа будет способствовать объединению и сотрудничеству людей, от которых зависит проектирование нашего города.

 


Список литературы

 

1. Гегель Г. Политические произведения. М., 2008.

2. Нартова-Бочавер С. К. Опросник «Суверенность психологического пространства» - новый метод диагностики личности// Психологический журнал. 2007. том 25. №5.

3. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «Психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение// Психологический журнал, 2007, том 24, № 6, с. 27-36.

4. Российская газета - Центральный выпуск №4576 от 31 января 2008.

5. Радина Н.К. Экономическая социализация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Психологическая наука и образование. 2008. №4.

6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2008.

7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии; МОДЭК, 2005.

9. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл: Эксмо, 2004.

10. Леонтьев А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев. // Мир психологии. - 2003. - N 4.

11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2005.

12. Тоффлер Элвин. Шок будущего./ Авт. предисл. и науч. ред. П. С. Гуревич; Пер. с англ.: Е. Руднева и др. - М.: АСТ, 2007.

13. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет: Книжный дом "Университет", 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: